Файл: Оперативно-розыскная деятельность и права граждан(Теоретические аспекты обеспечения прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По буквальному смыслу положений, закрепленных в ст. ст. 2, 45 и 48 Конституции РФ, право на получение юридической помощи адвоката гарантируется каждому лицу независимо от его формального процессуального статуса, в том числе от признания задержанным и подозреваемым, если управомоченными органами власти в отношении этого лица предприняты меры, которыми реально ограничиваются свобода и личная неприкосновенность, включая свободу передвижения, - удержание официальными властями, принудительный привод или доставление в органы дознания и следствия, содержание в изоляции без каких-либо контактов, а также какие-либо иные действия, существенно ограничивающие свободу и личную неприкосновенность.

Эти ясно выраженные правовые позиции Конституционного Суда РФ игнорируются, когда проверка сообщения о противоправных действиях производится органом, осуществляющим ОРД. Более того, судебная практика свидетельствует о вопиющих случаях, которые происходят с задержанными при ОРМ лицами. После задержания оперативные сотрудники, как правило, в отсутствие адвоката стремятся незамедлительно получить у лица объяснения по факту его причастности к совершению преступления, при этом не всегда законными методами и способами. А затем следственные органы стараются эти объяснения представить суду в качестве основных доказательств совершения этим лицом преступления.

В связи с этим следует констатировать следующее. В момент, когда ОРМ перестало быть негласным и лицо задержано органом, осуществляющим ОРД, по подозрению в совершении преступления, этому лицу должно быть разъяснено его конституционное право на защиту и обеспечена возможность реализации этого права в форме квалифицированной юридической помощи адвоката. Несоблюдение этих правил со стороны следственных и судебных органов должно в силу ст. 75 УПК РФ влечь признание полученных оперативными службами доказательств недопустимыми к использованию в доказывании фактических обстоятельств уголовного дела.

В связи с изложенным представляется необходимым п. 6 ч. 3 ст. 49 УПК РФ дополнить положением следующего содержания: «Защитник участвует в деле с момента начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ, в том числе и при производстве гласных оперативно-розыскных мероприятий органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность»[11].


Только конкретизация закона позволит искоренить злоупотребления и обеспечить реализацию права граждан на защиту.


 

Глава 2. Оперативно-розыскная деятельность и права человека: проблемные аспекты

2.1 Актуальные проблемы соблюдения законодательства при проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан

Причины нарушения законодательства в этой сфере в значительной степени обусловлены ее недостаточным законодательным регулированием, в том числе в части реализации прокурором полномочий по восстановлению прав и законных интересов граждан, нарушенных действиями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД), а также порядка рассмотрения прокурором жалоб на постановления указанных органов, порядка судебного рассмотрения и дальнейшего обжалования незаконных судебных постановлений.

Так, в соответствии со ст. ст. 8, 9 ФЗ об ОРД проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, допускается на основании судебного решения. К числу таких прав в силу ст. ст. 23 и 25 Конституции РФ относятся права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища. Необходимо отметить, что федеральным законодательством предусмотрены и другие права, ограничение которых при проведении ОРМ возможно только на основании судебного решения. Гарантиями законности проведения ОРМ, ограничивающих указанные права, выступают прокурорский надзор и судебный контроль. При этом в подавляющем большинстве случаев только уполномоченный прокурор может выявить факты нарушений законодательства, регламентирующего ОРД при проведении указанных ОРМ, поскольку возможности института судебного контроля в этой сфере объективно ограничены. проблема, требующая законодательного регулирования, - процедура обжалования в суде постановления органа, осуществляющего ОРД, ходатайствующего о разрешении проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 5 ФЗ об ОРД лицо, полагающее, что ставшие известными ему действия органов, осуществляющих ОРД, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий ОРД, прокурору или в суд[12].


Имеющееся разграничение процедур обжалования, с учетом двух постановлений Пленума Верховного Суда РФ, не устраняет правовую неопределенность в этом вопросе, недостаточно способствует единообразному правоприменению[13]. Так, для судебного обжалования предусмотрены две возможные процедуры: либо в порядке ст. 125 УПК - жалобы на решения и действия должностных лиц, органов, осуществляющих ОРД по выявлению, пресечению преступлений, а также проверке поступивших заявлений и иных сообщений о совершенном или готовящемся преступлении в порядке выполнения поручения следователя, руководителя следственного органа и органа дознания ; либо в порядке гл. 25 ГПК РФ - жалобы и представления на решения, действия (бездействие) должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, когда они не исполнялись на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Таким образом, предлагаются два порядка обжалования: уголовно-процессуальный и административный (до 15 сентября 2015 г. - гражданско-процессуальный), но критерии разграничения между ними размыты, к тому же не всегда без изучения материалов ДОУ можно сделать вывод об основаниях проведения ОРМ, что при поступлении жалобы не дает суду возможности изначально бесспорно определить вид процесса, в котором она будет рассмотрена.

В связи с этим поддерживаем позицию С.С. Батурин, полагающего, что раз ОРМ и правоотношения, складывающиеся при их проведении, являются предметом правового регулирования оперативно-розыскного законодательства, то и судебный порядок рассмотрения жалоб на действия органов, осуществляющих ОРД, должен быть закреплен в ФЗ об ОРД[14].

В ФЗ об ОРД необходимо также регламентировать порядок рассмотрения прокурором жалоб на действия и решения органов, осуществляющих ОРД, поскольку этот вопрос не в полной мере законодательно урегулирован. Так, в ФЗ об ОРД, Приказе № 33[15] этот порядок не закреплен. УПК не предусматривает обязанности прокурора по рассмотрению жалоб на действия органов, осуществляющих ОРД, в порядке ст. 124 УПК. Также не содержится указаний об этом и в Приказе Генерального прокурора РФ от 1 ноября 2011 г. N 373 "О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора"[16].

Таким образом, указанные жалобы - это жалобы на нарушение федерального законодательства. При этом нельзя проводить аналогию с порядком рассмотрения жалоб, определенным для судей.
Освещая имеющиеся проблемы соблюдения законодательства в этой сфере, авторы выражают надежду, что предложенные возможные пути их решения найдут свое отражение в законодательных инициативах.


2.2 Вопросы совершенствования российского законодательства в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Одним из препятствий в формировании Российской Федерации как демократического, правового государства является преступность. В нашей стране в переходный период данное общественно опасное явление получило мощный толчок к развитию. Количественные показатели, а так же качественные сдвиги (организованность, сращивание общеуголовных, экономических и политических элементов, активность, наступательность в противодействии правоохранительным структурам, экстремистская и террористическая направленность на государственные устои и т.д.) преступности позволяют утверждать о возникновении угрозы национальной безопасности с ее стороны. 

В этих условиях традиционные уголовно-процессуальные формы и методы борьбы перестают быть эффективными. Как следствие, особую значимость приобретают оперативно-розыскные средства противодействия преступности. В силу конспиративности, сочетания арсенала гласных и негласных сил и средств, присущих данной правоохранительной форме, оперативно-розыскная деятельность позволяет добиваться высоких результатов в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений. На сегодняшний день большинство тяжких и особо тяжких преступлений раскрывается исключительно с использованием результатов оперативно-розыскной деятельности. По ряду преступлений уголовные дела, как правило, возбуждаются исключительно после проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на их выявление. Например, преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, выявляются путем проведения проверочных закупок и контролируемых поставок, преступления коррупционной направленности - в результате проведения оперативных экспериментов.

Отличительными чертами ОРД, актуальными в разрезе затронутой нами проблематики, является, во-первых, ее закрытый характер. До начала 90-х годов прошлого столетия в нашем государстве практически полностью отсутствовала регламентация оперативно-розыскной деятельности на законодательном уровне. Сегодня по-прежнему, в силу своей специфики оперативно-розыскная деятельность в большей своей мере регламентируется аналогичными нормативными актами МВД, ФСБ РФ и иных правоохранительных структур и спецслужб, уполномоченных законом на ее проведение. Но все их положения не должны противоречить действующему в настоящее время Федеральному закону РФ «Об оперативно-розыскной деятельности».


Во-вторых, осуществление ОРД в силу ее разведывательного характера тесно связано с проникновением в сферу прав и свобод человека и гражданина. В рамках оперативно-розыскных мероприятий практикуется негласное ограничение конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, право на неприкосновенность жилища и др.

В силу указанных особенностей ОРД постоянно балансирует между интересами борьбы с преступностью с одной стороны и интересами, правами и свободами личности с другой. Это в свою очередь обусловливает большое количество обращений граждан в суды различных уровней и компетенций, включая Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Европейский Суд по правам человека, по поводу неправомерных действий сотрудников оперативных подразделений, несоответствия положений ФЗ «Об ОРД», гарантиям прав и свобод человека и гражданина закрепленным нормами и принципами международного права, установленным Конституцией РФ.

При этом решения международных судебных инстанций, выносимые не в пользу Российской Федерации, свидетельствуют о признании ими российского оперативно-розыскного законодательства и практики деятельности органов, осуществляющих ОРД, не в полной мере соответствующими требованиям международного права.

Вместе с тем, при учете международного и зарубежного опыта и правовых стандартов должна приниматься во внимание национальная специфика и региональные особенности. Не следует рассматривать все предлагаемые Российской Федерации извне решения, нормы и принципы как безусловный идеал, к которому необходимо стремиться. Нами в целом разделяется точка зрения В. Д. Зорькина относительно вреда чрезмерному следованию абстрактным ценностям во вред национальным интересам России[17].

В этой связи, представляется, что особое внимание необходимо обращать на положения рекомендательных актов международных организаций, членом которых является Российская Федерация, в направлении развития и сближения законодательств близких нам по положению, проводимой политике, особенностям развития государств. Здесь в первую очередь следует выделять страны постсоветского пространства, входящие в Содружество Независимых Государств. 6 декабря 1997 г. на десятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ постановлением № 10-12 был принят модельный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».