Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности (Правовой статус органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность выбранной темы объясняется тем, определение в законодательстве статуса органов, осуществляющих ОРД, и их сотрудников достаточно определено закреплено в федеральном законе об ОРД.

Уголовно-процессуальное законодательство органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, объединяет с другими органами с разными функциями в единый орган, - орган дознания (ст. 40 УПК РФ), а сотрудники оперативных аппаратов, следовательно, становятся дознавателями (ч. 1 ст. 41 УПК РФ). Стремление органы ОРД подвести под общую процессуальную «крышу» с общими нормативными предписаниями не только не привели к успеху, но и пробудили серьезные трудности правоприменения и правопонимания, а это, приводит к угрозе нарушения принципа законности.

Особенно следует отметить, что такое правовое решение не отвечает ни историческому, ни современному понятию органа дознания и органа, осуществляющего ОРД.

Объектом исследования являются общественные отношения, осуществляемые в сфере осуществления правового статуса органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Предметом исследования является нормативные правовые акты, которые регулируют органы, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Цель курсовой работы является анализ правового статуса органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Для решения поставленной цели необходимо определить круг задач: определить органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, как субъекты отечественного уголовного процесса, определить задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проанализировать права и обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Методологической основой послужил диалектический метода научного исследования. Также были использованы исторический, сравнительно – правовой, логико – юридический, системно – структурный, лингвистический и другие методы научного познания.

Нормативную основу работы составляют положения Конституции РФ, Уголовный Кодекс РФ (далее –УК РФ), Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее – УПК РФ), федеральные законы – «Об оперативно-розыскной деятельности».

Теоретическая база представлена трудами таких известных учёных – юристов, как: Г.Г. Анисимов, А.Н. Зенкина, В.В. Важенина и др.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.


Глава1. Теоретические основы органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

1.1Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

Государственный орган, который правомочен осуществлять оперативно-розыскную деятельность, выступает оперативно-розыскной орган - правоохранительный орган (МВД России и др.) или специальная служба России (Служба Внешней Разведки России и др.), имеющие оперативные подразделения и в соответствии с оперативно-розыскным законодательством непосредственно частично или полностью данным правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

1. Органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Органов федеральной службы безопасности.

4. Таможенных органов Российской Федерации.

5. Службы внешней разведки Российской Федерации.

6. Федеральной службы исполнения наказаний.

7. Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны[1].

Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов перечисленных ранее.

Оперативно-розыскные органы следует отличать от других негосударственных и государственных субъектов. Например, различие оперативно-розыскных органов от правоохранительных органов состоит в том, что, с одной стороны, не все оперативно-розыскные органы являются сугубо правоохранительными, а с другой – не все правоохранительные органы следует отнести к оперативно-розыскными (например, органы прокуратуры не вправе, осуществлять оперативно-розыскную деятельность)[2].


Отличие также состоит у оперативно-розыскных органов и органов дознания. Например, в состав последних относятся такие субъекты, не являются оперативно-розыскными, это: начальники следственных изоляторов;

командиры воинских частей; капитаны морских судов и начальники зимовок; органы государственного пожарного надзора. Однако, в соответствии с УПК РФ они относятся к органам дознания.

Под полномочиями органов, которые осуществляют ОРД, понимают совокупность их обязанностей и прав, которые вытекают из функций и задач этих органов, которые обусловлены определенными отраслевыми законами и подзаконными актами.

Для разграничения и определения правомочий органов - субъектов ОРД следует руководствоваться: Законом Российской Федерации «О полиции»; Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности»; Федеральным законом «О государственной охране»; Федеральным законом «О службе в таможенных органах Российской Федерации»; Федеральным законом «О внешней разведке»; Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и др.

Компетенция органов - субъектов ОРД определяется исходя из подследственности преступлений, определенной ст. 151 УПК РФ.

Компетенция органов - субъектов ОРД ограничивается и нормами ФЗ «Об оперативно – розыскной деятельности». Так, оперативно-розыскные мероприятия, которые связанны с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических средств и сил органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Следует отметить, что структура органов оперативно-розыскной деятельность изменяется и происходит слияние некоторых органов, т.е. происходит их укрупнение.

1.2 Задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность


Какая бы не была деятельность, она в себя может включать средства, цель и результат. Дости­жение целей, которые предусмотрены ФЗ об оперативно-розыскной деятельности, обеспечивается благодаря ус­пешному решению оперативно-розыскных задач. Эти задачи могут быть разделены на общие и частные.

Общие задачи вытекают из содержания ст. 2 федерального закона об оперативно-розыскной деятельности. К ним относятся:

· осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, след­ствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

· предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений, а также установление и выявление лиц, их подготавливающих, совершивших;

· добывание информации о действиях или событиях, которая бы создавала угрозу военной, государственной, экономической или экологической безопас­ности России[3].

Общие задачи оперативно-розыскной деятельности взаимосвязаны, но каждая из них имеет определенное содержание, поэтому их верное рассматривать как самостоятельные задачи.

Пресечение и предупреждение преступлений – это одна из задач оперативно-розыскной деятельности, ко­торая состоит в превентивном воздействии на причины и условия, способ­ствующие совершению преступления, или на поведение определенного лица или группу лиц, с целью не допустить совершения им общественно опасного де­яния.

Пресечение преступлений предполагает активное вмешательство опе­ративных работников в деятельность лица и лишение его реальной возможности продолжить осуществление умышленного преступления на стадии при­готовления или покушения (ст. 30 Уголовного кодекса РФ). Методы пресечения могут быть самыми разными.

При использовании оперативно-розыскных средств, сил и методов в профилактике преступлений важное значение отдается оперативно-розыскной профилактики.

Оперативно-розыскная профилактика - это система целе­направленных оперативно-розыскных и других предусмотренных законом мер, проводимых в отношении лиц, от которых можно ожидать совершения пре­ступлений, с целью осуществления за ними оперативного контроля, оказания профилактического воздействия, предупреждения подготав­ливаемых и замышляемых преступлений, а также использования в общепрофилактической работе органов внутренних дел негласной информации[4].

В структуру оперативно-розыскной профилактики включаются особые средства проверки, собирания, хранения и использования негласной и гласной информации в отношении профилактируемых лиц. Эта информа­ция акцентируется в соответствующих карто­теках, делах оперативного учета, информационных системах профилактического, оперативно-розыскного и справочного значения. Собранная этим образом информация может ис­пользоваться для целенаправленного оперативно-профилактического воздей­ствия на лиц, которые себя зарекомендовали отрицательно совершением действий, ярко носящих выраженный антиобщественный характер.


Раскрытие и выявление преступлений, а также выявление лиц, их совершивших, является важной за­дачей оперативно-розыскной деятельности. Значение этой задачи явно подтверждается статистическими данными о преступности. При этом в задачи орга­нов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, не входит установление наличия всех элементов состава преступления, так как это задача следователя. Поводом к началу про­изводства оперативно-розыскных мероприятий могут послужить достаточные данные, позволяющие полагать, что преступление совершилось в форме законченного покушения или деяния[5].

Специфической самостоятельной задачей ОРД является розыск лиц, которые скрываются от органов следствия, дознания и суда. Решение этой задачи осуществляется с помощью при­менения комплекса оперативно-розыскных и других мер, проводимых с целью установления места нахождения разыскиваемого его задержания. Большая часть розыскной работы осуществляется подразделениями уголовного розыска Министерства внутренних дел (МВД) России.

Добывание информации о действиях или событиях, создающих угрозу военной, государственной, экономической или экологической безопасности, является задачей оперативно-розыскной деятельности, которая относится к компетенции Федеральной службы безопасности (ФСБ)[6].

Наряду с общими выделяются,  и частные задачи, которые для каждого органа конкретизиру­ются, с учетом специфики их дея­тельности.

Поскольку в составе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в пределах своей компетенции, функционируют разные оперативные подразделения (службы), в ведомственных приказах, инструкциях, с учетом социально-экономической ситуации, компетенции службы опреде­ляются их частные задачи. Например, к задачам оперативных аппаратов по борьбе с экономическими преступлениями в специальной литературе отно­сят следующие: возмещение материального ущерба; пресечение, выявление и раскрытие экономических преступ­лений; выявление условий и причин, способствующих совершению экономических преступлений; для принятия мер по их устранению внесение пред­ложений.

Частными задачами оперативных подразделений органов, исполняющих наказание, согласно ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) РФ.

Поэтому следует заметить, что частные задачи отражают специфику оперативного подразде­ления и в целом общим задачам не противоречат.