Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности (Правовой статус органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Правовой статус органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

2.1 Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Под правами органов, осуществляющих ОРД, понимается предоставленная нормами права возможность (полномочие) выполнения ими действий в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Содержание прав субъектов может быть раскрыто только через их действия. Однако не следует отождествлять право субъектов ОРД с их действиями. Оно лишь является юридической необходимостью и возможностью выполнять определенные действия.

Наряду с возможностью определенного в законе действия или совокупности действий самого управомоченного субъекта права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, включают в себя и требование соответствующего поведения от других субъектов - юридических или физических лиц. Это два вида необходимых и возможных правомерных действий, которые составляют основу содержания прав органов - субъектов ОРД[7].

При решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, правомочны ее осуществлять, и они имеют право:

1. Проводить негласно и гласно оперативно-розыскные мероприятия, при их проведении проводить изъятие предметов, документов, материалов и сообщений, а также в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица прерывать предоставление услуг связи, а также угрозы военной, государственной, экономической, экологической или информационной безопасности Российской Федерации.

2. На безвозмездной либо возмездной основе устанавливать отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность[8].

3. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий использовать по устному или договору соглашению служебные помещения, имущество учреждений, предприятий, организаций, воинских частей, а также нежилые и жилых помещения, транспортные средства и другое имущество частных лиц.


4. В целях конспирации использовать документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, организаций, учреждений, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих на конфиденциальной основе им содействие .

Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.

2.2 Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

При решении задач оперативно-розыскной деятельности определенных законом органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны:

1. В пределах своих полномочий принимать все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности государства и общества.

2. В пределах своих полномочий исполнять в письменной форме поручения органа дознания, руководителя следственного органа о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, принятым ими к производству, а также решения суда по уголовным делам.

3. На основе и в порядке, предусмотренных международными договорами России, выполнять запросы соответствующих международных правоохранительных органов и организаций и специальных служб иностранных государств.

4. Информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории России, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, которые относятся к компетенции этих органов, и оказывать необходимую помощь этим органам.

5. При осуществлении оперативно-розыскной деятельности соблюдать правила конспирации[9].

6. В порядке, установленном законодательством Российской Федерации содействовать обеспечению сохранности и безопасности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств. Так, например, С. обратился в суд с иском к ОМВД России по Сакмарскому району Оренбургской области, УМВД России по Оренбургской области, Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда и убытков, указав, что в ходе рассмотрения уголовного дела N 1/1/-55/2015 в судебном заседании 30 июня 2015 года старший УУП и ПДН ОМВД России по Сакмарскому району Н. показал, что он (истец) является его агентом, то есть лицом, содействующим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, помог раскрытию двух преступлений, тем самым Н. нарушил п. 6 ст. 14 Федерального закона N 144-ФЗ от 12 августа 1995 года "Об оперативно-розыскной деятельности" - раскрыл конфиденциальную информацию, в результате чего создал реальную угрозу противоправного посягательства на жизнь истца, здоровье или имущество его семьи. Следователю Октябрьского МСО СУ СК Российской Федерации по Оренбургской области Н. пояснял, что он (истец) является его доверенным лицом, содействующим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, вместе с тем, в Федеральном законе N 144-ФЗ от 12 августа 1995 года понятие "доверенное лицо" отсутствует.


Поскольку С. не было представлено доказательств того, что он оказывал содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность на конфиденциальной платной, либо безвозмездной основе, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования истца о взыскании убытков, относящихся к расходным обязательствам Российской Федерации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, необоснованны и удовлетворению не подлежат.

Суд признал необоснованными и доводы иска С. о том, что Н. нарушил требования ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", раскрыв сведения об оказании им содействия оперативно-розыскным органам, так как истцом не представлено об этом никаких доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости.

Поскольку в указанных выше протоколе судебного заседания и приговоре суда от 25 июня 2015 года отсутствуют сведения о том, что С. является агентом старшего УУП и ПДН ОМВД России по Сакмарскому району Н., то есть лицом, содействующим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, судом сделан правомерный вывод об отсутствии правовых оснований для признания сведений, сообщенных Н., порочащими честь и достоинство истца.

Доказательств причинения истцу нравственных страданий действиями сотрудника ОМВД РФ по Сакмарскому району также не представлено.

Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, пришел к правильному выводу о том, что отсутствуют предусмотренные законом основания для удовлетворения иска С.

Данный вывод подробно мотивирован, соответствует закону и фактическим обстоятельствам дела, основан на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал должную, отвечающую правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правовую оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи[10].

Следует отметить, что обязанностям субъектов ОРД, вытекающим из норм, также соответствуют права участников оперативно-розыскных правоотношений.

Обязанность соблюдать правила конспирации вытекает и из прав оперативных подразделений на проведение ОРМ как гласно, так и негласно, из положений законодательных и подзаконных актов, определяющих отнесение сведений об организации и тактике ОРД к государственной тайне, и др[11].


Защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств являются целями ОРД, провозглашенными в ст.1 Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных Законом об ОРД (ст.5).

Данные положения детализируют положения Конституции РФ, провозглашающей в качестве высшей ценности человека, его права и свободы, а также обязанность государства по их признанию, соблюдению и защите. Соответственно, субъекты ОРД, будучи государственными органами, обязаны гарантировать защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Заключение

В заключение курсовой работы, отметим, что поставленная в работе цель достигнута, задачи, стоящие перед нами выполнены.

В результате проведенного исследования отметим следующие выводы.

Содержание ОРД раскрывается законодателем через определение понятия этой деятельности с обозначением ее цели, посредством постановки задач, определения принципов, правовой основы, исчерпывающего перечня оперативно-розыскных мероприятий, оснований и условий их проведения, регламентации прав и обязанностей субъектов этой деятельности, использования результатов ОРД и др.

Содержание оперативно-розыскной деятельности рассматривается во взаимосвязи субъекта ОРД и осуществляемых им действий с определенным противопоставлением его объектам ОРД. Цель органов, осуществляющих ОРД, прежде всего выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, выявление и установление лиц, их совершивших.

Законодатель четко определил субъектов этой деятельности путем их перечисления (ст.13 ФЗ № 144), а также предусмотрел их деятельность, направленную на подготовку и проведение ОРМ. Деятельность субъектов регламентирована как самим ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», так и другими законодательными, а также ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами, определяющими компетенцию субъектов, порядок их взаимодействия, детализирующими оперативно-розыскную деятельность, в том числе ее организацию и тактику.


Совокупность перечисленных и других положений определяет гарантии законности деятельности субъектов и гарантии прав объектов ОРД. Субъектам предписывается действовать в строго установленном законом и ведомственными нормативными актами порядке, что обеспечивает им неприкосновенность перед законом за мнимые нарушения (например, злоупотребление полномочиями, нарушение конституционных прав личности), а объектам либо обеспечивает в установленных пределах их неприкосновенность, соблюдение прав, либо их ограничивает, но в строго установленных рамках, т.е. не допускает произвольных действий со стороны субъектов ОРД.

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

  1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 №11 – ФКЗ)//Рос. газета. – 2014. – № 163. – 23 июл.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // Собрание законодательства РФ.-2001.-№52.-Ст.4921.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63 – ФЗ (ред. от 19.02.2018) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
  4. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ.-1995.-№33.-Ст.3349.

Литература

  1. Баженов С.В. Порядок представления следователю результатов оперативно-розыскной деятельности / С.В. Баженов // Законодательство и практика. -2015.- № 1.- С. 32 - 42.
  2. Бастрыкин А.И. Уголовный процесс: учебник / А. И. Бастрыкин и др. – М.: Юрайт, 2014. – 545 с.
  3. Батурин С.С. Об основаниях проведения оперативно-розыскных мероприятий / С.С. Батурин // Российский юридический журнал. -2013.- № 4.- С. 161 - 168.
  4. Боруленков Ю.П. Принципы оперативно-розыскной деятельности как методологическая основа специфической юридической деятельности / Ю.П. Боруленков // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление.- 2013.- № 2. -С. 14 – 20.
  5. Буткевич С.А. Оперативно-розыскное обеспечение деятельности органов внутренних дел в особых условиях: проблемы теории и практики / С.А. Буткевич // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. -2015. -№ 4(30) – С.2-9.
  6. Важенин В.В. Перспективы совершенствования законодательного регулирования проведения оперативно-розыскных мероприятий / В.В. Важенин // Общество и право.-2013.-№4.- Ст.170-173.
  7. Гриненко, А.В. Уголовный процесс: учебник и практикум / А. В. Гриненко. – М.: Юрайт, 2014. – 333 с.
  8. Зажицкий В.И. О проекте Оперативно-розыскного кодекса Российской Федерации / В.И. Зажицкий // Российская юстиция.- 2016. -№ 3.- С. 51 - 55.
  9. Зенкин А.Н. Подмена уголовно-процессуальных действий оперативно-розыскными мероприятиями / А.Н. Зенкин // Законность.- 2017.- № 1.- С. 61 - 63.
  10. Кучкина В.Г. Вопросы совершенствования понятий, используемых в следственной и оперативно-розыскной деятельности / В.Г. Кучкина // Вестник Краснодарского университета МВД России.-2016.-№1 (31).- С.96-101.
  11. Лиджаев К.В. Проблемы и возможность совершенствования правового регулирования оперативно-розыскной деятельности / К.В. Лиджаев // Вестник Брянского государственного университета.-2013.-№4.- С.19-23.
  12. Омелин В.Н. Соотношение оперативно-розыскных мероприятий и иных смежных оперативно-розыскных действий / В.Н. Омелин // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. -2016. -№ 6.- С. 9 - 12.
  13. Проблемы развития процессуального права России: монография / А.В. Белякова, Л.А. Воскобитова, А.В. Габов и др.; под ред. В.М. Жуйкова.- М.: Норма, Инфра-М, 2016. –С.64.
  14. Смирнов В.А. Вопросы комплексного применения уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных средств в противодействии организованной преступности / В.А. Смирнов // Российский следователь. -2014.- № 9. -С. 22 - 25.
  15. Тарасов А.М. Государственный контроль как гарант обеспечения законности и прав граждан Российское уголовное права.- 2015.- №5.-С.3-6. // Сайт справочно – правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электр. дан. – Заглавие с экрана. URL:http://www.consultant.ru (дата обращения 30.03.2018).
  16. Уголовное процессуальное право : учебник / отв. ред. Д.И. Беднякова, P.C. Белкина, Е.А. Доля. М.: Норма, 2014.-482 с.
  17. Уголовное процессуальное право : учебник / отв. ред. И.Я. Козаченко, Г.П. Новоселов. М.: Проспект , 2013. - 697 с.
  18. Шамардин А.А. Правоохранительные органы (судоустройство): Учебник / А.А. Шамардин.- М.: Юрист, 2015. - 384 с.
  19. Шкабин Г.С. Уголовно-правовая характеристика обстановки проведения оперативно-разыскных мероприятий / Г.С. Шкабин // Российский следователь. - 2017. - № 7.- С. 22 - 25.