Файл: Источники финансирования социального обеспечения (Финансирование социальной защиты населения как условие реализации социальной политики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Финансирование социальной сферы осуществляется по следующим основным направлениям: социальная защита в случае нетрудоспособности; социальная защита пенсионеров; социальная защита ветеранов войны и труда; социальная защита семьи, детей и молодежи; социальная защита безработных; помощь в решении жилищного вопроса; социальная защита других категорий населения; фундаментальные и прикладные исследования и разработки в сфере социальной защиты; другая деятельность в сфере социальной защиты[12].

Отметим, что в настоящее время около 70% населения в мире не имеют доступа к достойной системе социальных гарантий. Об этом сообщалось в докладе Международной организации труда (МОТ)[13]. Данная тенденция в большинстве стран коснулась наиболее незащищенных категорий населения, в результате проводимых правительством этих стран мер по экономии бюджетных ресурсов, что являлось реакцией на различного рода факторы экономической неопределенности, слабого экономического роста и возросшего неравенства населения.

Следует добавить, что развивающиеся государства выделяют на социальное обеспечение 16-18% ВНП, в то время как высоко развитые страны расходуют до 30% ВНП[14].

В России данный показатель составляет лишь 13%, что говорит о достаточно низком уровне социальной защиты граждан. Так же, говоря о социальном обеспечении граждан РФ, стоит добавить, что выплачиваемые пенсии и пособия составляют всего 30-35% размера предшествующей заработной платы. Немаловажным является то, что средний размер заработной платы РФ в несколько раз меньше заработной платы в европейских странах[15].

Таким образом, результаты исследования указывают на положительные сдвиги в системе социальной защиты населения (поднятие минимальных стандартов и предоставления государственной помощи), но негативным является и катастрофическое недофинансирование отрасли и, как последствие, сокращение или прекращение финансирования программ обеспечения социального развития.

С целью преодоления указанных проблем на уровне государства целесообразной является разработка и внедрение не только государственных социальных реформ, но и поощрения заинтересованных лиц в увеличении источников финансирования социальной сферы. В частности, по моему мнению, надо расширить перечень услуг социального характера, которые будут предлагаться негосударственными учреждениями. С этой целью необходимо сформировать: базовый перечень государственных услуг, направленных на конкурентное финансирование; методические рекомендации по расчету нормативных затрат на предоставление государственных услуг; требования к качественным характеристикам социальных услуг, направленных на конкурентное финансирование; правовые основы размещения заказа на оказание государственных социальных услуг негосударственными учреждениями; критерии отбора поставщиков услуг и тому подобное.


Безусловно, привлечение негосударственного сектора в финансирование социальной сферы связано с рядом проблем, ведь субсидирование негосударственного сектора на равных условиях с государственным невозможно в условиях ограниченности бюджетных ресурсов.

Привлечение негосударственного сектора к оказанию социальных услуг создаст условия для повышения качества услуг вследствие развития конкурсных механизмов бюджетного финансирования, будет способствовать сокращению дефицита в части предоставления населению ряда обязательных услуг в социальной сфере.

Таким образом, в условиях экономической нестабильности и катастрофического недостатка средств, рост числа лиц, нуждающихся в государственной помощи, финансирование социальной сферы остается актуальной проблемой, для решения которой целесообразно привлекать не только государство, но и рядовых граждан и хозяйствующие структуры.

Основными направлениями совершенствования механизма финансового обеспечения социальной сферы должны стать: усиление ответственности за нецелевое использование средств; оптимальное разграничение полномочий по осуществлению расходов между органами власти всех уровней; привлечение неправительственных организаций к оказанию социальных услуг с целью повышения их качества и тому подобное. Только комплексное внедрение определенных мероприятий позволит достичь повышения эффективности финансирования социальной сферы и улучшение качества жизни населения как основной цели реализации социально-экономической политики государства.

Заключение

По итогам проведенного исследования в рамках настоящей курсовой работы я пришел к следующим умозаключениям.

Социальная защита населения является важнейшей составляющей социальной политики. Она направлена на предоставление каждому человеку социальных, юридических гарантий и реальных возможностей для реализации его прав для обеспечения уровня жизни, необходимого для нормального существования, развития личности и воспроизводства.

Наиболее полное определение социальной защиты имеет следующий контекст «социальная защита есть система социальных отношений, мер и правовых гарантий, защищающих любого члена общества от экономической, социальной и физической деградации вследствие внезапного и резкого ухудшения условий его благосостояния, угрозы здоровью и жизни, невозможности реализовать свой трудовой и гражданский потенциал».


В качестве субъектов социальной защиты выступают: государство; страховые организации; общественные организации; внебюджетные организации; благотворительные фонды, работодатели. Объектами социальной защиты являются: наемные работники; пенсионеры; инвалиды; бедные семьи; безработные; и др.

Возникновение кризисов финансового, экономического и политического характера, в России, выдвигает на первый план решение вопросов социальной политики и управления развитием социальной сферы, которая бы отвечала современным потребностям населения. Наиболее значимыми задачами государства является обеспечение социальной защитой всех слоев населения с помощью эффективной социальной политики, формой реализации которой выступает действенный и качественный процесс финансирования социальной сферы.

Важным источником финансирования системы социальной защиты населения являются бюджеты бюджетной системы страны. В среднесрочной перспективе возрастает значение, прежде всего, федерального бюджета. Это означает, что бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами будут являться достаточно функциональной финансовой базой для осуществления социальных преобразований, перехода на более высокий уровень социального обслуживания населения страны.

Важным условием реализации социальной политики государства является ее реализация в регионах. Региональная социальная политика также обеспечивает защиту прав и интересов социально незащищенных слоев населения, базируясь на федеральных законах.

В условиях социально-экономической нестабильности региональные органы власти изыскивают возможности реализации дополнительных мер поддержки семей. Разрабатываются конкретные целевые программы, как правило, региональные программы направлены на поддержку социально незащищенных слоев населения, им оказывается дополнительная адресная поддержка. В первую очередь, в регионах обеспечивается социальная поддержка беременных женщин, женщин, имеющих детей младшего и школьного возраста, многодетных семей.

С целью преодоления указанных проблем на уровне государства целесообразной является разработка и внедрение не только государственных социальных реформ, но и поощрения заинтересованных лиц в увеличении источников финансирования социальной сферы.

Безусловно, привлечение негосударственного сектора в финансирование социальной сферы связано с рядом проблем, ведь субсидирование негосударственного сектора на равных условиях с государственным невозможно в условиях ограниченности бюджетных ресурсов.


Привлечение негосударственного сектора к оказанию социальных услуг создаст условия для повышения качества услуг вследствие развития конкурсных механизмов бюджетного финансирования, будет способствовать сокращению дефицита в части предоставления населению ряда обязательных услуг в социальной сфере.

Таким образом, в условиях экономической нестабильности и катастрофического недостатка средств, рост числа лиц, нуждающихся в государственной помощи, финансирование социальной сферы остается актуальной проблемой, для решения которой целесообразно привлекать не только государство, но и рядовых граждан и хозяйствующие структуры.

Основными направлениями совершенствования механизма финансового обеспечения социальной сферы должны стать: усиление ответственности за нецелевое использование средств; оптимальное разграничение полномочий по осуществлению расходов между органами власти всех уровней; привлечение неправительственных организаций к оказанию социальных услуг с целью повышения их качества и тому подобное. Только комплексное внедрение определенных мероприятий позволит достичь повышения эффективности финансирования социальной сферы и улучшение качества жизни населения как основной цели реализации социально-экономической политики государства.

Таким образом, финансирование социальной сферы является одной из основных составляющих социально-экономического развития любого государства, что определяет актуальность выбранной темы исследования.

Библиография

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательств Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 31 ст. 4398.

2. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ //СЗ РФ. – 2013. - № 52 (часть I). - Ст. 7007.

3. Абрамов В.И. Соотношение понятий «охрана», «защита», «гарантированность», «обеспечение» прав ребенка / В.И. Абрамов // Государство и право. – 2006. - № 6.

4. Государственное финансовое обеспечение социальной сферы: [монография] / Под ред. д.ф, проф. Т.М. Кирьян. - Черкассы: В-во Чабаненко Ю., 2012.

5. Ефимов О.Н. Социальное страхование в России – М.: ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ, 2014.

6. Жуков В.А., Учайкин Ю.Н., Петросов С.Н. Политика государства в аспекте реализации социальной защиты и социальных гарантий социально уязвимых слоев и групп населения// Социальные аспекты здоровья населения. 2015. Т. 41. № 1.


7. Карепина О.И. Государственный финансовый контроль государственных программ. В сборнике: Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2016.

8. Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия «социальная защита» / Т.К. Миронова // Трудовое право. – 2008. – № 3.

9. Никифорова О.Н. Система социальной защиты населения и ее сущность // Ресурсы Ин формация Снабжение Конкуренция. – 2011. -№ 2.

10. Осадчая Г.И. Социология социальной сферы. Учебное пособие для высшей школы. Изд. 4-е, перераб., доп. М.: Академический проект, 2009.

11. Павлюченко В.Г. Социальное страхование. Учебное пособие. - М.: «Дашков и К», 2007.

12. Пигуль Н. Теоретические аспекты формирования социальной сферы в современных экономических условиях / Н. Пигуль // Эффективная экономика. - 2013. - № 11.

13. Ронк В. Д.. Основы социального страхования. М. Анкия, 2005.

14. Тепина И.Н. К вопросу о социально-экономической политике и социальной защите населения// Международный журнал экспериментального образования №2, 2015.

15. Якимчук С.В. Социальная защита населения и ее совершенствование в современных условиях. Монография – Белгород: ИП Остащенко А.А. 2008.

Приложение А

Определение Верховного суда Республика Северная Осетия-Алания от 23.11.2010 г. по делу № 33-1820/24 Официального сайт Верховного суда Республика Северная Осетия-Алания: http://vs.wlk.sudrf.ru/.

Определение Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.08.2008 г. N 10641/08 по делу N А44-3300/2007 / Документ опубликован не был // СПС Консультант Плюс.

Решение Верховного Суда Республики Республика Северная Осетия-Алания от 15.03.2012 г. по делу № 33- 404/24 // «Правосудие. Вестник Верховного Суда Республика Северная Осетия-Алания» 2013.

Кассационное Определение Верховного суда Республики Республика Северная Осетия-Алания от 17.01. 2012 г. по делу № 33-79/24 // «Правосудие. Вестник Верховного Суда Республика Северная Осетия-Алания 2013.

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 1998 г. N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» // Вестник ВАС РФ. 1998. N 10.

Кассационное определение Верховного Суда Республика Северная Осетия-Алания от 05.04. 2011 г. по делу № 33-633/25// Правосудие. Вестник Верховного Суда Республика Северная Осетия-Алания , 2012.