Файл: Источники финансирования социального обеспечения (Финансирование социальной защиты населения как условие реализации социальной политики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предусмотрена разработка индивидуальной программы оказания социальных услуг. Согласно закону, платность соцуслуг, предоставляемых в полустационарных условиях и на дому, базируется на адресном подходе к их получателям и зависит от уровня их среднедушевого дохода. При этом закреплено, что новые условия предоставления соцуслуг не должны ухудшить положение тех, кто имеет право на их получение в настоящее время[8].

Бесплатно соцуслуги оказываются следующим категориям. Во всех формах – несовершеннолетним детям, а также пострадавшим от чрезвычайных ситуаций и вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. На дому и полустационарной форме бесплатно могут получать соцуслуги граждане, чей среднедушевой доход ниже установленной величины. Размер предельного среднедушевого дохода для предоставления соцуслуг бесплатно будут определять региональные власти (но не менее 1,5 регионального прожиточного минимума).

Глава 2. Финансирование социальной защиты населения как условие реализации социальной политики

Одной из самых серьезных задач социально-ориентированной экономики Российской Федерации является работа, направленная на социальную защиту всех слоев населения и на выработку стратегии действенной социальной политики, которая охватывает все сферы экономических связей в стране.

Современная ситуация в стране довольно неустойчивая: экономика является нестабильной, крайне медленно растет количество людей с доходами, выше прожиточного минимума, наблюдается усиление тенденции к различению населения по доходам, достаточно остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации.

Социальное обеспечение является основным подтверждением заботы государства о своих гражданах, а источники финансирования являются основным инструментом поддержания финансовой стабильности социальной защиты, что требует повышения качества контроля за адресным финансирование социальной защиты населения.

Необходимость бюджетного финансирования социальной защиты обусловлена свойствами социальных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитии страны.


Согласно Конституции Российской Федерации, важнейшей обязанностью государства является обеспечение социальных прав, поскольку Россия заявила о себе как социальное государство. Социальная ориентация экономики выражается в подчинении производства потребителю, удовлетворении социальных потребностей населения и стимулировании этих потребностей. Вместе с тем она предполагает необходимое перераспределение доходов между более обеспеченными и менее обеспеченными слоями населения, накопление в бюджетах разных уровней и различных фондах средств на оказание населению социальных услуг и предоставление социальных гарантий.

Важным источником финансирования системы социальной защиты населения являются бюджеты бюджетной системы страны. В среднесрочной перспективе возрастает значение, прежде всего, федерального бюджета. Это означает, что бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами будут являться достаточно функциональной финансовой базой для осуществления социальных преобразований, перехода на более высокий уровень социального обслуживания населения страны.

Тенденции формирования расходов федерального бюджета социального характера по функциональным разделам классификации расходов бюджета сохраняются на среднесрочную перспективу. Так, бюджетные ассигнования в 2015 году по разделу «Социальная политика» определены в сумме 4001, 9 млрд. руб. (114,7% к предыдущему году), в 2016 году – 4 554, 0 млрд. руб. (113,8%), в 2017 году – 4 667,3 млрд. руб. (102,6%). По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела составляет в 2014 году 4,8%, в 2015 году – 5,2%, в 2016 году – 5,5% и в 2017 году –5,2 процента. Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу «Социальная политика» по сравнению с 2014 годом (24,8%) увеличивается и составляет в 2015 году 25,8%, в 2016 – 28,7% и в 2017 году – 28,7 процента.

Наибольший объем расходов по этому разделу занимают расходы, предусмотренные по подразделу «Пенсионное обеспечение» - 65,1%. Изменения объемов бюджетных ассигнований, обусловлены общими правилами составления проекта федерального бюджета с учетом уровня инфляции, курса долл. США по отношению к рублю, решений по оптимизации расходов и др. В составе расходов по разделу «Социальная политика» учтены бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат, в том числе:

- ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан,

-пособия гражданам, имеющим детей,

- меры социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации,


- компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с прохождением военной службы,

- предоставление материнского (семейного) капитала.

Бюджетные ассигнования на указанные цели предусмотрены с учетом индексации размеров выплат и увеличения численности получателей в связи с необходимостью предоставления данных выплат гражданам, проживающим на территории Республики Крым и города Севастополя. Основными направлениями и ориентирами социальной политики на среднесрочную перспективу будут являться сокращение масштабов бедности и развитие социальной помощи гражданам России на основе:

- поддержания высоких темпов экономического роста;

- обеспечения макроэкономической стабильности;

- увеличения денежных доходов населения;

- повышения эффективности программ социальной защиты;

- совершенствования механизма социального партнерства.

Важным условием реализации социальной политики государства является ее реализация в регионах. Региональная социальная политика также обеспечивает защиту прав и интересов социально незащищенных слоев населения, базируясь на федеральных законах.

В условиях социально-экономической нестабильности региональные органы власти изыскивают возможности реализации дополнительных мер поддержки семей. Разрабатываются конкретные целевые программы, как правило, региональные программы направлены на поддержку социально незащищенных слоев населения, им оказывается дополнительная адресная поддержка. В первую очередь, в регионах обеспечивается социальная поддержка беременных женщин, женщин, имеющих детей младшего и школьного возраста, многодетных семей.

Социальная поддержка оказывается в различных формах, одной из которых являются социальные программы.

Так, основные идеи стратегирования социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания на период до 2020 года базируются на эффективном использовании ресурсного и рыночного потенциала региона в целях обеспечения достойного качества жизни населения Республики Северная Осетия-Алания. Расходы по разделу «Социальная политика» занимают второе место среди общего объема расходов республиканского бюджета. К приоритетным расходам раздела «Социальная политика» в Республике Северная Осетия-Алания можно отнести:

- выплаты государственной пенсии за выслугу лет, ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям граждан, ежемесячной доплаты к пенсии лицам, пострадавшим во время событий в г. Беслан и другие виды пенсий отдельных категорий граждан, а также закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в социальной сфере;


- расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений Республики Северная Осетия-Алания, в рамках социального обслуживания населения, на сохранение кадрового потенциала;

- оказание адресной социальной помощи в виде социальных пособий в рамках социальной поддержки отдельных категорий граждан;

- субвенции на осуществление полномочий по назначению и выплате единовременных пособий отдельным категориям граждан в рамках совершенствования мер демографической политики в области социальной поддержки семьи и детей.

Анализ состава и структуры расходов республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания на среднесрочный период показал, что при формировании республиканского бюджета на 2015-2017 годы в целях адаптации к экономической реальности приняты достаточно жесткие решения – сокращение регламентных расходов при сохранении приоритетных инвестиционных.

К приоритетам относятся следующие социальные расходы, в рамках программных Указов Президента Российской Федерации:

- повышение заработной платы работникам бюджетного сектора экономики;

- ликвидация очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения;

- улучшение жилищных условий семей, имеющих трех и более детей;

- переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу;

- установление ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет;

- льготное обеспечение жителей Республики Северная Осетия-Алания лекарственными средствами и продуктами лечебного питания;

- организация и проведение государственными музеями Республики Северная Осетия-Алания обменных выставок с музеями Российской Федерации;

- содействие трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места.

Таким образом, республиканский бюджет Республики Северная Осетия-Алания остается социально-ориентированным, все меры социальной поддержки населения сохранены по всем законодательно принятым направлениям.

Глава 3. Направления совершенствования финансирования социальной сферы


Возникновение кризисов финансового, экономического и политического характера, в России, выдвигает на первый план решение вопросов социальной политики и управления развитием социальной сферы, которая бы отвечала современным потребностям населения. Наиболее значимыми задачами государства является обеспечение социальной защитой всех слоев населения с помощью эффективной социальной политики, формой реализации которой выступает действенный и качественный процесс финансирования социальной сферы.

Именно уровень развития населения и каждого человека в отдельности, его благосостояние и защищенность определяют состояние социальной сферы государства.

Экономические и политические преобразования, сопровождают развитие общества, требуют построения усовершенствованных механизмов финансового обеспечения социальной сферы и обеспечения социальных гарантий населения. Отметим, что от эффективного и действенного механизма финансирования социальной сферы во многом зависит темп экономического роста государства.

Таким образом, финансирование социальной сферы является одной из основных составляющих социально-экономического развития любого государства, что определяет актуальность выбранной темы исследования.

Характерным признаком современных исследований сущности социальной сферы является существенное расхождение в диапазонах определения этого понятия; ее содержание каждый раз приобретает разноплановую конкретизацию[9].

Анализ различных точек зрения авторов по определению сущности социальной сферы позволил дать собственную трактовку данного понятия, а так же обобщить определенные характерные признаки, раскрывающие содержание и специфику ее функционирования.

По моему мнению, социальная сфера представляет собой экономическую подсистему государства, которая касается населения, обеспечивающая все слои населения различными видами благ (как материальными, так и духовными) достаточными для минимального удовлетворения потребностей. Характерными признаками являются:

- во-первых, результатом функционирования социальной сферы являются услуги;

- во-вторых, социальная сфера является одной из основных сфер общественной жизни, в процессе которой воспроизводится человеческий капитал[10].

Состояние функционирования социальной сферы и ускорения ее развития тесно связано с таким явлением, как качество жизни. Понятие «качество жизни» имеет обширный круг применения, используется очень широко, но оно не имеет общеопределенной формализованной структуры и стандартного набора индикаторов. Наиболее полный перечень компонентов качества жизни, используется в развитых странах, включая следующие блоки: доходы населения; бедность и неравенство; безработица и использование рабочей силы; динамика демографических процессов; образование и обучения; здоровье, питание; жилищные условия, инфраструктура, связь; ресурсы и состояние природной среды; культура, социальные связи, семейные ценности; политическая и социальная стабильность (безопасность)[11].