Файл: Финансовая политика РФ и механизм ее реализация..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.

Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения. Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.

Объектом исследования в курсовой работе является финансовая политика Российской Федерации, предметом исследования - механизм реализации финансовой политики России.

Цель курсовой работы: определить сущность и цели финансовой политики; изучить основные типы финансовой политики государства; определить особенности развития финансовой политики России и наметить дальнейшие перспективы ее развития.

Задачи курсовой работы: исследовать понятия, цели и принципы формирования финансовой политики государства; изучить основные направления финансовой политики России; выявить проблемы финансовой политики России и определить пути их решения.

Глава 1 Финансы. Финансовая система


Понятие и цели финансовой политика государства

Государство в любом обществе использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определённых целей. Финансы - это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства или местного самоуправления в целях обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых осуществляются распределение и перераспределения валового внутреннего продукта[1] и контроль за удовлетворением потребностей общества [3, с.11]. Финансы во многом зависят от проводимой правительствами финансовой политики.

Финансовая политика - это самостоятельная деятельность государства в области реализации финансового потенциала страны. Субъектами финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и

государства.

Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.

Поскольку финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит прежде всего между различными хозяйствующими субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделит следующие крупные сферы:

  • государственные финансы (федеральные финансы и финансы субъектов РФ) и муниципальные (местные) финансы;
  • финансы предприятий и организаций (хозяйствующих субъектов);
  • страхование – сфера особых финансовых отношений;

Финансовая система в ее широком понимании включает также и кредитно-банковскую систему (совокупность банков и иных кредитных учреждений страны) и систему государственных финансовых органов.

Каждая из этих сфер имеет организационную структуру и складывается из нескольких звеньев.

Звенья первой сферы – государственные и муниципальные финансы – относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на микрорегиональном и муниципальном уровнях.

Звенья второй сферы (финансовых хозяйствующих субъектов) включают децентрализованные финансы и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.


Кредитно-банковская сфера состоит из банков и иных кредитных учреждений страны.

К финансовой системы страны относиться страхование как сфера особых финансовых отношений, а также государственные финансовые институты (организации, учреждения), осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность.

Финансовая система современной России [2, с.22]

Цели деятельности каждого звена финансовой системы предопределены его экономическим положением. Это относиться как к организации, так и к государству. Цель государственных финансов – привлечение доходов в форме налогов, сборов и неналоговых поступлений, перераспределение ресурсов в соответствии с утвержденными параметрами и направлениями развития социальной сферы, государственного и муниципального секторов экономики, инвестиционными программами и выполнением внутренних и внешних обязательств по заимствованиям. Позднее категория «государственные финансы» получила название «централизованные» или «публичные» финансы.

Цели финансовых отношений организаций являются: извлечение прибыли, повышение рентабельности производства и производительности труда, обеспечение устойчивого положения на рынке, конкурентоспособности, которая в свою очередь зависит от достаточности материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Кругооборот денежных фондов организации опосредует экономические отношения.

Одним из главных звеньев финансовых отношений является государственный бюджет, являющийся составляющей государственных и муниципальных финансов. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие и наиболее важные в политическом и экономическом отношении доходы.

Еще одним важным звеном являются муниципальные финансы, роль и влияние которых в последние годы неуклонно повышается. Центральное место в этом звене занимают местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и которой дана определенная самостоятельность.

Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственными – финансами организаций, внутри вида экономической деятельности – финансами организаций, комплексов, ассоциаций, между видами экономической деятельности и межтерриториальное – государственным бюджетом внебюджетными фондами.


Финансовые фонды формируются на макро- и микроуровнях. На макроуровне к ним относятся: государственный бюджет, государственные бюджетные фонды, государственные фонды страхования, которые представляют собой систему денежных отношений между государством, м одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой.

На микроуровне это фонды собственных, заемных и привлеченных средств. В свою очередь в состав собственных средств организации входят уставный, добавочный и резервный капиталы; фонды накопления, потребления, резервные фонды; нераспределенная прибыль. К заемным средствам относятся кредиты и займы, к привлеченным - кредиторская задолженность. Финансовые отношения на микроуровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между организацией и ее структурными подразделениями, между организацией и финансово-кредитной системой и т.д.

Итак, финансовая система РФ представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Принципы финансовой политики

Общими принципы формирования финансовой политики государства является: [4, стр.74]

  • выработка научно обоснованной концепций развития финансов. Она формируются на основе анализа состояния экономики, развития хозяйства, перспектив ее стабилизации и развития производительных сил и производственных отношений, развития потребности народного хозяйства и населения страны в финансовых ресурсах. Цель научно обоснованной концепции – это наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества. Она предусматривает создание благоприятных условий для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, непроизводственной сферы и предпринимательской деятельности;
  • концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства. Формирование централизованных фондов денежных средств государства осуществляется с целью обеспечения финансирования расходов на содержание правительства, армии, судебо-исполнительных органов, учреждений образования, здравоохранения, культуры, а так же накопления средств на строительство объектов общегосударственного и оборонного значения. Формирование централизованных фондов денежных средств государства происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе перераспределения стоимости совокупного общественного продукта. При первичном распределении национального дохода государство получает в свое распоряжение часть национального дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизы и др.). В результате перераспределения в централизованные фонды государства поступает часть прибыли (государственных, кооперативных), акционерных обществ и личных доход населения. Централизация части финансовых ресурсов характерна для всех государств;
  • определение основных направлений использования финансовых ресурсов государства. Целью выработки основных направлений является наиболее эффективное использование ресурсов путем распределения их прежде в приоритетные сферы, а также в социальную сферу. Достижение наибольших результатов при наименьших финансовых затратах остается первостепенной задачей как для государства в целом, так и для каждого хозяйствующего субъекта;
  • осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, определение финансового воздействия на развитие экономики. Для этого необходимо функционирование эффективного финансового механизма, который можно определить как совокупность способов организации финансовых отношений;
  • регулирование финансовых отношений с использованием научно обоснованной фискальной политики. Фискальная политика - это политика правительства в области налогообложения и государственных расходов, часть финансовой политики, направленной на пополнение государственной казны. [4, стр.76] Потребность в разработке такой политики особенно усилилась во второй половине XX в., когда государственные финансы стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста. Фискальная политика как способ финансового регулирования осуществляется с помощью таких мощных рычагов, как налогообложение и государственные расходы (бюджетные расходы).

Финансовая политика не ограничивается изложенными выше принципами. Финансовые отношения в государстве – это динамичная, развивающаяся система. Для ее функционирования большое значение имеют:

  • финансовое регулирование и стимулирование производства;
  • финансирование научно-технического прогресса;
  • страховая защита общественного производства.

Среди рычагов государственного финансового регулирования основная роль принадлежит налогам, таможенным сборам, тарифам. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений предприятий. Система налоговых льгот способствует ускоренному развитию приоритетных отраслей, обновлению основных фондов.

1.3 Финансовая стратегия и финансовая тактика

Главным субъектом финансовой политики является государство. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития общества на отдаленную перспективу и определяет задачи на предстоящий период, средства и пути их достижения. В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение, как правило, крупномасштабных задач. [4,стр.74]

Долгосрочная финансовая стратегия охватывает фундаментальные проблемы функционирования и управления не только государственными финансами, но финансами предприятий негосударственного хозяйства. Долгосрочная стратегия зависит, прежде всего, от двух факторов: политический и личный. Первый, - выражается в невозможности проведения долгосрочной финансовой политики вне рамок общего политического курса. Второй фактор в решающей мере определяет содержание долгосрочной финансовой стратегии в рамках принятого политического курса.

В настоящее время к финансовой стратеги относиться проведение налоговой и бюджетной реформы, политики в области управления государственным долгом РФ, пенсионной реформы, реформы образования.

Финансовая тактика – это методы решения финансовых задач на важнейших участках финансовой стратеги. [4,стр.74]

Финансовая тактика объединяет задачи и мероприятия финансовой политики, которые относятся к определенному этапу экономического развития и должны быть реализованы в конкретном финансовом периоде. Примером финансовой тактики являются снижение ставки налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти в бюджетном процессе, введение адресных социальных льгот и гарантий социально незащищенным, малообеспеченным слоям населения.[2, стр.76]