Файл: Финансовая политика РФ и механизм ее реализация..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, финансовая стратегия - долговременный план. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, отличающаяся гибкостью, динамичностью, и обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или несколько большим промежутком времени. Финансовая стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии.

Глава 2 Анализ финансовой политики РФ в современных условиях

2.1 Особенности финансовой политики в России

Основой финансовой политики является система организации финансовых отношений, механизм финансового регулирования и обеспечения социально-экономического развития общества.

Поскольку осуществление государством своей функции по более полному удовлетворению потребностей общества зависит от наличия финансовых ресурсов, то при планировании доходов и расходов бюджета и внебюджетных фондов надо реально подходить к оценке финансовых возможностей, избегать «политизированных» оценок динамики ВВП и главных бюджетообразующих показателей.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм – это внешняя основа финансов, проявляющаяся в финансовой практике.

Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию доходов бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы, и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.


Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий. [5, стр.26]

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений , в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. Директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений – агент государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные «правила игры» в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, предприятие самостоятельно определяет направление их использования.

Основными задачами финансовой политики являются:

  • обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  • установления рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
  • организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  • разработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
  • создание эффективной системы управления финансами.

При выработки финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должен дополняться изучение опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.

История развития финансовых отношений насчитывает ни одно столетие. За это время финансовая наука тщательно проверяла выявленные в ходе теоретического анализа положения и закономерности с тем, чтобы выработать практические рекомендации для государственных органов и населения как реальное руководство к действию. Многие из этих рекомендаций заложили основу для финансового законодательства, позволили классифицировать типы финансовой политики, а так же составили суть преобразований хозяйственной системы в условиях капиталистического способа производства.


Анализ финансовой политики, применявшейся различными государствами, позволяет выделить три основных ее типа:

Характеристика типов финансовой политики государства. [2, стр.78]

Тип

Авторы и последователи

Периоды

Основные положения

Классический тип финансовой политики

А. Смит,
У. Пети,
Д. Рикардо

До конца 20-х гг. XX в.

Невмешательство государства в экономику.
Сохранение свободной конкуренции. Минимизация государственных расходов и налогового бремени.
Использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Регулирующий тип финансовой политики: неокосерваторы.

Дж. Кейнс, Дж. Хау, А. Уолтер-из Англии, Г. Стейн, М. Уэйденбау- из США, Н. Клауэр, Х. Минский-из США

С конца 20-х гг. XX в. И действует, претерпевая определен-ные измене-ния, в ны-нешнее время.

Необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики.
Начальные меры направлены на стимулирование дополнительного спроса.
Источник – государственные меры по повышению заработной платы, выдаче дешевых кредитов населению, льготные условия для предпринимательства. Это дает толчок росту предложения и уровню занятости.
Изменение системы налогов; главный механизм регулирования – подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Это сбалансирует рост государственных расходов. Выделение отдельных служб. Занимающихся планирование бюджета и бюджетных расходов, контролем за поступлением налогов, управление государственным долгом.

Планово-дерективный тип финансовой политики

С конца 20-х гг. XX в.и действует в нынешнее время в странах административно-командной системой управления экономикой

Доминирование государственной собственности на средство производства. Обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов государства для их последующего перераспределения в соответствии с направлениями госплана. Создание инструментов, при помощи которых производилось изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом ресурсов.


Финансовая политики – основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из сущности финансов, при организации экономических отношений определяются главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой, которая, в свою очередь, является совокупностью финансовых отношений по формированию и использованию фондов денежных средств.

Таким образом, управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает такие функциональные элементы, как прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

2.2 Основные направления финансовой политики

Можно выделить следующие основные направления эффективного использования финансов в общественном воспроизводстве: [4, стр.68]

  • распределение финансовых ресурсов для финансового обеспечения воспроизводственного вопроса;
  • использование финансов в системе платежно-расчетных отношений хозяйствующих субъектов с государством и другими экономическими субъектами;
  • использование финансов как инструмента экономического стимулирование производства и труда;
  • важнейшими направлениями расходования финансовых ресурсов являются финансирование бюджетных расходов государства, в том числе на содержание государственного аппарата управления, на правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности государства, финансирование международной деятельности, финансирование фундаментальной и отраслевой науки, финансирование развития отраслей экономики и социальной сферы, обслуживание государственного долга, финансирование инвестиционных программ и капитальных вложений, а так же других программ и затрат, предусмотренных законом о федеральном бюджете.

Остановимся на основных направлениях использования финансов.

Финансовые ресурсы направляются на обеспечение воспроизводственного процесса путем распределения национального дохода. Материальными носителями финансовых распределительных отношений являются финансовые ресурсы, представляющие собой денежные средства, накапливаемые государством и экономическими (хозяйствующими) субъектами.


Финансы используются для достижения конечной цели распределения ресурсов – финансового обеспечения воспроизводственного процесса и укрепления обороноспособности государства, повышения жизненного уровня населения.

Государство использует финансы как действенное орудие в распределении финансовых ресурсов, которые представлены совокупным общественным продуктом и национальным доходом.

Финансы практически используются во всех аспектах экономического роста страны. С помощью финансов осуществляется распределение валового внутреннего продукта на фонды накопления и потребления.

Структура использования

валового внутреннего продукта России (в процентах) [4, стр.70]

Валовой внутренний продукт

1985 г.

1990 г.

2000 г.

2003 г.

2005 г.

2008 г.

Валовой внутренний (национальный) продукт, всего

100

100

100

100

100

100

В том числе: на потребление

54,3

56,3

61,3

68,0

65,2

65,3

на накопление

31,9

30,1

18,6

20,7

21,1

25,5

экпорт товаров и услуг

13,8

13,0

20,1

11,3

13,7

9,2

Как видно из таблицы, в последние годы доля внутреннего продукта России, распределяемая на накопление, составляет менее одной четверти, а на потребление – две трети. Размер этих долей в странах различны и в конечном счете зависят от уровня развития экономики. Тем не менее в развивающих странах снижение доли средств на накопление признается негативной тенденцией.

В результате распределения национального дохода часть его образуется на увеличение основных и оборотных фондов, формирование страховых запасов и др. На практике накопления на увеличение основных фонда осуществляется в форме капитальных вложений. Фонд накопления, его объем и структура являются решающим фактором, определяющим темпы расширенного производства.