Файл: Оборотные активы предприятия на примере ОАО «Слобода».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- минимальная переходящая задолженность по оплате труда, которая обусловлена естественным расхождением между сроком начисления и датой выплаты заработной платы;

- задолженность бюджету по некоторым видам налогов, начисление которых происходит раньше срока платежа;

- минимальная задолженность по резервам на покрытие предстоящих расходов и платежей;

- минимальная задолженность покупателей по залогам за тару;

- задолженность заказчикам по авансам и частичной оплате (предоплате) продукции.

Кроме собственных и приравненных к ним финансовых ресурсов в обороте организации находятся заемные средства, основу которых составляют краткосрочные кредиты банков и займы. [20]Заемные источники для пополнения оборотных средств традиционно включают краткосрочные ссуды коммерческих банков, которые выдаются на основе кредитных договоров. Они используются для создания сезонных запасов сырья и материалов, временного недостатка собственных оборотных средств и т.п.[21]

Коммерческие кредиты – есть кредиты других организаций, которые предоставляются в виде займов, авансов и векселей для осуществления расчетных операций.

Несмотря на повышение роли заемных средств в формировании оборотного капитала, далеко не все организации имеют возможность привлекать заемные средства для его пополнения, что связано с дороговизной кредитных ресурсов.

Важно отметить, что использование векселя в качестве платежного средства еще не получило должного распространения.

Между тем привлечение заемных средств экономически оправданно, так как покрывает временную дополнительную потребность организации в оборотных средствах.[22]

К привлеченным организацией в хозяйственный оборот средствам относится кредиторская задолженность – по существу, бесплатный денежный ресурс, возникающий вследствие существующего порядка оплаты готовой продукции и услуг.[23] В отличие от устойчивых пассивов, кредиторская задолженность – не планируемый источник формирования оборотных средств. Однако в большинстве случаев кредиторская задолженность возникает в результате нарушения расчетно-платежной дисциплины и вследствие несоблюдения организацией сроков оплаты продукции и расчетных документов.

Отечественная практика предполагает нормирование, то есть установление плановых норм запаса и нормативов по элементам оборотных средств, за исключением товаров отгруженных, денежных средств и средств в расчетах. Размер ненормируемых оборотных средств определяется в оперативном порядке. Деление оборотных средств на собственные и приравненные к собственным, привлеченные и заемные указывает на источники происхождения и формы предоставления предприятию оборотных средств в постоянное или временное пользование.[24] Источники формирования оборотных средств неразличимы в процессе кругооборота капитала. Так, в ходе производства, информация о том, за счет каких средств приобретали потребляемое сырье и материалы, никак не используется. Однако система формирования оборотных средств оказывает влияние на скорость оборота, замедляя или ускоряя ее. Кроме того, характер источников формирования и принципы различного режима использования собственных и заемных оборотных средств являются оборотных средств и всего капитала.[25]


Рациональное формирование и использование оборотных средств оказывает активное влияние на ход производства, на финансовые результаты и финансовое состояние предприятия, позволяя достигнуть успеха с минимально необходимыми в данных условиях размерами оборотных средств.

Собственные оборотные средства формируются за счет собственного капитала предприятия (уставный капитал, резервный капитал, накопленная прибыль и др.). Обычно величина собственного капитала определяется как разность между собственными средствами и внеоборотными средствами. Для нормальной обеспеченности хозяйственной деятельности оборотными средствами величина их устанавливается в пределах 30-40% величины собственного капитала. Собственные оборотные средства находятся в режиме постоянного пользования. Потребность предприятия в собственном оборотном капитале является объектом планирования и отражается в его финансовом плане. [26]

Недостаток собственных оборотных средств может возникнуть в следствии ряда причин, зависящих и не зависящих от деятельности предприятия.[27] Предприятие может не обеспечить сохранность имеющихся собственных оборотных средств, то есть потерять определенную сумму, допустив сверхплановые убытки, незаконное отвлечение оборотных средств, например, на нужды капитального строительства, недополучение прибыли. К приравненным собственным оборотным средствам предприятия относят различного рода устойчивые пассивы (например, минимальную задолженность работникам по заработной плате, государственным внебюджетным фондам по отчислениям на социальные нужды). Потребность предприятия в оборотных средствах постоянно изменяется. [28]Собственные оборотные средства и приравненные к ним устойчивые пассивы покрывают минимальную потребность предприятия в оборотных средствах. Однако в силу целого ряда объективных причин (инфляция, рост объемов производства, задержек в оплате счетов клиентов и др.) у предприятия возникают временные дополнительные потребности в оборотных средствах.[29]

В этих случаях финансовое обеспечение хозяйственной деятельности сопровождается привлечением заемных источников. В состав заемных оборотных средств входят краткосрочные (менее одного года) банковские кредиты, а также займы. Их предоставляют предприятию во временное пользование за плату. Привлеченные оборотные средства могут формироваться за счет задолженности по оплате электроэнергии, услуг связи и другой краткосрочной кредиторской задолженности.[30] Кредиторская задолженность является внеплановым и условно-бесплатным заемным источником оборотных средств предприятия, поскольку просрочка платежей может привести к возникновению штрафных санкций и уменьшению финансового результата деятельности предприятия


Глава2. Оценка использования оборотных активов предприятия ( на примере ОАО «Слобода»)

2.1Общая характеристика деятельности ОАО "Слобода"

Открытое акционерное общество кафе "Слобода" зарегистрировано постановлением Администрации Тобольска 10 августа 2003 г. № 373, имеет статус юридического лица. В настоящее время в состав ОАО " Слобода " входят: один ресторан и три кафетерия.

Предприятие обслуживает потребителей общественного питания в г. Тобольске. Срок действия общества неограничен.

Общество является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, круглую печать со своим наименованием, штампы, фирменный знак, имеет право открывать расчетный и иные счета в банках.

Имущество общества формируется за счет вкладов участников, доходов от финансово-хозяйственной деятельности и других законных источников.

Обществу могут принадлежать здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и иное имущество, необходимое ему для осуществления целей прописанных в Уставе общества.

Правовыми актами, регулирующими трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателями (в лице Председателя Совета ОАО) и работниками (в лице Председателя профсоюзного комитета) являются Устав ОАО и коллективный договор. Стороны руководствуются кодексом Законов о труде Российской Федерации. ОАО " Слобода " осуществляет суммированный учет рабочего времени с учетным периодом с 1 января по 31 декабря, а при производственной необходимости продолжительность, начало, и окончание учетного периода могут быть изменены для различных категорий работников.

Высшим органом управления Общества является общее Собрание акционеров, которое полномочно решать все вопросы, касающиеся деятельности Общества, в том числе подтверждать или отменять решения Совета, правления Общества и его Председателя.

Общее Собрание акционеров Общества, за исключением внеочередных собраний, проводится один раз в год, не ранее, чем через два месяца, и не позднее, чем через четыре месяца после окончания финансового года, и созывается Советом Общества.


Ресторан " Слобода " располагает вместимостью на 100 посадочных мест, кафетерий на 20-30 посадочных мест. График работы с 11.00 до 2.00 часов, а работники, связанные с производством готовых блюд, работают в две смены. В субботу-воскресенье ресторан работает в одну смену, c 13.00 по 2.00 часов

Общество создано для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и извлечения прибыли.

Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные федеральными законами, в том числе:

-организация и осуществление общественного питания (рестораны, кафе, закусочные, бары и т.п.);

-организация и содержание тотализаторов и игорных заведений;

-производство и переработка продуктов питания;

-организация и проведение лотерей;

-публичный показ аудиовизуальных произведений;

-концертная и выставочная деятельность;

-оказание услуг по предоставлению сети "Internet", компьютерных игр;

-осуществление розничной и оптовой торговли;

-осуществление розничной торговли алкогольной продукцией, в том числе на разлив;

-организация и проведение публично-развлекательных мероприятий.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности предусмотрено требование о занятии такой деятельностью как исключительной, то общество в течение срока действия (лицензии) не вправе осуществлять иные виды деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных специальным разрешением (лицензии) и им сопутствующих.

Основным видом является торгово-закупочная деятельность.

Общество самостоятельно планирует свою хозяйственную деятельность и определяет перспективы развития исходя из реального потребительского спроса на оказываемые им услуги и производимую продукцию.

Деятельность Общества осуществляется на основе заключаемых им договоров с предприятиями, организациями, учреждениями и с отдельными гражданами.

Функции структурных подразделений ресторана " Слобода ".

Холодный цех предназначен для производства холодных закусок и сладких блюд, здесь происходит обработка овощей и зелени. Поскольку часть продукции поступает в продажу без тепловой обработки, то к помещению, оборудованию и работникам предъявляются высокие санитарно-гигиенические требования. Персонал работает в белых халатах и головных уборах. Ежедневно проводится уборка с использованием дезинфицирующих средств. Цех работает в две смены, в составе отдельно выделяется бутербродная, рассчитанная на одно рабочее место.


В цехе имеется два разделочных стола для приготовления салатов и закусок, а также холодильный шкаф для хранения блюд. Труд в цехе хорошо автоматизирован: овощерезка, картофелечистка, хлеборезка, аппарат для изготовления паштета, упаковочная машина с термоусадочной пленкой, аппарат для нарезки гастрономических изделий.

В горячем цехе изготавливаются первые и вторые блюда, гарниры, соусы, горячие напитки, отварные продукты, маринады для холодного цеха. Здесь же имеется оборудование для приготовления вторых мучных блюд. Все оборудование установлено в две линии: пищеварочные котлы, жарочные плиты и шкафы, производственные столы и разделочные доски, мясорубки, фритюрница, холодильный шкаф, тепловой холодильник, моечные ванные. Тут же находится линия раздачи, где расположены мармиты для первых и вторых блюд, гриль для изготовления шашлыка, электрокотел, кипятильник, электрическая сковородка. В горячем цехе все операции осуществляются в соответствии с технологическими инструкциями и картами. Работает цех в две смены.

Кондитерский цех располагается отдельно от остальных цехов. Здесь производят более 16 наименований изделий из дрожжевого, песочного, бисквитного теста, пирожные, кексы, рулеты, крема. Цех состоит из двух секторов: холодного и горячего. В горячем - изделия выпекаются, в холодном - взбиваются крема, оформляется продукция. Кондитерский цех включает кабинет заведующего цеха. Цех рассчитан на 4 рабочих места, работает в одну смену.

В мясном цехе осуществляется обработка мяса, птицы и рыбы, изготавливаются рубленные полуфабрикаты. Цех работает в одну смену, рассчитан на два рабочих места. Соблюдаются все требования санитарии и гигиены.

Бухгалтерия документально оформляет совершаемые хозяйственные операции на предприятии: снабжение, приобретение товаров, сырья, материалов, расчетные операции с поставщиками, транспортными организациями, бюджетом, составляет калькуляцию произведенной продукции, проводит инвентаризацию, начисляет заработную плату и налоги, ведет отчетность предприятия. Также перед бухгалтерией ставится задача по организации контроля за снабжением по объему и ассортименту в соответствии с заключенными договорами, соблюдение норматива и структуры товарных запасов, нахождение путей снижения товарных потерь при хранении, транспортировке и отпуске. В обеспечении сохранности товарно-материальных ценностей на предприятии организована материальная ответственность кладовщиков, кассиров, заведующих производством, продавцов. Ежедневно в бухгалтерию предоставляются отчеты по остаткам и движению товаров и денежных средств.