Файл: Цели создания запасов и их классификация (на примере АО «ОДК-ПМ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для примера выберем такой параметр, как «текущий товарный запас в штуках». Данные для дальнейшего анализа мы будем брать из таблицы 1.1. Для проведения ABC-анализа очень полезной программой будет являться MS Exel, так как в нем реализуются основные методы управления и расчета таблиц. Но если на вашем предприятии используются такие программы, как «1С: Предприятие» или другие CRM-системы, возможно осуществлять анализ прямо внутри них [2].

Порядок проведения ABC-анализа следующий:

1) Производим сортировку объектов в порядке убывания значения выбранного параметра;

2) Рассчитываем долю параметра от общей суммы параметров объектов (производим оценку «вклада» каждого объекта в общий результат);

3) Рассчитываем полученные доли с накопительным итогом (данная операция служит для удобства определения дальнейших границ ABC-анализа)

4) Присваиваем значения групп выбранным объектам.

Одним из важных аспектов является определение границ ABC-анализа. Изначально используется деление на три группы по показателю «с накопительным итогом»: группа «А» – до 50%, группа «В» – 50-80%, группа С – 80-100%. Данное распределение принято исходя из задач складского учета производственных организаций, у которых цель «продать» не является основной [3].

Товарно-материальные ценности – объекты взаимозаменяемы, и логично предположить, что в группу «С» попадет весь ассортиментный ряд. Если на складе отсутствует связь между ТМЦ, то возможно деление группы С на более мелкие подгруппы. Таким образом, получим следующие группы запасов:

- группа «А» - объекты с суммой долей в накопительном итоге до 50% от всей суммы параметров;

- группа «В» - объекты с суммой долей в диапазоне от 50% до 80%;

- группа «С» - диапазон от 80% до 95%;

- группа «D» - все оставшиеся объекты, с суммой долей в накопительном итоге от 95% до 100% от общей суммы параметров.

В результате более детального деления, проведем распределение товаров по группам на основании ABC-анализа (таблица 2).

Таблица 2.

Распределение ТМЦ по группам на основе ABC-анализа

Код товара

Наименование

Товарный запас, шт

Доля запаса, %

Доля с накопительным итогом, %

Группа

1

ТМЦ 4

300

50,1

50,1

A

2

ТМЦ 3

125

23,8

80,9

В

3

ТМЦ 1

50

9,5

90,4

С

4

ТМЦ 2

35

6,6

97

D

5

ТМЦ 5

15

3

100

D


На основании полученных данных можно решить ряд задач по оптимизации объема запасов. Например, организации необходимо снизить средний объем ТМЦ. Для этого необходимо выяснить, почему товары группы «А» находятся в таком большом количестве. Даже минимальное снижение запаса из данной группы заметно снизит общий объем запасов [3].

Но, стоит не забывать, что в любой организации должен иметься «страховой запас», который позволит компенсировать возможный незапланированный рост производственных мощностей, либо какие-то проблемы с доставкой. Поэтому снижать запасы товарно-материальных ценностей необходимо с взглядом в будущее [1].

Результаты ABC-анализа могут быть использованы всесторонне. Много информации можно получить при сопоставлении результатов анализа по одному параметру с другим для одного и тоже же объекта исследования. Например, сопоставить результаты анализа по количеству запасов с их стоимостью (таблица 3).

Таблица 3.

Сопоставление объемов ТМЦ на складе с их стоимостью

Код товара

Наименование

Товарный запас, шт

Доля запаса, %

Стоимость запасов, тыс. руб

Доля стоимости, %

1

ТМЦ 4

300

57,1

10,5

15,7

2

ТМЦ 3

125

23,8

6,3

9,4

3

ТМЦ 1

50

9,5

18,6

27,7

4

ТМЦ 2

35

6,6

11,3

16,8

5

ТМЦ 5

15

3

20,4

30,4

Итого:

525

100

67,1

100

Исходя из данного сравнения можно получить ряд достаточно интересных результатов:

1) Товары группы «D», на которые приходится не более 5% от всего объема запасов, по стоимости являются самыми дорогими и составляются 47,2% от общей стоимости всех ТМЦ на складе;

2) Самая многочисленная группа «А» составляет всего 15,7% от общей стоимости ТМЦ, что в 3 раза меньше, чем запасы группы «D».

ABC-анализ должен производится творчески и нуждается в экспериментах. Сопоставление объема запасов с их стоимостью поможет в первую очередь понять, на что тратятся деньги, что уйдет быстрее, а что медленнее. В производственных организациях важно избавляться от неликвидных запасов, освобождая новые площади под более значимые наименования номенклатуры [3].

Даже на рассмотренном примере из 5 наименований видно, что ABC-анализ позволяет не только грамотно распределить все данные на группы, но и облегчить изначальную работу с большими объемами. Это дает возможность более эффективного распределения рабочего времени, которое используется для управления той или иной группой ТМЦ.


Вообще, ABC-анализ это один из методов математической обработки данных. Если провести анализ по стоимости запасов, а потом сократить «неликвидные группы» приносящие до  20% дохода, но занимаю­щие порядка 50-70% площади склада, то через некоторое время оставшиеся товары распределятся по тому же закону, но общий результат деятельности компании может снизиться до 50%. Ценность в глазах клиентов имеют не только товары основного ассортимента, но и «ассор­тиментный хвост», который отличает компа­нию от конкурентов [2].

Таким образом, учет товарно-материальных ценностей с использованием ABC-анализа позволит сделать первый шаг на пути к эффективной оптимизации запасов на складе.

3. Совершенствование управления товарными запасами на торговом предприятии

3.1. Планирование потребности в товарных запасах

Завершается анализ материально-технической базы торговли разработкой мероприятий по реализации выявленных резервов ее развития и повышения эффективности использования, улучшения обслуживания покупателей.

На АО «ОДК-ПМ» разработкой таких мероприятий занимаются все службы, но ответственным за это является планово-финансовый отдел. Так каждый год разрабатываются бизнес-планы, которые относят к конфиденциальной информации.

Конечно на современном этапе» эти показатели нет смысла рассчитывать, так как сначала необходимо создать базу для привлечения инвестиций, а уж потом оценивать их с точки зрения эффективности. Тем более, что привлечение инвестиций особенно зарубежных предприятий, является наиболее перспективным направлением в нашем государстве.

3.2 Мероприятия по повышению эффективности управления товарными запасами

Поскольку, основными показателями эффективности использования материально технической базы оптовой торговли являются фондоотдача и оптовый товарооборот на 1 кв. метр складской площади, рассмотрим возможные мероприятия по улучшению использования основных средств.


Для увеличения показателя фондоотдачи АО «ОДК-ПМ» необходимо увеличивать объемы своей деятельности. Одной из возможностей увеличения оптового товарооборота, например, является заключение договора диллерства с АО «Коммунарка» (на условиях вознаграждения 5%) на сумму 24 млн. руб., при применении оптовой надбавки 15%, можно увеличить товарооборот на 26,4 млн. руб. Заключение договоров на таких же условиях еще с тремя поставщиками, расширит ассортимент товаров, что привлечет дополнительных покупателей и позволит увеличить товарооборот еще на 79,2 млн. руб. (26,4 млн. руб.*3).

АО «ОДК-ПМ» не на полную мощность использует свои складские помещения. Так, увеличение удельного веса полезной площади до 50 %, позволит увеличить товарооборот на 1 кв. метр на 16,06 млн. руб. ((14,54 млн. руб.*50%)/25,4%-14,54млн. руб.), в результате чего общий оптовый товарооборот базы возрастет на 26001,14 млн. руб. (16,06*1619).

Еще одним из способов получения дополнительной выгоды является оказание услуг различным системам:

  • предложение широкого ассортимента товаров;
  • завоз товаров силами и средствами поставщика;
  • скидки по ценам в зависимости от объема партии товаров;
  • предоставление кредитов на короткий срок и др.

Заключение

Основная задача оптовой торговли заключается в снабжении товарами розничной торговой сети. Особенно велика её роль при реализации сложного ассортимента товаров. Ведь предприятиям-производителям выгодно вести реализацию своих товаров большими партиями, без подсортировки с учётом нужд розничной торговли.

Для выполнения своих функций торговля должна располагать определенной материально-технической базой.

Под МТБ торговли следует понимать совокупность средств и предметов труда, выраженных как в натуральной, так и в стоимостной форме, используемых для осуществления торгово-технологического процесса.

2018 год показывает положительную динамику в работе базы (темп роста оптового оборота - 168%, розничного - 110,4%, увеличение суммы прибыли за 2018 по сравнению с 2017 - на 162 млн.руб., уровня рентабельности - на 0,6%, прирост СОС на 128 млн.руб.) и для дальнейшего наращивания объемов дея­тельности, укрепления финансового положения базы необходимы активизация работы по внешнеторговой деятельности и нормализация расчетно-платежной дисциплины.


Список использованных источников

  1. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие для вузов/ Л.Л. Ермолович [и др.]; под общ. ред. Л.Л. Ермолович. — М.: Интерпрессервис, 2010.—576с.
  2. Балыков, А. Система показателей экономической эффективности / А. Балыков // АПК: экономика, управление. — 2017. — N 7 — С. 19-22.
  3. Горячко, В.И. Сравнительный анализ производительности труда торговых работников райпо: пособие / В.И. Горячко. — Гомель: ГКИ, 2009.—24с.
  4. Груздецкий, В. Бизнес-план - основной инструмент управления фирмой: учебник / В. Груздецкий. — Б.м.: Б. л. и Б. г., 2010. — 131 с.
  5. Емельянова, Т.В. Современные подходы к планированию деятельности предприятий: текст лекций / Т.В. Емельянова. — Гомель: ГКИ, 2009.—24с.
  6. Емельянова, Т.В. Ценообразование: учеб. пособие / Т.В. Емельянова. — Мн.: Высш. шк., 2016. — 240 с.
  7. Емельянова, Т.В,. Внутрихозяйственный арендный подряд в кооперативной торговле: лекции для студентов кооперативных вузов, слушателей факультетов повышения квалификации / Т.В. Емельянова, Л.В. Мисникова. — Гомель: ГКИ, 2008. — 35 с.
  8. Емельянова, Т.В. Разработка стратегии деятельности предприятия потребительской кооперации на рынке товаров и услуг: текст лекции/ Т.В.Емельянова. — Гомель: ГКИ, 2009.
  9. Кравченко, Л.И. Методика анализа состояния, развития и использования материально-технической базы розничной торговли / Л.И. Кравченко [и др.] // Бухгалтерский учет и анализ. — 1999. — N7.—С. 22-30.
  10. Лебедева, С.Н. Экономика торгового предприятия: учеб. пособие для вузов/ С.Н. Лебедева, Н.А. Казиначикова, А.В. Гавриков. — Мн.: 000 «Новое знание», 2016. — 240 с.
  11. Раицкий, К. А. Экономика потребительской кооперации: учеб./ К.А. Раицкий. — М.: Экономика, 2009. — 309 с.
  12. Раицкий, К. А. Экономика предприятия: учеб. для вузов / К. А. Раицкий. — М.: Информ.— внедрен, центр «Маркетинг», 2017. — 1012с.
  13. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп.- Минск: АО «Новое издание», 2010. – 688 с.
  14. Скриба, Н.Н. Бизнес-планирование в торговле: методические подходы и практические рекомендации / Н.Н. Скриба, И.М. Ми-кулич, Р.П. Василевич.—Мн.: БГЭУ, 2016.—216 с.
  15. Щитникова, И.В. Обобщающие показатели эффективности использования производственного имущества / И.В. Щитникова// Вестник БДЭУ. — 2016. —К 3. — С. 41-45.
  16. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: учебное пособие / под общ. ред. А.Н. Соломатина. — М.: ННФРА-М, 2016. — 295 с.
  17. Экономика предприятий торговли: учеб. пособие / Н.В. Максименко [и др.], под общ. ред. Н.В. Максименко, Е.Е. Шишковой. — Мн.: Выш. шк.,2017.—542с.
  18. Экономика предприятия / В.Я. Хрипач [и др.], под ред. В.Я. Хрипача. — Мн: Экономпресс,2009. — 464 с.
  19. Экономика предприятия: учеб. пособие для вузов / Е.Л. Кан­тора [и др.]; под ред. Е.Л. Кантора. — СПб: Питер, 2009. — 352 с.
  20. Экономика предприятия: учебник / О.И. Волков [и др.], под ред. О.И. Волкова.— М.: ИНФРА-М.2010. — 520с.