Файл: Возникновение права (Теория государства и права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Во все времена основным инструментом законодателей для достижения своих целей выступало право. Право принадлежит к числу наиболее сложных общественных явлений, поскольку создает собой саму основу цивилизованных отношений в обществе. По данной причине изучение вопроса возникновения права, его теорий его происхождения, имеет достаточно многогранный и скрупулёзный характер.

Издревле научные деятели знали, что понятие права олицетворяет не одно, а целое множество значений. Появление множества идей происхождения, теорий и рассуждений о самой природе права каждый раз изменялось вслед за развитием общества. Изучая процесс появления права можно лучше понять его социальную природу, особенности развития, более точно установить направления его деятельности и роль в общественной жизни людей и политической системе.

Право создается в тесной связи с созданием государства. Вкратце можно сказать, что возникновение права и государства имеет одни и те же причины. Благодаря государству, право формирует в себе новые установки поведения.

Многообразием теорий о происхождении права являются разные взгляды отдельных обществ, групп и наций. Споры по происхождению права по сей день не теряют свою актуальность, поскольку новые государства сменяют старые. В ходе написания указанной работы я попытаюсь сформировать представление о праве, изучить его появление и теории в плане представления права как одной из систем юридических норм.

С целью достижения глубинного изучения выбранной мною темы, в работе будет последовательно рассмотрен не только процесс самого зарождения права, но раскрыто и детально рассмотрено само понятие права, его функции, значение и т.д.

Тем не менее, в рамках указанной работы будет дано лишь общее представление о праве, поскольку эта тема имеет многогранный характер. Так же будут рассмотрены теории о происхождении права.

В связи с поставленной целью будут рассмотрены следующие вопросы:

- Понятие и признаки права

- Принципы права

- Функции права

- Структура права

- Причины возникновения права

- Теории происхождения права

При написании курсовой работы по данной теме мной было прочитано большое количество учебных пособий, и многих других информационных текстов кандидатов наук и других научных деятелей. Работа написана в строгом соответствии с последними законодательными правками.


Глава 1. Понятие и признаки права

Право - понятие многозначное и имеет разностороннее содержание. В общесоциальном смысле речь идет о нравственных, культурных, политических и иных возможностях в поведении субъектов. К примеру: моральное право руководить коллективом, поступить по совести, изменить, следуя моде, свой внешний вид, право члена общественного объединения и т.д.. Так же с помощью данного термина обозначаются определенные правовые возможности конкретного субъекта по этому такое право называется субъективным и зависит от воли и желания субъекта (права на образование, труд, пользование культурными ценностями, судебную защиту и т.д.).

Объективное право считается юридическим инструментом, связанным с государством, и состоит из целой системы норм и отраслей (конституция, законы, нормативные договоры и т.д.) В рамках такого понимания право - есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих объединенную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Философия в качестве сущности любого явления определяет совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, выражающих внутренние глубинные, необходимые связи и отношения, которыми определяются все другие свойства и признаки данного явления. Следовательно, сущность права – это главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе. Также важно, чью непосредственно волю выражает право, чьи интересы оно воплощает.

Не существует единого представления о сущности права, характерного для всех времен, народов, различных человеческих обществ, по причине того что на право и его сущность сильное влияние оказывают такие факторы как состояние экономики, национальный состав населения страны, исторические факторы, уровень правовой и политической культуры общества и др. По данной причине представления о сущности права не оставались неизменными во все времена и эпохи. В юридической науке сложилось два главных подхода к определению сущности права:

1. Право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения и подавления. При таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными, а национальные интересы – над общечеловеческими. Это так называемый классовый подход к трактовке сущности права, он характерен для марксистской науки, которая рассматривает право как социально-классовый регулятор общественных отношений.


2. Право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом – механизм управления делами общества. Это не означает, что право не связано с принуждением. Оно, безусловно, необходимо в случае невыполнения правовых предписаний. Но главным в праве являются не принуждение и не насилие, а методы согласия и компромисса.

Таким образом, в юридической науке сложилось мнение о двойственном характере сущности права. С одной стороны, право выражает волю тех групп и слоев, которым принадлежит власть в государстве, а с другой – оно инструмент не только политического господства, но одновременно и общесоциального регулирования, так как обеспечивает функционирование общества как единого социального организма.

Вторая сторона сущности права означает, что право представляет собой социальный регулятор, который обеспечивает порядок в общественных отношениях, регулирует поведение человека и общностей людей, выражая собой идеи справедливости, свободы и равноправия людей, служит на благо общества, отвечает его интересам. Это не означает, что право не имеет принудительной силы, но принуждение не означает насилия, хотя не исключает возможности юридической ответственности. Таким образом, все дело в мере и средствах принуждения, а не в его наличии или отсутствии. Право не исключает принуждения, но исключает принуждение в форме насилия и подавления. С учетом сказанного профессор Роман Зиновьевич Лившиц определяет сущность права как систему общественного порядка, основанного на учете интересов разных слоев общества, их согласии и снятии общественных противоречий[1].

Аналогичное определение сущности права формулирует профессор Олег Эрнестович Лейст. Он пишет, что право существует только в неоднородном обществе, которое состоит из 147 различных классов, групп, слоев, сословий, других социальных образований, интересы которых не только различны, но и нередко противостоят друг другу. Без снятия этих противоречий общество не может развиваться, оно должно осуществлять поддержку определенного порядка и стабильности, что обеспечивается путем нормативного регулирования общественных отношений, опирающегося на принуждение. Таким образом, сущность права отождествляется с правопорядком и представляет собой нормативную форму упорядочения и стабилизации общественных отношений, охраняемую государственным принуждением. По мнению О.Э. Лейста, право по своей сущности призвано обеспечивать в обществе долговременный мир, а не краткое перемирие между различными социальными образованиями. Отсюда сущностными качествами права являются нормативность, стабильность и авторитетность. Только стабильная, авторитетная и динамичная правовая система способна установить прочный правопорядок, который обеспечивается судебными и другими правоохранительными органами.[2]


В юридической литературе предлагается сущность права трактовать однозначно: у любого явления общественной жизни только одна сущность. Так, профессор Виктор Лаврентьевич Кулапов утверждает, что по своей природе право должно быть согласованной волей всего общества, результатом компромисса многообразных интересов в социально значимых отношениях, поскольку дисбаланс интересов превращает право в его противоположность – в узаконенный произвол.[3] Этот ученый определяет сущность права как выраженную и обеспеченную государством сбалансированную волю общества, установленную в форме общеобязательных предписаний меры свободного поведения человека в типичных социально значимых отношениях. Против такого определения трудно возражать. Однако данная сущность присуща праву в демократически устроенном обществе. В обществе с противостоящими классами и группами право не может не выражать воли классов и слоев, стоящих у власти, иначе не было бы борьбы за власть.[4]

Право - общественный институт, который имеет свою собственную природу. Специфика права проявляется в его признаках, которые заключаются в следующем:

  1. Право носит волевой характер, так как оно создается из проявления государственно выраженной воли большинства членов общества, классов, элит.
  2. Общеобязательность, в которой воплощается суверенитет государства, определяющий публичную власть верховной в принятии норм права, которые распространяются на всех или на больший круг людей.
  3. Государство функционирует для того что бы соблюдать исполнение юридических норм так как право во многом применяется и обеспечивается государственной властью.
  4. Нормы права в формальной определенности должны быть четко объективированы, иметь выраженную письменную форму.
  5. Согласованный внутренне и упорядоченный организм права составляет системность, где каждый элемент играет свою роль и имеет свое место, а юридические предписания взаимосвязаны и группируются по институтам и отраслям.[5]

Таким образом, рассмотрев мнения правоведов и прочих лиц, изучающих такое понятие как право, можно сказать, что право создается государством. Его нормы выражают идеи нравственности, гуманизма, а так же определяет права человека, помогая устанавливать нормы поведения, как отдельного человека, так и коллективов, что бы вести развитие общества стабильным путем. В современном мире именно благодаря праву люди могут быть уверенны в гарантиях и защите от преступности, произвола и т.д.


Глава 2. Принципы права

Принципы права представляют собой законодательно закрепленные основополагающие начала, отражающие сущность права и определяющие содержание и порядок реализации правовых предписаний в социально значимых ситуациях, и определяющие его функционирование права.

Принципы пронизывают все правовые нормы. Они могут быть закреплены в нормативных актах, но могут, не будучи закрепленными, логически вытекать из совокупности норм права.

Для принципов права характерны следующие свойства:

1. в концентрированной форме они отражают наиболее важные и прогрессивные стороны экономической, политической, идеологической и нравственной сфер общественной жизни. Необходимо различать принципы права (как самостоятельного явления общественной жизни) и правовые принципы (отражающие своеобразие лишь юридической материи и характерные для различных элементов правовой системы —правотворчества, юридической ответственности и т. д.);

2. прямо или косвенно фиксируются в действующем законодательстве (прежде всего в конституции), зримо предопределяя основное содержание подзаконных актов и юридически значимого поведения людей. Если идея не закреплена в праве, то ее содержанием можно пренебречь, не опасаясь государственного принуждения, она остается лишь элементом правовой идеологии;

3. обладают значительной устойчивостью и системообразующими свойствами, обеспечивают структурную самоорганизацию права и являются своеобразной несущей конструкцией, объединяющей все правовые явления в единый непротиворечивый комплекс. Принципы сосредоточивают в себе опыт правового развития предшествующих поколений и системообразующие связи с иными социальными регуляторами (политикой, моралью, религией и т. д.). Тем самым они способствуют стабилизации и органичному развитию общественной системы в целом;

4. отражают своеобразие национальной правовой системы. В своей совокупности они раскрывают не только природу и сущность права, но показывают и специфику той или иной правовой системы, сформированной в определенной социальной среде, ее отличие от иных правовых систем современности;

5. имеют самостоятельное регулятивное значение. Являются своеобразным руководящим началом для правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, интерпретационной и иной юридически значимой деятельности. В механизме правового воздействия они непосредственно регулируют некоторые общественные отношения. Кроме того, принципы права как реально действующие обобщенные правила поведения используются и правоприменителем при пробелах в действующем законодательстве.[6]