Файл: Возникновение права (Теория государства и права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные права человека определяют меру свободы закрепляют правовое положение личности в соответствующих отраслях права. Правовой статус граждан в трудовом, семейном, гражданском, административном и других отраслях права основывается на провозглашенных и гарантированных Конституцией правах, таких, как право на труд, отдых, социальное обеспечение. Права человека — это первичный и основной структурообразующий компонент структурной организации права. Именно под влиянием этого феномена формируются отрасли частного и публичного права. То значение, которое придается ему, вынуждает говорить о правах человека как особом нормативном слое в структуре современного права. Важно то, что в структуре современного права обособляется своей однородностью достаточно значительный массив норм, обозначаемый в конституционной теории гуманитарным правом. Права человека придают смысл и системообразующий характер всему праву. Это обусловлено и тем обстоятельством, что они легитимируют многообразие интересов человека, которые выступают важнейшим и более неделимым объектом правового регулирования. Именно интересы структурируют право на крупные правовые общности, а внутри них на отдельные отрасли. Это обстоятельство в правоведении не оспаривается, принимается как аксиоматичное. Как справедливо замечено, право потому и право, что оно по своей глубинной сути и предназначению говорит о правах. Это значит, что субъективные права, т.е. правомочия, юридические возможности, которыми вместе с соответствующими гарантиями обладают конкретные субъекты, есть своего рода центр, узловой пункт содержания права, его структуры, к которому стягиваются все нити правового регулирования, все частицы, атомы правовой материи, из которых в совокупности складывается исконное правовое содержание, его структура.[21]

Таким образом, структура права имеет сложную систему, где каждый элемент структуры имеет свои четкие функции. При том, что каждый элемент занят своим делом в общности структура права работает в одном направлении.

Глава 5. Причины возникновения права

Причины породившие право во многом аналогичны с причинами создавшими государство. Но между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Соблюдаемые многими поколениями обычаи значились данными свыше, считались справедливыми и правильными. Самые важные из них были созданы государством. Процесс возникновения права был длительный и создавался поколениями. Изначально зародились некоторые элементы права. Со временем укрепляясь и разрастаясь, отдельные элементы создавали единую и согласованную правовую систему конкретного общества. Исторически право возникало как классовое явление и выражало волю господствующих классов. Каждое отдельное сословие имело разные права и обязанности, ограничения и привилегии. Нарушение общих запретов (например, кража или убийство) влекли разные санкции к членам разных сословий. Когда обычаи проявлялись и хранились в сознании и поведении людей правовые нормы стали оформлять письменно для всеобщего обозрения. Важный признак права это его формальная определенность. Право - это более сложный регулятор, нежели обычаи, так как кроме запретов в нем используются такие положения как обязанности и дозволения.[22] В основе таких процессов усложнялась хозяйственная и социальная организация догосударственного общества. Группы людей разделялись по трудовым деятельностям в связи с ростом потребностей, экономика переходила из присваивающей деятельности в производящую. На востоке такой переход экономики побудил общины к разделению на управляющих и управляемых. Управленцы получали больше выгоды и поэтому в обществе появлялись недовольные. Для их усмирения и так же закрепления статуса привилегированных, административно-общинная знать создает право. На западе происходит общественное разделение труда. Отдельные семьи могли теперь свободно существовать независимо от общины. Излишки производимых продуктов создавали неравенство, появлялась частная собственность и накопление богатств. Разделение общества на бедных и богатых побуждает создание права.[23]


И так вследствие усложнения социальных связей и увеличения противоречий с которыми не справлялись первобытные нормы, начали складываться правовые нормы, которые можно обозначить тремя основными путями: 1) первобытные обычаи переросли в нормы обычного права и укреплялись они государством; 2) создание государством специальных документов в которых содержались юридические нормы (законы, указы); 3) состоящее из конкретных решений судебное право, приобретаются образцы для решения других аналогичных дел.[24]

Позднее построение “лучшей” правовой системы организации политической деятельности перешла к средневековым защитникам города- буржуазии, идеологам периода ранних антифеодальных революций и к последующим проводникам идей, направленных против авторитаризма и тоталитаризма. Их учения о праве и политической деятельности составляют историю теоретико-философской науки права. Рождение науки о политике и общетеоретической науки права связано основным образом с университетской деятельностью изначально в Европе (XIII–XIV вв.), затем и в России. [25]

Основоположники марксизма утверждали, что право и правовые отношения зависят от экономики и господствующих производных отношений. “Как политическое, так и гражданское законодательство, — писал К. Маркс, — только выражает, протоколирует требования экономических отношений”. Жизнь цивилизаций подтверждает такой марксистский вывод, но это не означает, что право не влияет на экономику. Право закрепляет и регулирует некоторые экономические отношения.

Общетеоретическое рассмотрение особенностей происхождения права не отражает всей его сути. Древние правовые системы были связаны с обычаями и религиозными устоями в обществе.

Исторически первой формой права был правовой обычай который поддерживался как церковью, так и государством. Стремление создать единый порядок отношений между людьми, который соответствовал бы потребностям производящего государства. Сильнейшей идеологией для народа для подобного объединения служила религия. К примеру в странах жаркого климата идея Солнца как высшего божества содействовало объединению родовых общин, а значит и установлению порядков. Обряды поклонения солнцу требовали выполнения цикла сельскохозяйственных работ в обязательном порядке. Эти действия управлялись властью первых городов-государств, где руководство орошением земель сосредотачивалось в руках царских властей, бюрократии и военных верхов. Они объединяли сельскохозяйственные общины для создания общей работы и защиты от врагов. У римлян и славян, а так же скандинавских народов, не было развито поливное хозяйство, поэтому сельскохозяйственные работы находились в руках сельской общины, а поклонения и дары высшим силам оставались религиозными обрядами отдельно от государства. Но религиозные ритуалы поддерживались государствами и постепенно получили правовое обозначение.[26]


Главным источником права в Древней Индии в общинном быту служили религиозные книги-веды. Одним из первых шагов к начальному закреплению правовых норм было создание религиозно-правовых трактатов-дхармасутр. Их величие и авторитетность признавалось сначала лишь редкими группами общества, но в дальнейшем они начали рассматриваться в виде источника священного закона. Благодаря основам дхармасутр в дальнейшем создалась обширная правовая литература. Так же правовые обычаи помогали укреплять царскую власть в глазах народа, как бы подтверждая ее божественное происхождение.[27]

На Древнем Востоке право создавалось в неразрывном единении с религией и религиозной моралью. Правонарушение считалось нарушением как религиозных норм, так и норм морали. Первые установки права закреплялись главным образом с помощью распространенных обычаев, укрепляли судебную практику. В связи с этим первые нормы и институты права были неполными, неразработанными, так как правовая форма рассматривалась не в абстрактной форме, а в виде отдельных случаев. В праве Древнего Востока не обнаружить представления об правовых отраслях и конкретных отличий преступления от частного правонарушения. Но логика изложения норм просматривается, например в Древнем Вавилоне и Китае, благодаря религиозным понятиям о греховности того или иного поведения человека.[28]

В государствах античности родовые обычаи сменялись на правовые обычаи военной демократии из за развития рабовладения и переходу к наследственному владению землями, что стало причиной разделения на богатые и бедные группы людей, продававших свою землю для погашения долга. Но демократическое государство достаточно быстро создалось в римской и афинской империях, тем временем как в Спарте наоборот отголоски родового строя долгое время сохранялись для поддержания власти объединенных ахейских и дорийских племен, покорявших племена ставшие рабами.[29]

Правовая система Германских народов отличалась четким разграничением правовых норм, которые касались высших феодальных групп, имеет понятие - ленное право. В Англии и в некоторой мере во Франции, нормы права, контролировали вассально - ленные отношения, работали взаимосвязано с остальными нормами феодальной правовой системы, тогда как в Германии традицией было разделение права на земское и ленное. Земское, ленное, городское, каноническое право в Германии контролировало одни и те же отношения по-разному, смотря на сословную принадлежность субъекта права и территории, право которой на него распространялось. В частых случаях установить его личное право мог только суд.[30]


Главенствующую роль в установке новых правовых норму германцев и славян занимали судебные органы. Они отстаивали интересы имущих и высокопочитаемых классов. Содействуя устранению устаревших обычаев родового строя, они укрепляли своими решениями новые порядки. С появлением письменности правовые нормы становятся утвержденными в первых законах высших чинов. Эти законы утверждали привилегии знати и богачей, неимение прав у рабов и ограничение прав у низших слоев общества. [31]

В Древней Руси, примерно в девятом веке существовал так называемый Закон русский. Он выглядел как письменный сборник норм обычного права. Церковь имела большую власть в Древней Руси и нередко вмешивалась в дела государства. Важнейшим источником права были Княжеские Церковные Уставы. В сохранности до нас дошли два устава- Владимира Святославовича и устав Ярослава Мудрого. Устав Владимира отстаивал взаимоотношения государства с церковью. Устанавливались налоги в пользу церкви. Она получала судебную власть над людьми. Устав Ярослава рассматривал основным образом семейно-брачные отношения и преступления против нравственности и семьи. [32]

Благодаря формированию права единого для разных племен на территории создаваемого государства, стало возможно разрешение междоусобиц, часто имеющими критические последствия, между отдельными лицами и сельскими общинами принадлежащими к разным родам. Объединение племен государством влекло за собой и правовую защиту их интересов во внешнеполитических делах с населениями других государств. Создавались способы дипломатических церемоний, заключение союзов между государствами, вырабатывались таможенные правила и сборы. Военное положение - набеги и завоевания, сменились отношением мира благодаря укреплению и стабильности вышеописанных связей. С установлением государственности и юридического внутригосударственного права появляются и постепенно развиваются отношения и нормы международного права.[33]

Таким образом, Единым процессом право возникало, как и государство, поскольку они тесно связаны между собой. Право формировалось из обычаев, которые со временем преобразовывались под новые социальные отношения. Благодаря созданию социальных норм человечество начало достигать упорядоченности в действиях людей.


Глава 6. Теории происхождения права

Областью интересов теории права являются случайности и закономерности в жизни общества. Право - как объединенный социальный институт четко связан с общественными явлениями. Любая наука должна предоставлять обществу схематизированные знания о причинах и факторах, которые создают определенные общественные или естественные явления и процессы. К этому и приходит изучение и объяснение закономерностей которые описывают появление, строение и действия каких либо процессов, в том числе и права.[34]

Веками в человеческом обществе формировались условия государственно-правовой реальности. Существует множество учений, каждое из которых по-своему доказывает и объясняет причины возникновения права. Время, в которое зародилось учение; идеология периода; характер экономических отношений, вероисповедание, существующая политика - все эти факторы лежат в основе происхождения права. Одной из целей изучения общественных явлений состоит в определении его сущности. Результаты исследования применяются как в теории, так и на практике создания государства. Множественность мнений всегда дает возможности более досконально изучить вопрос, который рассматривается. Процесс становления права, а так же государства, имеет постоянный характер. Особенностью происхождения новых государств в современном мире и определение их политического положения является то, что его контролирует мировое сообщество.[35]

В теории примирения, сторонниками которой были Г. Берман, Э. Аннерс и др., считается, что право зародилось не с целью упорядочивания отношений внутри родов, а для упорядочивания отношений между родами. Внутри рода миротворчество и судебная власть была в руках самых уважаемых представителей. По отдельности индивид еще не представлял собой субъекта. Род обеспечивал ему защиту. Таким образом, сила рода была силой каждого человека, поэтому индивид не противопоставлял себя роду. Случавшиеся конфликты между родами и их устранение было в интересах всего племени. Сила племени определялась числом, а не умениями. Поэтому потеря людей во внутренних конфликтах считалась не выгодной. Но конфликты между родами были привычны. Инстинкты борьбы и желания человека занять более выгодное место порождает понятие кровной мести, которая оказывала давление на род в желании к стремлению в примирении, так как нельзя было угадать, чем закончатся распри. Поэтому из договоров о примирении возникло примирительное право, как считают сторонники этой теории. Из-за повторения похожих друг на друга ситуаций договор перерастает в правила, правовые нормы. Появлялись штрафы и увеличивались их суммы. Изначально не было различий между поступками. Нанесены ли побои, захвачено имущество - все давало повод для кровной мести, а когда произошла замена на взыскания средств, то для создания штрафа. Благодаря разбору многих ситуаций различного характера появляется система правовых норм. Веками она совершенствовалась и узаконивалась.[36]