Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (общественные отношения, возникающие в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность выбранной темы исследования. В настоящее время значение результатов оперативно-розыскной деятельности, осуществляемые в форме оперативно-розыскной деятельности органа дознания по выявлению и собиранию оснований для возбуждения уголовного дела в отношении определенного лица также должны быть квалифицированы как правоотношения уголовного преследования.

В современных условиях развития теории и практики уголовного судопроизводства, необходимости дальнейшего реформирования уголовно-процессуального законодательства большую актуальность имеют различные проблемы, связанные с формированием новых и совершенствованием существующих подходов к процессуальному познанию и доказыванию результатов оперативно-розыскной деятельности как к некой гносеологической и логической основе всего сложного и многоаспектного механизма деятельности органов предварительного расследования и суда.

И на этом фоне остается неразрешенным вопрос о возможности и допустимых пределах использования в основании результатов оперативно-розыскной деятельности.

Концептуально изменилось доказательственное значение результатов оперативно-розыскной деятельности, которая ранее была регламентирована на ведомственном уровне закрытыми нормативными документами. При этом сложно дать однозначную оценку произошедшим изменениям, поскольку излишняя открытость и прозрачность такой специфической области, как ОРД, имеющей разведывательно-поисковый характер, однозначно на руку не только законопослушным гражданам, оказавшимся случайно втянутыми в эту сферу правоотношений, но и лицам, имеющим антиобщественную установку, включая ранее судимых, являющимся основным объектом ОРД.

С другой стороны, на практике использование должностными лицами правоохранительных органов своих полномочий не всегда сочетается с такими принципами, как законность, обоснованность и соразмерность, что нередко приводит к нарушениям прав и свобод личности не только при совершении преступлений, но и при осуществлении ОРД по их выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию.

В последние годы существенно обогатилась теория науки, продолжал и продолжает накапливаться ценный материал ОРД. Возникла необходимость масштабного анализа и обобщения тех новаций, которые характеризуют современную ОРД. Это продиктовано повышением социальной значимости ОРД в условиях качественного и количественного изменения состояния преступности в нашей стране и, как представляется, связанными с этим потребностями оперативно-розыскной практики.


В интересах уголовного процесса результаты ОРД используются для подготовки и осуществления двух видов действий: следственных и судебных. Причем их использование возможно как на этапе подготовки, так и на этапе непосредственного проведения.

В данной работе целесообразно детально исследовать систему стадий ОРД, определив правовые черты оперативно-аналитического поиска, оперативной проверки оперативно-розыскной информации. Помимо этого исследуется правовой статус указанной информации и возможности ее доступа в иные виды процессуальной деятельности, а также правовой статус субъектов ОРД, как оперативных подразделений, так и их должностных лиц.

Однако, несмотря на обилие трудов в области теории ОРД, фундаментальных исследований оперативно-розыскных мероприятий, пока не проводилось. В связи с этим хотелось бы обратить внимание специалистов на некоторые актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий, требующие научной проработки.

Одной из таких проблем является необходимость обобщения и систематизации накопленных знаний об отдельных оперативно-розыскных мероприятиях. С момента законодательного закрепления перечня ОРМ в первом законе «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» было проведено много исследований, предметом которых становились отдельные оперативно-розыскные мероприятия. В этих исследованиях авторы, используя различные подходы при решении частных вопросов, пытались решать и общие проблемы, затрагивающие оперативно-розыскные мероприятия в целом.

Это касается определения понятия и сущности как отдельных ОРМ, так и категорий более высокого уровня, их классификаций, определения правовых основ, соотношения со следственными действиями, организации и тактики проведения, использования полученных результатов и так далее. Полученные научные результаты в чем-то дополняют, но в чем-то и противоречат друг другу. В каждом из этих исследований отражается специфика научных школ и исследовательских традиций, требующая приведения их к какому-то общему знаменателю. Тематика проводимых исследований, к сожалению, слабо координировалась, поэтому некоторые из четырнадцати предусмотренных законом мероприятий изучались одновременно несколькими независимыми исследователями, а другие остались вне поля научного внимания.

Вполне естественно, что больший интерес исследователей привлекли, прежде всего, новые для российского законодателя мероприятия такие, как оперативный эксперимент, контролируемая поставка, оперативное внедрение, прослушивание телефонных переговоров, мероприятия, связанные с использованием специальных технических средств получения информации. Вместе с тем другие мероприятия, в основе которых лежат традиционные для ОРД методы (опрос, наблюдение, осмотр), также нуждаются в исследованиях с учетом новых правовых реалий.


Объект исследования – общественные отношения, возникающие в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Предмет исследования – нормативно-правовое регулирование оперативно-розыскных мероприятий по российскому законодательству.

В процессе работы над курсовой были использованы следующие методы анализа нормативно-правовой, теоретической и научно-публицистической литературы.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Понятие и классификация оперативно-розыскных мероприятий

Правоохранительная деятельность, нацеленная на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, отводит большую роль раннему предупреждению преступности. Особую важность предупредительных мер актуализирует их способность на начальной стадии выявить причины и условия формирования противоправного поведения и принять меры по его коррекции.

Криминологическая наука основной задачей профилактики преступности считает - пресечение действий источника негативного влияния и разъяснение профилактируемому лицу об опасности их совершения.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» № 182-ФЗ от 23 июня 2017 года под профилактикой правонарушений (преступление или административное правонарушение) - понимается совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения.

Профилактика направлена, во-первых, на формирование личности, исключая ее криминогенность либо виктимность, и во-вторых, на криминогенные условия, связанные с ситуацией совершения противоправного деяния.

Основными задачами профилактики являются: изменение негативных форм поведения личности на социально одобряемое, и недопущение с ее стороны совершение преступлений.

Достижение указанного предполагает решение ряда задач, а именно: выявление лиц, чье поведение, свидетельствуют о возможности совершения противоправного деяния; изучение этих лиц и источников отрицательного воздействия на них; исследование возможностей создания благоприятной для них обстановки; устранение источников вредного влияния; воспитательное воздействие (а при необходимости воздействие с помощью принудительных мер) на лиц, способных совершить преступления; контроль за поведением этих лиц и их образом жизни; периодические проверки результатов проведенных профилактических мероприятий.


Объектами профилактической деятельности являются:

1) общественные отношения, порождающие причины правонарушений и условия, способствующие их совершению или облегчающие их совершение;

2) физические и юридические лица, в отношении которых установлен контроль за соблюдением установленных правил, нормативов, стандартов;

3) физические лица, в отношении которых установлен надзор и (или) принимаются меры к ограничению;

4) физические лица, поведение которых нарушает социальные нормы и дает основание субъектам системы профилактики прогнозировать совершение ими правонарушения;

5) лица, способные стать жертвами правонарушений в силу присущих им субъективных качеств или объективных свойств.

Видами профилактики правонарушений являются:

1) общая профилактика правонарушений;

2) индивидуальная профилактика правонарушений[1].

Кроме того, криминологическая теория в системе предупреждения преступности выделяет: общее, специальное и индивидуальное предупреждение[2].

Общее предупреждение преступности - это система мер по устранению процессов детерминации и причинности преступности, воздействующих на все население или его группы, выделяемые по общим экономическим, социальным, иным критериям, и создающих вероятность преступного поведения практически всех представителей этих социальных групп.

Специальное предупреждение преступности - система воздействия на процессы детерминации и причинности преступности, касающиеся отдельных социальных групп, сфер деятельности и объектов, характеризующихся повышенной вероятностью совершения преступлений.

Индивидуальное предупреждение преступлений - это, прежде всего, воздействие на тех лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, а также на окружающую их социальную среду.[3]

Преступность изучают многие юридические науки (уголовное право, криминалистика, криминология), в связи с чем, каждая из них оперирует своими понятиями и терминами, такими, как: уголовно-правовая характеристика; криминалистическая характеристика; криминологическая характеристика[4].

Оперативно-розыскная деятельность в России опирается, в том числе и на результаты криминологических исследований. Использование криминологических концепций в практической деятельности, в том числе и в оперативно-розыскной, привело к появлению таких категории как оперативно-розыскное прогнозирование, оперативно-розыскная профилактика преступлений, оперативно-профилактическая информация, виктимологическая профилактика, оперативно-розыскная (оперативно-тактическая) характеристика преступлений, оперативная обстановка, оперативно-розыскная (оперативно-тактическая) ситуация и др.


Одной из главных задач оперативно-розыскной деятельности (ОРД) является поиск и обнаружение фактических данных, свидетельствующих о совершении преступления в прошлом либо в настоящее время. Исходной методологической основой для этих целей служит совокупность данных, характеризующих совершенные преступления. Эту совокупность принято называть оперативно-розыскной характеристикой преступлений[5].

Организация ОРД предполагает анализ и оценку оперативной обстановки, составными частями которой являются криминогенная и криминальная ситуация, т. е. элементы криминологической характеристики преступности. Такая оценка не может обойтись без криминологического анализа преступности ее состояния и динамики, детерминирующих факторов применительно и к преступности в целом, и к отдельным ее проявлениям как в общероссийском, так и региональном или местном масштабах. Этот анализ позволяет определять тенденции преступности, ее географию, распространенность по отраслям экономики, среди различных социальных групп, изменения в структуре и характере криминала, составе лиц, совершающих преступления, мотивах преступного поведения и т.д[6].

Криминологическая наука позволяет подготовить программы оперативно-профилактических и иных мероприятий с задействованием сил, средств и методов оперативных подразделений.

В теории ОРД выработано понятие оперативно-профилактической информации, которое используется в качестве средства обеспечения полной и своевременной постановки на оперативный и профилактический учеты лиц, склонных к совершению преступлений, содействия в их исправлении, а также устранения или нейтрализации криминогенных факторов.[7]

С помощью оперативно-розыскных сил, средств и методов можно с достаточной полнотой проследить, как возникает преступный замысел, в каких конкретных деяниях он реализуется на различных этапах подготовки и совершения преступлений, какие факторы обусловили его в конкретных условиях места и времени, каковы нарождающиеся тенденции, проявления преступности, сферы ее наиболее интенсивного распространения и т. д. Более того, такой подход позволяет оперативно прогнозировать развитие преступности по намечающимся тенденциям в ее характере и направленности.

В теории и практике ОРД с помощью негласных оперативно-розыскных сил, средств и методов предоставляется уникальная возможность наблюдать криминальные процессы и явления «изнутри» — говоря языком криминологии, методом включенного наблюдения, — постоянно следить за изменениями в криминогенной и криминальной среде, получать редкую разновидность социальной информации о скрытых процессах, функционирующих очагах преступности, о криминально активной части населения и т. д[8].