Файл: Банкротство страховых организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования в курсовой работе заключается в том, что в любой развитой рыночной экономике зачастую наблюдаются банкротства тех или иных организаций. Разумеется, процедура банкротства представляет собой достаточно неблагоприятную процедуру для того или иного предприятия, ведь банкротство означает тот факт, что в силу тех или иных причин организация стала неплатежеспособной. Особенно риски банкротства повышаются в периоды кризисов или общей макроэкономической нестабильности как в отдельно взятом государстве, так и в рамках мировой экономики.

Также важно отметить, что банкротство компаний, работающих в области страхования, может нести в себе дополнительные риски для связанных со страховщиком компаний, так и для общей экономической обстановки в стране или регионе.

Следовательно, заявленная тема курсовой работы весьма важна и актуальна на текущий момент.

Целью данной курсовой работы является изучение вопросов, касающихся банкротства страховых организаций.

Для достижения поставленной в работе цели, необходимо осуществить решение следующих задач:

- рассмотреть эволюцию законодательства о банкротстве в Российской Федерации;

- описать вопросы функционирование институтов несостоятельности в РФ;

- описать вопросы, касающиеся финансовой устойчивости страховых компаний и вероятности банкротства страховой компании;

- рассмотреть общие вопросы порядка банкротства страховой компании;

- предметно рассмотреть порядок осуществления действий в случае признания страховой компании банкротом.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав с подпунктами, заключения и списка использованной литературы.

1. Характеристика законодательства Российской Федерации о банкротстве

1.1 Эволюция законодательства о банкротстве РФ

Начальным этапом, которым можно охарактеризовать эволюцию в законодательстве Российской Федерации, которое рассматривает вопросы банкротства, можно отнести Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур». Данный указ действовал до момента принятия Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 г. После того, как указанный закон был принят – появилась возможность реального проведения процедур, связанных с банкротством.[1]


Исходя из положений, содержащихся в Федеральном Законе – банкротство (несостоятельность) представляет собой признанную арбитражным судом или же объявленную должником неспособность его к удовлетворению в полном объеме требований кредиторов, касающихся денежных обязательств или же обязанностей по уплате тех или иных обязательных платежей.

Отличительные черты Законов о банкротстве:

Принятый 19 ноября 1992г закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» содержал следующие отличительные черты:

- не выделял никаких особых категорий должников, вследствие чего ко всем применялись единые нормы;

- отсутствовали механизмы защиты кредиторов и должника от возможных действий друг против друга (до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом кредиторы могли ходатайствовать о наложении ареста на имущество должника, что делало невозможным спасение бизнеса должника. Этим пользовались кредиторы, не стремящиеся к восстановлению платежеспособности должника. Если же имущество должника не было арестовано, то должник мог продолжать им распоряжаться, так как не признавались недействительными сделки должника, совершенные до признания его несостоятельным (банкротом));

- санация относится к судебным процедурам;

- для заключения мирового соглашения необходимо погасить долги перед кредиторами 1, 2 очереди и бюджетом, а так же в течении 2-х недель погасить не менее 35% других требований.

8 января 1998г. Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» внес следующие изменения в законодательство:

- предоставил для банкрота возможность оздоровления бизнеса, а для кредиторов максимальное возмещение их требований;

- предусмотрено принятие специального закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций;

- признано два вида несостоятельности: торговую и неторговую, т. е. несостоятельность лиц, ведущих предпринимательскую деятельность и не ведущих ее. (К последним помимо названных некоммерческих юридических лиц относятся физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя);

- Закон «О несостоятельности (банкротстве)» применяется ко всем коммерческим организациям, за исключением унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенного предприятия);

- возможность признания несостоятельными физических лиц;

- принятие решений переходит от собственников к кредиторам.(Кандидатуру управляющего определяют кредиторы и суд);


- полномочия органов управления должника прекращаются;

- должник может заключить с кредиторами мировое соглашение, удовлетворив требования кредиторов 1 и 2 очереди, а с остальными договориться о более гибких условиях возврата долгов;

- запрещено разглашение сведений о банкротстве до публикации решения арбитражного суда;

- принципиальным новшеством является процедура наблюдения, которую АС вводит в течении недели после заявления кредиторов;

- полный мораторий на выплату долгов во время процедуры внешнего управления;

- сумма задолженности на день обращения в суд должна быть не менее 500 МРОТ для юридического лица;

- арбитражные управляющие действовали на основании лицензии арбитражного управляющего, выдаваемой Федеральной службой по финансовому оздоровлению и банкротству.

Санация относится к досудебным процедурам после внесения изменений 26 октября 2002г. Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» обладает следующими отличительными чертами:

- предусматривает особенности банкротства отдельных категорий должников: градообразующих организаций, сельскохозяйственных организаций, финансовых организаций (страховых организаций, кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг), стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и др.;

- сумма задолженности на день обращения в суд должна быть не менее1000 МРОТ для юридического лица;

- законом о банкротстве 2002 г. предусмотрено проведение мер по предупреждению банкротства организаций и досудебной санации;

- регулированием и обеспечением деятельности арбитражных управляющих должны заниматься специально созданные некоммерческие организации — саморегулируемые организации арбитражных управляющих, членом хотя бы одной из которых должен быть арбитражный управляющий;

- санация относится к досудебным процедурам. Новая процедура финансовое оздоровление

1.2 Функционирование институтов несостоятельности в РФ

Неотъемлемую часть развитой рыночной экономики представляет собой институт банкротства. При наличии конкуренции на рынке всегда будут присутствовать лидеры, которые сильнее и успешней, а также и аутсайдеры, которые становятся таковым в силу как субъективных, так и объективных причин. Важно отметить, что экономика представляет собой систему, в которой существует технологическая и производственная взаимосвязь между отдельными предприятиями. Звеньями в такой цепочке взаимосвязей являются предприятия, которые представляют собой поставщиков и потребителей той или иной продукции, взаимных дебиторов и кредиторов. При зарождении и усилении в тех или иные звеньях кризисных явлений, имеет место рост напряженности по всей цепочке указанных взаимосвязей. Данный факт может иметь неблагоприятное отражение в целом на экономике. Такое напряжение может спровоцировать возникновение трудностей, разрывов, а также «закупорку» товарных и финансовых потоков между организациями. В такой ситуации у организаций может начаться нехватка финансовых ресурсов. В таких ситуациях они не своевременно отвечают по обязательствам, снижают выпуск своей продукции, растет также долговая нагрузка.


В том, чтобы трудности и противоречия решались цивилизованными методами, заинтересованы практически все субъекты рыночной экономики:[2]

- кредиторы желают удовлетворения своих требований;

- поставщики и потребители не хотят терять партнеров, с которыми налажены деловые связи;

- для собственников и персонала кризисного предприятия важно, чтобы предприятие продолжало функционировать;

- государство стремится сохранить налогоплательщика и работодателя во избежание социальных конфликтов.

Однако если трудности предприятия вызваны неумением собственников квалифицированно организовать хозяйственную деятельность, производственный процесс, то общество заинтересовано в том, чтобы неэффективный собственник был заменен на такого, который сумеет правильно и четко сформулировать цели и задачи предприятия, нанять квалифицированных менеджеров, способных наладить эффективную хозяйственную деятельность предприятия.

Еще одна задача регулирования отношений несостоятельности заключается в защите бизнеса при временных трудностях, в том числе и от неквалифицированного руководства. Если можно восстановить финансовую устойчивость бизнеса в достаточно короткий срок, сохранить рабочие места, хозяйственные связи и обеспечить поступление налогов и т.п., то нельзя допустить «растаскивания» имущественного комплекса кредиторами.

Арбитражные суды предназначены для обеспечения функций рассмотрения и разрешение дел, относящихся к спорам предпринимательской деятельности субъектов, принятие предупредительных мер с целью пресечения случаев нарушения законодательства, ведения статистики и анализа результатов своей деятельности, и осуществление международных связей, предусмотренных соответствующим законодательством.

Кроме перечисленных на Высший Арбитражный Суд возлагается ещё ряд функций относительно изучения практического применения различных норм Российского права на основе практики арбитражных судов, а так же разработке на основе полученных данных предложений по усовершенствованию законодательной базы и устранения различных пробелов и недоработок.

В современной России арбитражные суды появились 4 июля 1991 года, когда Верховным Советом был принят закон РСФСР «Об Арбитражном суде», который вводился в действие с 1 октября 1991 года. С принятием названного закона арбитражным судам становятся подведомственны споры с участием граждан-предпринимателей.


В апреле 1995 года бы приняты закон «об Арбитражных судах в РФ», Арбитражный процессуальный кодекс РФ, закон «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса РФ». Конституционный закон «об Арбитражных судах в РФ» 1995 года ввел третий уровень в систему арбитражных судов– окружные федеральные суды, ставшие промежуточной инстанцией между областными судами и Высшим арбитражным судом РФ. Дальнейшее развитие системы арбитражных судов в РФ выразилось в создании самостоятельных арбитражных судов апелляционной инстанции.

Понятие арбитражного управляющего и его функции так же претерпели существенные изменения с течением времени.

В российскую экономику арбитражные управляющие были введены законом 1992 года «О банкротстве предприятий». Но ключевой фигурой процедуры банкротства арбитражного управляющего определил введенный в действие закон «О банкротстве» в 1998 г[3].

В эти годы Россия переживала экономический кризис, многие остались без работы, и востребованная на рынке труда профессия арбитражного управляющего стала очень привлекательной и для многих являлась попыткой попробовать себя на новом поприще и начать новую жизнь. В эту сферу пришли экономисты, банковские работники и участники рынка ценных бумаг, бывшие инженеры и военные. У некоторых арбитражных управляющих даже не было высшего образования, кроме того, арбитражный управляющий практически не нес ответственности за свои действия.

Тоже были введены механизмы ответственности арбитражных управляющих, такие как институт дисквалификации, впервые примененный в данном законе. Второе — это страхование материальной ответственности за причиненный ущерб арбитражным управляющим и саморегулируемыми организациями, которые должны давать поручительство за деятельность этих арбитражных управляющих[4].

Законодатели считают, что финансовая ответственность арбитражных управляющих за счет страхования позволит устранить конфликт интересов, когда Федеральная служба по финансовому оздоровлению, участвуя в деле о банкротстве предприятия, одновременно осуществляла надзор за деятельностью одного из основных участников процедуры банкротства.

Договор страхования ответственности признается формой финансового обеспечения ответственности арбитражного управляющего. Минимальная страховая сумма по договору страхования должна быть менее чем три миллиона рублей в год. Арбитражный управляющий в течение десяти дней с даты его утверждения арбитражным судом по делу о банкротстве должен дополнительно застраховать свою ответственность на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника.