Файл: Учет безналичных денежных средств(Учет безналичных денежных средств).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Учет безналичных денежных средств и расчётов

1.1 Экономическая сущность безналичных денежных средств

1.2 Порядок отражения операций с безналичными денежными средствами в формах бухгалтерского учета и отчетности

1.3 Нормативное регулирование учета безналичных денежных средств организации

2 Учёт и контроль безналичных денежных средств

2.1 Цель, задачи и принципы учета безналичных денежных средств в ООО

2.2 Организация учета безналичных денежных средств на ООО 

2.3 Документальное оформление движения безналичных денежных средств

2.4 Налогообложение операций с безналичными денежными средствами

2.5 Совершенствование учета безналичных денежных средств на ООО 

2.6 Отражение информации о безналичных денежных средствах и расчётах в отчетности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

18. Ряскова Н. Бухгалтерский учет расчетов безналичными денежными средствами // Российский бухгалтер, N 10, 2009г.

19. Турсина Е. Безналичные расчеты. Правила представления, исполнения, отзыва, возврата и исправления расчетных документов. - М.: Издательство "Эксмо", 2008. - 208 с.

4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия. Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:

– документ по учетной политике предприятия;

– утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

– графики документооборота;

– утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;

– утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Каждое предприятие оперирует, как правило, как наличными, так и безналичными денежными средствами. Если для учета первых существует касса , то для учета безналичных денежных средств используется расчетный счет — 51 счет бухгалтерского учета. 

Наличные деньги обычно используются для осуществления денежных расчетов с физическими лицами. Расчеты между юридическими лицами обычно ведутся с помощью безналичных денежных средств.

Для этой цели каждой предприятие выбирает себе подходящий банк и открывает в нем расчетный счет, для расчетов в валюте открывается валютный счет.

На расчетный счет организации могут поступать деньги от других юридических лиц (от покупателей в качестве оплаты, от кредитных организаций в качестве займа и пр.), от физических лиц, и сама организация может внести деньги из кассы на основании объявления на взнос наличными. В этом случае организация – это получатель денег.

Безналичными денежными средствами организация может оплачивать поставщикам товары, услуги, материалы, основные средства, платить различные налоги, взносы и платежи, также может обналичивать деньги на основании денежного чека для выплаты зарплаты, подотчетных сумм работникам. Здесь организация уже будет выступать плательщиком.

Основным первичным документом, на основании которого происходит списание денег, выступает платежное поручение.

В Плане счетов предусмотрен бухгалтерский сч. 51, который и используется для отражения всех операций, связанных с движением безналичных денег.

По дебету сч.51 отражаются все поступления, по кредиту – списание денег со счета.

51 счет бухгалтерского учета – это активный счет. Если провести анализ, то видим, что на нем ведется учет активов предприятия – безналичных средств, поэтому для него характерны признаки активного счета (подробно этот вопрос рассматривался Конечное сальдо сч. 51 всегда дебетовое; по дебету отражается увеличение актива, то есть увеличение денежных средств на счете предприятия (поступления), а по кредиту отражается уменьшение актива, то есть уменьшение средств на счете (их списание).


Каждое поступление и снятие денег со счета – это хозяйственная операция. Для каждой операции в бухучете должна быть составлена проводка: для того, чтобы сделать проводку, нужно определить два бухгалтерских счета, участвующих в операции, и внести сумму одновременно в дебет одного и в кредит другого [15,17].

Поступление денег:

При поступлении денег сумму вносим в дебет сч. 51, в качестве корреспондирующего счета, в кредит которого также нужно внести сумму, может выступать целый ряд счетов. Наиболее распространенные бухгалтерские проводки по счету 51 при поступлении безналичных средств представлены ниже:

Дебет

Кредит

Наименование операции

51

50

Поступление наличных денег на расчетный счет из кассы предприятия

51

62

Поступление оплаты от покупателя ( авансов от покупателя в счет предстоящих поставок, оказания услуг

51

66

Поступление денег по краткосрочному кредиту

51

67

Поступление денег по долгосрочному кредиту

51

73

Возврат ранее взятого займа от работника

51

75

Вклад в уставный капитал от учредителей

Списание денег:

При списании денег сумма вносится в кредит сч. 51, корреспондирующие счета, в дебет которых вносится сумма, зависят от назначения платежа. Выделим наиболее распространенные типовые проводки по списанию безналичных денежных средств:

Все проводки по учету безналичных денежных средств в бухгалтерском учете выполняются на основании выписки из банка, в которой отражаются все поступления и списания безналичных денежных средств.

Основными организационными принципами безналичных расчетов являются:

Документальное обеспечение.

Проведение платежей банками или любыми другими расчетными

учреждениями возможны только на основе письменного распоряжения клиента, приказа судебных и других органов, которые имеют такое право в соответствии с законодательством. Также списание средств может проводиться на основе распоряжения о списании. Существуют также отдельные случаи, когда у банковских учреждений есть право на проведение списания средств со счетов организаций по требованию кредиторов в безакцептном порядке. Такое право обязательно должно быть прописано в договоре предоставления услуг.

Срочность.

Этот принцип касается порядков и сроков обработки документов банками, сроков списания, а, также, зачисления средств на счета. Некоторые банки, к примеру, Банк России, устанавливают определенные сроки безналичного расчета.


Платежная обеспеченность.

Такой принцип позволяет осуществлять платежи со счетов в пределах имеющихся на них сумм. Документальные поручения, касающиеся списания средств со счетов должны исполняться банком и соответствовать очередности списания денежных средств.

Свободный выбор формы безналичного расчета.

Существует несколько форм безналичных расчетов, которые установлены действующим законодательством (по аккредитиву, инкассо, расчеты платежными поручениями и чековые). Организации имеют возможность выбрать для себя наиболее подходящую.

Унификация документов по платежам.

Расчетные документы, как установлено законодательством, должны быть оформлены в электронном или бумажном виде на бланках единой формы.

Эти документы содержат такие реквизиты [17,20]:

  • Вид платежа;
  • Наименование расчетного документа;
  • Год, число, месяц выписки расчетного счета, его номер;
  • ФИО плательщика или название организации, номер счета, ИНН налогоплательщика, местонахождения  и наименование банка, номер субсчета;
  • ФИО получателя, его номер счета, ИНН, местонахождения и наименование банка получателя, БИК, номер субсчета;
  • Сумма платежа;
  • Назначение платежа;
  • Очередность платежа;
  • Печати и подпись уполномоченных лиц.

Участвующие в сделке лица имеют право выбрать такую форму

безналичного расчета, которая наиболее им подойдет. Система расчетов создана с целью обеспечения благоприятных условий для кругооборота средств, поэтому поставщики заинтересованы в выплатах без задержек, иначе это лишает их выручки от реализации и усложняет выполнение финансовых и производственных задач. При условии задержки платежа у покупателя формируется кредиторская задолженность, тем самым нарушая принципы организации движения финансов.

2 Учёт и контроль безналичных денежных средств

2.1 Цель, задачи и принципы учета безналичных денежных средств в ООО

Денежные средства характеризуют начальную и конечную стадии кругооборота хозяйственных средств, скоростью движения которых во многом определяется эффективность всей предпринимательской деятельности. Объемом имеющихся у предприятия денег как важнейшего платежного средства определяется платежеспособность предприятия – одна из важнейших характеристик его финансового положения.


Подавляющее большинство расчетов между предприятиями производится безналичным путем, т.е. путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет кредитора посредством системы корреспондентских счетов между различными банками, а также клиринговых зачетов взаимных требований через расчетные палаты. Безналичные расчеты в условиях рыночной экономики могут осуществляться и с помощью векселей и чеков.

Целью бухгалтерского учета операций с безналичными денежными средствами является контроль над соблюдением расчетной дисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств, а также обеспечение сохранности безналичных денежных средств.

Перед бухгалтерским учетом в области учета безналичных денежных средств и расчетов стоят следующие основные задачи [19]:

• своевременное и правильное проведение необходимых расчетов путём безналичных перечислений;

• соблюдение действующих правил использования безналичных денежных средств по назначению в соответствии с выделенными лимитами, фондами и сметами;

• правильное и своевременное документальное оформление операций с безналичными денежными средствами;

• полное и оперативное отражение в учетных регистрах наличия и движения безналичных денежных средств и расчетных операций;

• контроль за наличием и сохранностью денег на расчетном и других счетах в банках;

• организация и проведение в установленные сроки инвентаризаций безналичных денежных средств и состояния расчетов, изыскание возможностей недопущения возникновения просроченной дебиторской и кредиторской задолженности;

• контроль соблюдения расчетно-платежной дисциплины, своевременности перечисления сумм за материальные ценности, а также средств, полученных в порядке кредитования;

• бесперебойное удовлетворение безналичными денежными средствами потребностей предприятия;

• рациональное вложение свободных денежных средств с целью получения дополнительного дохода от инвестиций.

Основные принципы организации бухгалтерского учёта безналичных денежных средств в ООО:

1) Оперативность учёта. В ООО оперативность учёта заключается в своевременном представлении учётных данных для управления работой организации и составления отчетности.

2) Полнота и простота учёта. В ООО полнота и простота учёта состоят в представлении всей учетной информации, необходимой для управления работой организации и бизнесом при недопущении излишней информации, исключении дублирования и ненужных показателей.


3) Достоверность учетных данных. В ООО «обеспечивается документированием всех хозяйственных операций, соблюдением правил инвентаризации, денежной оценки, учета текущих затрат, калькулирования.

4) Сопоставимость планируемых (прогнозных) и учетных показателей. В ООО данный принцип необходим для контроля за нормами расхода безналичных денежных средств, контроля за выполнением планов,

прогнозов, заказов, договоров и т.п.

5) Экономичность учета. В ООО экономичность учёта характеризуется такими показателями, как: количество работников организации на одного специалиста по бухучету; уровнем компьютеризации труда работников бухгалтерии; уровнем затрат на учет.

Можно добавить еще несколько из положений:

– обязательное хранение денег на счетах в банке и проведение необходимых операций через банк;

– платежи должны совершаться в точном соответствии с условиями договоров;

– платежи осуществляются при наличии средств на счете и праве на кредит;

– обязательное уведомление плательщика обо всех передвижениях средств на его счетах.

Соблюдение этих принципов позволяет использовать безналичные расчеты в качестве важного инструмента развития и функционирования организации.

2.2 Организация учета безналичных денежных средств на ООО 

В организации ООО бухгалтерский учет осуществляется по плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности.

Главный бухгалтер ООО назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом Генерального директора в соответствии с условиями заключенного трудового договора по представлению руководителя подразделения. Непосредственный руководитель директор ООО.

К должностным обязанностям главного бухгалтера относятся [16]:

– осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно- финансовой деятельности и контроль над экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью

собственности организации;

– исполняет в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и принятой в компании учетную политику исходя из структуры и особенностей деятельности организации, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости;

– возглавляет работу по обеспечению порядка проведения инвентаризаций, контроля над проведением хозяйственных операций, соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота;