Файл: Организация маркетинга на предприятии (теоретические аспекты)(Теоретические основы организации маркетинга на предприятии ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Маркетинг - это комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследований и прогнозирования рынка, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ. В этих программах заложены мероприятия по улучшению товара и его ассортимента, изучению покупателей, конкурентов и конкуренции, по обеспечению ценовой политики, формированию спроса, стимулированию сбыта и рекламе, оптимизации каналов товародвижения и организации сбыта, организации технического сервиса и расширения ассортимента представляемых сервисных услуг.

В экономических процессах основное место имеют методы и принципы, а так же концепции маркетинга. В ситуациях усиления рыночных хозрасчетных отношений и независимости предприятий, фирм, предпочтение целесообразных форм и их развития в непосредственном плане призывается содействовать росту экономической эффективности и окружающей среды и социально-экологической обеспеченности коллективов.

Маркетинг при решении данных целей надлежит рассматривать, как эффективную концепцию производственно-качественной деятельности, и как функцию управления, и как экономический процесс.

Продуктивное использование маркетингового подхода в производственно-хозяйственной, коммерческой и сбытовой деятельности предприятия находится в зависимости от того, насколько оно четко прореагирует на малейшие преобразования, происходящие на рынке, отвечает на новые потребности потребителей в результате освоения технологий и новой продукции, а также его способности приспосабливаться к неопределенности развития потребительского спроса для образования соответственной финансовой и правовой среды, которая должна обеспечить подлинную хозяйственную независимость компании в любых отношениях на рынке.

В современных условиях система организации маркетинга на предприятии направляется на поиск более эффективного соотношения традиционной и новой продукции, она считается основой для утверждения решения об увеличении либо снижении объемов производства, модернизации продукции либо снятия ее с производства.

Актуальность темы курсовой работы обуславливается тем, что в условиях рыночной экономики применение маркетинга считается объективной необходимостью, он является основанием любой предпринимательской деятельности. Увеличение его значения в управлении предприятием имеет связь с объективными тенденциями увеличения конкурентной борьбы, либерализации внешнеэкономических взаимодействий, увеличения избирательности потребителей.


Цель курсовой работы - проанализировать теоретические аспекты организации маркетинга на предприятии.

В соответствии с поставленной целью были выдвинуты и решены следующие задачи:

- определить понятие и сущность маркетинга на предприятии;

- проанализировать процесс организации маркетинга на предприятии;

- рассмотреть направления совершенствования организации маркетинга предприятия.

Объектом исследования выступает организация маркетинга на предприятии.

Предметом исследования является оценка состояния маркетинга на промышленных предприятиях в условиях рыночной экономики

Теоретической, методологической базой послужили научные положения, опубликованные в работах таких ученых, таких как: Котлер Ф., Костылева, С.Ю. Ляпина, С.

1 Теоретические основы организации маркетинга на предприятии

1.1 Понятие и сущность маркетинга

Маркетинг - сочетание всех видов предпринимательской деятельности, которое обеспечивает продвижение товаров и услуг от производителей к потребителям, а также исследование положения, предпочтений и установок покупателей и систематичное применение данных сведений для формирования новых потребительских товаров и услуг [7, с.85].

Маркетинг – результат многолетней эволюции убеждений менеджеров на задачи и цели, методы формирования торговли и промышленности. Важное значение на развитие концепции маркетинга оказывает НТП, снабдивший обширное разнообразие товаров, большие темпы их обновления, действенное управление производственным процессом.[1]

Маркетинг в переводе с английского значит «действие на рынке» или деятельность в области рынков сбыта. В современной сущности маркетинг – предпринимательская деятельность, которая связана с продвижением услуг и реализацией продукции от производителя к потребителю. Маркетинг как основание рыночной экономики является «философией» производства, полностью зависимой от условий и требований рынка, которая находится в постоянной динамике развития под влиянием обширного спектра финансовых, политических, социальных факторов и научно-технических.[2]


Развитие управления производством при формировании маркетинга, в историческом развитии произошло много этапов.[3]

Происходившие изменения в общественной жизни явились отражением для политических, социальных и финансовых перемен. В государствах в которых осуществлялась стадия формирования и развития маркетинга была сложена такая тенденция развития, в которой основной акцент шёл на потребителя или групп потребителей, на удовлетворение его или их потребностей и нужд, а не на производство [5, с.27].

Методологический способ маркетинга дает возможность исследовать и анализировать рыночную деятельность для промышленных предприятий и позволяет в полном плане подчинить работу всех структур компании к постоянно меняющимся условиям и требованиям рыночной экономики. Начиная от проектно-конструкторских и научно-исследовательских разработок вплоть до сбыта и сервиса.[4]

В организации маркетинг определяется из системы суждений, практических действий, которые связаны с анализом потребностей потребителя, потенциалов производственного процесса и обмена для их обеспечения с наименьшим использованием всех видов ресурсов при достижении большого потребительского эффекта.[5]

Объединяемость в единый технический процесс определенных элементов предпринимательской, производственно-хозяйственной, сбытовой и экономической деятельности – важнейшая задача маркетинга. [6]

Применение маркетинга дает возможность предприятию решать поставленные задачи на любом предприятие в состоянии решать установленные задачи на каждом рынке с максимальной эффективностью. Практическая возможность производителем осуществлять контроль за своими производственными и научно-техническими планами согласно с модификациями рыночной конъюнктуры, маневрировать существующими в его распоряжении экономическими ресурсами, для того, чтобы гарантировать оптимальную стратегию в решении тактических и стратегических задач [7, с.63].

Суть маркетинга гласит, что должно быть произведено только то, что будет находить реальный сбыт, а не стараться потребителю навязать «несогласованную» заранее с рынком продукцию. Важнейшие принципы, которые вытекают из сущности маркетинга содержат в себе:

-налаженное производство и реализация продукции обязуются соответствовать потребностям потребителей, а так же рыночной ситуации и возможностям предприятия;


- неизменную обновляемость всей производимой или реализуемой продукции;

- сплоченность стратегий и тактического подхода для эффективного реагирования на малейшие изменения в спросе покупателей.[7]

Основные методы организации маркетинга на предприятии заключены в следующем:[8]

1) по отношению к компании важно исследование окружающей среды, которая определена не только на рынок, но и на финансовые, политические, культурные и иного рода условия. Все исследование определяет факторы, которые способствуют коммерческому успеху или препятствуют ему, в итоге данного исследования формируется необходимый банк данных для оценки внешней среды;[9]

2) очень важен потребительский анализ или исследование реальных и потенциальных покупателей. Изучение этого исследование содержит в себе анализ финансовых, демографических, социальных, географических и иных характеристик людей, о покупной способности, а также их потребностей и нужд и покупной способности ими как своей, так и конкурирующей продукции;

3) следующий анализ направляется на то, чтобы исследовать и планировать существование в дальнейшем товаров или формировать концепции для создания новейшей продукции или модернизировать старую, включая ассортимент данной продукции и ассортиментные ряды, а так же упаковку и иное. Изжившая себя, не приносящая дохода продукция снимается с производства и рынка. Необходимо планировать товародвижение и сбытовую политику, создавать при необходимости, соответствующие собственные сбытовые точки с магазинами и складскими помещениями;[10]

4) развивать спрос и стимулирование сбыта (ФОССТИС) методом комбинаций некоммерческих престижных мер, рекламной кампании, личной продажи и разного вида материальных стимулов, которые обращены на потребителей, агентов и непосредственно продавцов;[11]

5) обеспечивать ценовой политикой, которая включает в себя планирование самой структуры и уровня цен на весь поставляемый товар и формирующую технологии в применении к ценам, скидкам и кредитам;[12]

6) маркетинговое управление как система, которая состоит из планирования и выполнения, контролирования маркетинговой программы и персональных обязанностей всех сторонников процесса, которые заняты в работе компании, а так же должен быть оценен риск и прибыль, и, конечно, действенность маркетинговых решений.


Маркетинговая деятельность - это совокупность мер в сфере исследований торгово-сбытовой деятельности организации по анализу всех факторов, которые оказывают воздействие на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к покупателю.

Сущность маркетинговой деятельности представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Сущность маркетинговой деятельности

Маркетинг, как система управления должна обеспечивать [16, с.5]:

- надежные, достоверные сведения о рынке, структуре и изменениях предпочтений потребителей, то есть сведения об окружающих условиях деятельности компании;[13]

- создание такого продукта, который имеет соответствие основным положениям рынка, лучше, чем продукт конкурентной компании удовлетворяет запросы потребителя;

-  необходимое влияние на потребителя, на спрос, на рынок, которое обеспечивает максимально возможное регулирование над сферой реализации.[14] Маркетинг, как инструментарий повышения обусловленности принимаемых экономических решений по разным аспектам производственной, хозяйственной и сбытовой стратегии, должен иметь главенствующее место в системе управления компанией [4, с.92].

Организация маркетинга на предприятии может быть реализована в следующих областях.

1. Доля рынка и конкурентоспособность. Доля рынка в прямом плане зависима от деятельности маркетологов, так как они изучают покупательские потребности и предпочтения и устанавливают границы, в которых компания сможет их удовлетворить [19, с.27].

2. Многообразие и качество ассортимента товаров. В процессе система организации маркетинга на предприятии устанавливается степень необходимости диверсификации производственной сферы согласно потребностям рынка и возможностей компании.[15] Чем больше разнообразной продукции будет выпускаться, тем больше расходы компании, но меньше общие риски предпринимательской деятельности. Качество продукта должно быть не низкое или высокое, а нужное на определенном рынке [35, с.3].

3. Рыночная демографическая статистика дает возможность компании определить наиболее весомые для нее группы потребителей по возрастным и социальным параметрам, полу, национальностям и вероисповеданию. Этот процесс необходим, так как их потребности неодинаковы и требуют определенного акцентирования при выходе компаний на другой сегмент рынка.[16]