Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России(Теоретические воззрения на развитие бизнеса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время рынок электронной коммерции в России растет высокими темпами. Суммарный оборот Интернет-магазинов в России за 2013 г. составил 470 млрд рублей. В прошлом году суммарный оборот Интернет-торговли оценивался в 350 млрд рублей. Таким образом, рост оборота составил 34%.

По данным InSales, в 2013 г. в России работало около 39 тысяч розничных Интернет- магазинов, в которых с разной степенью регулярности совершаются заказы. Темпы роста будут постепенно повышаться: с текущих 26-30% в год до 30-35% в год.

В 2016 году в сложившейся экономической ситуации сложно делать какие-либо прогнозы. По предварительным оценкам в текущем году сохранится тенденция укрепления участников торговли и выделение нишевых Интернет-магазинов.

В связи с нестабильностью экономики, ослаблением рубля, скачкообразным изменением курса валют замедлится дальнейшее развитие розничных сетей и снизится часть трансграничной торговли с зарубежными интернет-магазинами. Продолжат свое развитие онлайн-гипермаркеты, как новый канал сбыта, отличающийся быстротой реакции на изменения спроса.

По данным аналитического подразделения компании InSales прогнозируется, что в 2016 году оборот товарной розничной торговли в российском сегменте рынка превысит 1 триллион рублей. Российский рынок Интернет-торговли представлен на рисунке 1

Рисунок 1- Российский рынок Интернет-торговли

Так, в последнее время все больше предпринимателей проявляют интерес к онлайн- продажам, оценивая прибыльность и удобство этого канала продаж.

Однако до 2011 года доля продаж через интернет составляла менее 1% от общего объема торговли в России, сегмент электронной коммерции стал заметен только начиная с 2013 года. Стоит отметить, что в стране наблюдается дисбаланс в развитии рынка электронной торговли по регионам . Более 60 % магазинов сконцентрированы в Москве и Санкт-Петербурге, где проживают 15% населения страны.

Структура российского рынка Интернет-торговли Российской рынок электронной торговли продолжает развиваться опережающими темпами. В 2014 г. объем продаж через сеть увеличился на 30-40% в денежном выражении. Число пользователей Интернета насчитывало около 60 млн человек, из них 15-20 млн совершали покупки в сети.

В данный период времени в сети находятся около ста тысяч сайтов, которые имеют каталог товаров и обладают функциями продажи, но по-настоящему работающих Интернет- ретейлеров, в которых осуществлялось бы более двух заказов в месяц всего тридцать девять тысяч.


По количеству заказом магазины можно разделить на:

Крупные (приходится более 1000 заказов в сутки)

Средние (приходится более 50 заказов в сутки)

Малые (приходится более 10 заказов в сутки)

Микро (приходится менее 10 заказов в сутки)[5]

По количеству годового оборота приходящегося на Интернет-магазин в зависимости от его размера можно выделить:

Таблица 1-Годовой оборот Интернет-магазинов

Типы Интернет- магазинов

Число

магазинов

Средний годовой оборот магазина

Годовой оборот всех магазинов

Большие

40

3 300 000 000

132 000 000 000

Средние

875

180 000 000

157 500 000 000

Малые

5270

20 000 000

105 400 000 000

Микро

31960

2 400 000

76 704 000 000

Структура Интернет-продаж на 2015 год не изменилась по сравнению с 2014 годом. Лидирующими продаваемыми позициями так же остаются мелкая бытовая техника, косметика, электроника , мобильные гаджеты, одежда и обувь, остальные категории товаров потребители приобретают реже.

При оценке оборота учитывались данные по ежемесячной посещаемости магазинов, с помощью сервиса Shopestrate.

Развитие рынка Интернет-торговли видится в дальнейшем углублении создания на уровне регионов, городов. Расширение структуры предоставляемых товаров производят наиболее удачные Интернет-ретейлеры. Структура российского рынка Интернет-торговли по сегментам на 2015 год представлена на рисунке 2

Рисунок 2- Структура российского рынка Интернет-торговли по сегментам на 2015 год

По данным аналитического агентства Insight данных за период с января 2016 года наблюдается увеличение среднего ежедневного количества заказов на крупных российских интернет-магазинов, что составило 30% по сравнению с 2015 г. В течение первого месяца 2016 года, 75% интернет-магазинов были в состоянии чтобы увеличить свои продажи.

Данные основаны на непрерывном мониторинге количества заказов в крупных и средних онлайн магазинах. Они сверяются с данными о посещаемости сайтов интернет- магазинов, а также статистическими данными, представленными на сайте магазинов.

Динамика потребительской активности несколько улучшилась по сравнению с началом прошлого года. Наибольший рост суммы заказа (в 2-4 раза по направлению к началу 2015 года) приходится на детские продукты, по данным агентства. Интернет-магазины подтвердили, что потребитель готов покупать товары повседневного спроса в Интернете, и начал активно продвигать эту категорию. Это подтверждается статистикой Озон: объем продаж вырос на 20% в течение первых двух месяцев 2016 года, товары для мам и детей, предметов домашнего обихода и продуктов питания показали самый высокий рост, как сказал представитель компании.


Доля категории «хобби», «детские товары», «товары для дома» и другие в онлайн- продаж составляет более 14% и продолжает расти. Категория детских товаров не может быть драйвером роста, она составляет лишь 4% от объема продаж в стоимостном выражении.

Из вышесказанного следует, что общий уровень развития электронной коммерции в России значительно отстает от показателей развития западных стран, это произошло из-за ряда причин, таких, как экономический кризис в стране, отсутствие доступа к современным телекоммуникационным сетям в большинстве регионов страны, отсутствие доверия потребителей. Интернет-среда сегодня является хорошим трамплином для развития бизнеса, увеличения доходов регионов и страны в целом.

2.2 Анализ проблем и факторов развития электронной коммерции в России

Электронная коммерция является одной из составляющих «новой экономики», которая приобретает все большую практиче­скую значимость. Необходимым условием развития коммерческой деятельности России в сети Интернет является прогнозирование и выявление её структурных элементов, закономерностей, основных тенденций и перспектив развития.

Итак, электронная коммерция - совокупность технических и организацион­ных форм совершения финансовых и торговых транзакций, осуществляемых с ис­пользованием электронных систем. Электроннаякоммерция- сфера экономики, ко­торая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые с помощью компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций. Электронная коммерция включает в себя электронный обмен инфор­мацией, электронное движение капитала, электронную торговлю, электронные деньги, электронный маркетинг, электронный банкинг и электронные страховые ус­луги.

Электронная коммерция, являясь основой электронно-информационного бизнеса, на современном этапе своего развития имеет определенные вопросы и проблемы, причем как на международном уровне, так и на уровне отдельных стран мира, включая Российскую Федерацию. До настоящего момента времени экономи­ческий сектор электронной коммерции в России переживает определенные этапы своего формирования и развития. Причём объемы продаж посредством интернета в России возрастают в геометрической прогрессии, а количество пользователей уве­личивается с каждым днём.


Электронный рынок в сравнении с традиционным рынком еще недостаточно силен, его потенциал реа­лизовывается не в полной мере, на что существуют определённые причины, сущ­ность которых представляет собой непосредственно проблемы электронной ком­мерции. К таковым относятся:

отсутствие развитой нормативной и законодательной базы. След­ствием данной ситуации является возникновение проблемы защиты прав интеллек­туальной собственности на товар или услугу, которые реализуются в рамках элек­тронной коммерции, а также проблем финансового и договорного характера. Отсю­да возникает недоверие со стороны инвесторов и возможных покупателей, что зна­чительно снижает темпы развития электронного бизнеса в целом.

-проблемы, связанные с глобальной концепцией электронной коммер­ции. К ним относятся: отсутствие уверенности в том, что в другой точке мира реаль­но существует компания-партнер и предлагаемый ею товар или услуга; различия в традициях и правилах по ведению бизнеса в этих компаниях.

-угрозы в сфере безопасности электронной коммерции. Они проявля­ются в отсутствии надежных и эффективных механизмов, которые гарантировали бы конфиденциальность, идентификацию и авторизацию.

-отсутствие универсальной стандартизации взаимодействия и совмес­тимости сетей. Наличие такой стандартизации необходимо для того, чтобы все уча­стники электронной торговли могли иметь доступ к сайтам организаций, вне зави­симости от географического положения и особенности сети.

-сложность привлечения новых людей, по причине отсутствия менед­жеров с опытом работы в сфере продаж, логистов, маркетологов, квалифицирован­ных специалистов по обслуживанию. Поэтому в настоящее время большое внима­ние стали уделять сфере Интернета (дизайнам различных проектов), а не традици­онной торговле.

Россия может стать сверхдержавой в сфе­ре онлайн-коммерции и привлечь внимание представителей новых видов бизнеса. Развитие и принятие e-commerce стратегий для действующих предприятий стали данностью нескольких последних лет. Таким образом, доля электронной коммерции в российской будет возрастать, следовательно, будет возрастать и её положитель­ное влияние на экономику государства и уровень жизни общества, появятся новые выгодные возможности: глобальное присутствие и глобальный выбор; персонали­зация продаж, реакция на спрос; снижение издержек; новые возможности ведения бизнеса; дальнейшее развитие конкурентной среды.

Специалисты выделяют следующие основные факторы экономического рос­та электронной коммерции в РФ:


-низкие операционные издержки.

-комплиментарность отношений между компонентами интернет- технологий. То есть при увеличении ценности использования одних компонентов интернет-технологий, повышается ценность других.

-позитивные побочные эффекты сетей. Покупатели и продавцы товаров или услуг находят преимущества в использовании Интернета и привлекают друг друга в процессы электронной коммерции.

Основу современной российской электронной коммерции составляют новые информационные технологии по совершению коммерческих операций и управлению производственными процессами с применением электронных средств обмена дан­ными. В настоящее время организации благодаря электронной коммерции выходят на новейшие рынки сбыта, получают нужную информацию о потребностях потреби­телей, достаточно быстро реагируют на различные изменения спроса, сокращают как финансовые, так и временные ресурсы, повышают конкурентоспособность.

Возможности электронной коммерции используются многими компаниями для обес­печения дополнительного обслуживания клиентов.

Характерными чертами российского рынка электронной коммерции на дан­ном этапе развития являются: развивающееся онлайн-кредитование; многоканаль- ность и интеграция онлайн и офлайн режимов; растущий спрос на товары зарубеж­ных интернет-магазинов. Ключевая отличительная черта электронного рынка Рос­сии - активное использование электронных платежных систем, создание большой потребительской вариативности. Важнейшая тенденция — опережающий рост элек­тронных магазинов на рынке физических товаров. Следует отметить, что в большей мере экономические перспективы российской электронной коммерции выражаются в развитии сферы интернет-магазинов, которые представлены различными видами:

-розничные интернет-магазины, осуществляющие торговлю в неболь­ших объемах, часто по одной единице;

-оптовые интернет-магазины, которые продают товары большими пар­тиями и в большинстве случаев имеют постоянную клиентуру;

-продажа по системе дропшипинга, то есть интернет-магазин не выку­пает товар, а продаёт его напрямую со склада поставщика.

В пятерку наиболее успешных российских интернет-магазинами в рейтинге Forbes входят электронные магазины Ulmart, Sitilink, Wildberries, Ozon и Biglion.

Появление интернета сильно отразилось на жизни населения России. Чтобы открыть интернет-магазин, не нужен большой стартовый капитал, в сравнении с традиционной торговлей его можно считать практически нулевым. В интернет- коммерции можно обойтись без наёмного персонала, существует много направле­ний, где прекрасно справится и один человек. Интернет-магазин позволяет по ми­нимуму тратиться на его содержание, предпринимателю не нужно платить за арен­ду помещений, заработную плату, коммунальные платежи, иногда даже можно не платить за товар, работая как посредник, между поставщиком и потребителями. Проекты электронной коммерции не ограничены физическими границами, сущест­вует возможность осуществления международной торговли. На сегодняшний день электронная коммерция весьма перспективное направление бизнеса. В нашей стране она только начала набирать обороты и в ближайшее время будет только усиливать темпы роста.