Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России(Теоретические воззрения на развитие бизнеса).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общая характеристика и этапы развития коммерции в России и за рубежом
1.1 Теоретические воззрения на развитие бизнеса
1.2 Периоды и этапы развития коммерческой деятельности в России
1.3 Этапы развития предпринимательства в зарубежных странах
2.1 Анализ рынка электронной коммерции в России
2.2 Анализ проблем и факторов развития электронной коммерции в России
В настоящее время рынок электронной коммерции в России растет высокими темпами. Суммарный оборот Интернет-магазинов в России за 2013 г. составил 470 млрд рублей. В прошлом году суммарный оборот Интернет-торговли оценивался в 350 млрд рублей. Таким образом, рост оборота составил 34%.
По данным InSales, в 2013 г. в России работало около 39 тысяч розничных Интернет- магазинов, в которых с разной степенью регулярности совершаются заказы. Темпы роста будут постепенно повышаться: с текущих 26-30% в год до 30-35% в год.
В 2016 году в сложившейся экономической ситуации сложно делать какие-либо прогнозы. По предварительным оценкам в текущем году сохранится тенденция укрепления участников торговли и выделение нишевых Интернет-магазинов.
В связи с нестабильностью экономики, ослаблением рубля, скачкообразным изменением курса валют замедлится дальнейшее развитие розничных сетей и снизится часть трансграничной торговли с зарубежными интернет-магазинами. Продолжат свое развитие онлайн-гипермаркеты, как новый канал сбыта, отличающийся быстротой реакции на изменения спроса.
По данным аналитического подразделения компании InSales прогнозируется, что в 2016 году оборот товарной розничной торговли в российском сегменте рынка превысит 1 триллион рублей. Российский рынок Интернет-торговли представлен на рисунке 1
Рисунок 1- Российский рынок Интернет-торговли
Так, в последнее время все больше предпринимателей проявляют интерес к онлайн- продажам, оценивая прибыльность и удобство этого канала продаж.
Однако до 2011 года доля продаж через интернет составляла менее 1% от общего объема торговли в России, сегмент электронной коммерции стал заметен только начиная с 2013 года. Стоит отметить, что в стране наблюдается дисбаланс в развитии рынка электронной торговли по регионам . Более 60 % магазинов сконцентрированы в Москве и Санкт-Петербурге, где проживают 15% населения страны.
Структура российского рынка Интернет-торговли Российской рынок электронной торговли продолжает развиваться опережающими темпами. В 2014 г. объем продаж через сеть увеличился на 30-40% в денежном выражении. Число пользователей Интернета насчитывало около 60 млн человек, из них 15-20 млн совершали покупки в сети.
В данный период времени в сети находятся около ста тысяч сайтов, которые имеют каталог товаров и обладают функциями продажи, но по-настоящему работающих Интернет- ретейлеров, в которых осуществлялось бы более двух заказов в месяц всего тридцать девять тысяч.
По количеству заказом магазины можно разделить на:
Крупные (приходится более 1000 заказов в сутки)
Средние (приходится более 50 заказов в сутки)
Малые (приходится более 10 заказов в сутки)
Микро (приходится менее 10 заказов в сутки)[5]
По количеству годового оборота приходящегося на Интернет-магазин в зависимости от его размера можно выделить:
Таблица 1-Годовой оборот Интернет-магазинов
Типы Интернет- магазинов |
Число магазинов |
Средний годовой оборот магазина |
Годовой оборот всех магазинов |
Большие |
40 |
3 300 000 000 |
132 000 000 000 |
Средние |
875 |
180 000 000 |
157 500 000 000 |
Малые |
5270 |
20 000 000 |
105 400 000 000 |
Микро |
31960 |
2 400 000 |
76 704 000 000 |
Структура Интернет-продаж на 2015 год не изменилась по сравнению с 2014 годом. Лидирующими продаваемыми позициями так же остаются мелкая бытовая техника, косметика, электроника , мобильные гаджеты, одежда и обувь, остальные категории товаров потребители приобретают реже.
При оценке оборота учитывались данные по ежемесячной посещаемости магазинов, с помощью сервиса Shopestrate.
Развитие рынка Интернет-торговли видится в дальнейшем углублении создания на уровне регионов, городов. Расширение структуры предоставляемых товаров производят наиболее удачные Интернет-ретейлеры. Структура российского рынка Интернет-торговли по сегментам на 2015 год представлена на рисунке 2
Рисунок 2- Структура российского рынка Интернет-торговли по сегментам на 2015 год
По данным аналитического агентства Insight данных за период с января 2016 года наблюдается увеличение среднего ежедневного количества заказов на крупных российских интернет-магазинов, что составило 30% по сравнению с 2015 г. В течение первого месяца 2016 года, 75% интернет-магазинов были в состоянии чтобы увеличить свои продажи.
Данные основаны на непрерывном мониторинге количества заказов в крупных и средних онлайн магазинах. Они сверяются с данными о посещаемости сайтов интернет- магазинов, а также статистическими данными, представленными на сайте магазинов.
Динамика потребительской активности несколько улучшилась по сравнению с началом прошлого года. Наибольший рост суммы заказа (в 2-4 раза по направлению к началу 2015 года) приходится на детские продукты, по данным агентства. Интернет-магазины подтвердили, что потребитель готов покупать товары повседневного спроса в Интернете, и начал активно продвигать эту категорию. Это подтверждается статистикой Озон: объем продаж вырос на 20% в течение первых двух месяцев 2016 года, товары для мам и детей, предметов домашнего обихода и продуктов питания показали самый высокий рост, как сказал представитель компании.
Доля категории «хобби», «детские товары», «товары для дома» и другие в онлайн- продаж составляет более 14% и продолжает расти. Категория детских товаров не может быть драйвером роста, она составляет лишь 4% от объема продаж в стоимостном выражении.
Из вышесказанного следует, что общий уровень развития электронной коммерции в России значительно отстает от показателей развития западных стран, это произошло из-за ряда причин, таких, как экономический кризис в стране, отсутствие доступа к современным телекоммуникационным сетям в большинстве регионов страны, отсутствие доверия потребителей. Интернет-среда сегодня является хорошим трамплином для развития бизнеса, увеличения доходов регионов и страны в целом.
2.2 Анализ проблем и факторов развития электронной коммерции в России
Электронная коммерция является одной из составляющих «новой экономики», которая приобретает все большую практическую значимость. Необходимым условием развития коммерческой деятельности России в сети Интернет является прогнозирование и выявление её структурных элементов, закономерностей, основных тенденций и перспектив развития.
Итак, электронная коммерция - совокупность технических и организационных форм совершения финансовых и торговых транзакций, осуществляемых с использованием электронных систем. Электроннаякоммерция- сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые с помощью компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций. Электронная коммерция включает в себя электронный обмен информацией, электронное движение капитала, электронную торговлю, электронные деньги, электронный маркетинг, электронный банкинг и электронные страховые услуги.
Электронная коммерция, являясь основой электронно-информационного бизнеса, на современном этапе своего развития имеет определенные вопросы и проблемы, причем как на международном уровне, так и на уровне отдельных стран мира, включая Российскую Федерацию. До настоящего момента времени экономический сектор электронной коммерции в России переживает определенные этапы своего формирования и развития. Причём объемы продаж посредством интернета в России возрастают в геометрической прогрессии, а количество пользователей увеличивается с каждым днём.
Электронный рынок в сравнении с традиционным рынком еще недостаточно силен, его потенциал реализовывается не в полной мере, на что существуют определённые причины, сущность которых представляет собой непосредственно проблемы электронной коммерции. К таковым относятся:
отсутствие развитой нормативной и законодательной базы. Следствием данной ситуации является возникновение проблемы защиты прав интеллектуальной собственности на товар или услугу, которые реализуются в рамках электронной коммерции, а также проблем финансового и договорного характера. Отсюда возникает недоверие со стороны инвесторов и возможных покупателей, что значительно снижает темпы развития электронного бизнеса в целом.
-проблемы, связанные с глобальной концепцией электронной коммерции. К ним относятся: отсутствие уверенности в том, что в другой точке мира реально существует компания-партнер и предлагаемый ею товар или услуга; различия в традициях и правилах по ведению бизнеса в этих компаниях.
-угрозы в сфере безопасности электронной коммерции. Они проявляются в отсутствии надежных и эффективных механизмов, которые гарантировали бы конфиденциальность, идентификацию и авторизацию.
-отсутствие универсальной стандартизации взаимодействия и совместимости сетей. Наличие такой стандартизации необходимо для того, чтобы все участники электронной торговли могли иметь доступ к сайтам организаций, вне зависимости от географического положения и особенности сети.
-сложность привлечения новых людей, по причине отсутствия менеджеров с опытом работы в сфере продаж, логистов, маркетологов, квалифицированных специалистов по обслуживанию. Поэтому в настоящее время большое внимание стали уделять сфере Интернета (дизайнам различных проектов), а не традиционной торговле.
Россия может стать сверхдержавой в сфере онлайн-коммерции и привлечь внимание представителей новых видов бизнеса. Развитие и принятие e-commerce стратегий для действующих предприятий стали данностью нескольких последних лет. Таким образом, доля электронной коммерции в российской будет возрастать, следовательно, будет возрастать и её положительное влияние на экономику государства и уровень жизни общества, появятся новые выгодные возможности: глобальное присутствие и глобальный выбор; персонализация продаж, реакция на спрос; снижение издержек; новые возможности ведения бизнеса; дальнейшее развитие конкурентной среды.
Специалисты выделяют следующие основные факторы экономического роста электронной коммерции в РФ:
-низкие операционные издержки.
-комплиментарность отношений между компонентами интернет- технологий. То есть при увеличении ценности использования одних компонентов интернет-технологий, повышается ценность других.
-позитивные побочные эффекты сетей. Покупатели и продавцы товаров или услуг находят преимущества в использовании Интернета и привлекают друг друга в процессы электронной коммерции.
Основу современной российской электронной коммерции составляют новые информационные технологии по совершению коммерческих операций и управлению производственными процессами с применением электронных средств обмена данными. В настоящее время организации благодаря электронной коммерции выходят на новейшие рынки сбыта, получают нужную информацию о потребностях потребителей, достаточно быстро реагируют на различные изменения спроса, сокращают как финансовые, так и временные ресурсы, повышают конкурентоспособность.
Возможности электронной коммерции используются многими компаниями для обеспечения дополнительного обслуживания клиентов.
Характерными чертами российского рынка электронной коммерции на данном этапе развития являются: развивающееся онлайн-кредитование; многоканаль- ность и интеграция онлайн и офлайн режимов; растущий спрос на товары зарубежных интернет-магазинов. Ключевая отличительная черта электронного рынка России - активное использование электронных платежных систем, создание большой потребительской вариативности. Важнейшая тенденция — опережающий рост электронных магазинов на рынке физических товаров. Следует отметить, что в большей мере экономические перспективы российской электронной коммерции выражаются в развитии сферы интернет-магазинов, которые представлены различными видами:
-розничные интернет-магазины, осуществляющие торговлю в небольших объемах, часто по одной единице;
-оптовые интернет-магазины, которые продают товары большими партиями и в большинстве случаев имеют постоянную клиентуру;
-продажа по системе дропшипинга, то есть интернет-магазин не выкупает товар, а продаёт его напрямую со склада поставщика.
В пятерку наиболее успешных российских интернет-магазинами в рейтинге Forbes входят электронные магазины Ulmart, Sitilink, Wildberries, Ozon и Biglion.
Появление интернета сильно отразилось на жизни населения России. Чтобы открыть интернет-магазин, не нужен большой стартовый капитал, в сравнении с традиционной торговлей его можно считать практически нулевым. В интернет- коммерции можно обойтись без наёмного персонала, существует много направлений, где прекрасно справится и один человек. Интернет-магазин позволяет по минимуму тратиться на его содержание, предпринимателю не нужно платить за аренду помещений, заработную плату, коммунальные платежи, иногда даже можно не платить за товар, работая как посредник, между поставщиком и потребителями. Проекты электронной коммерции не ограничены физическими границами, существует возможность осуществления международной торговли. На сегодняшний день электронная коммерция весьма перспективное направление бизнеса. В нашей стране она только начала набирать обороты и в ближайшее время будет только усиливать темпы роста.