Файл: Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий (Общие сведения о приватизации – теоретические данные и нормативная база).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы. До настоящего времени приватизация государственного и муниципального имущества в России не закончена, хотя следует отметить, что уже осуществлено отчуждение значительной части государственного и муниципального имущества в собственность юридических и физических лиц. В то же время законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие механизм осуществления приватизации, требуют нового осмысления и научных рекомендаций с целью их дальнейшего совершенствования и стабилизации гражданско-правовых отношений, направленных на повышение жизненного уровня и благосостояния граждан России.

В научных кругах ранее подвергалось сомнению необходимость продолжения приватизации государственных и муниципальных предприятий как одной из необходимых предпосылок перехода от командного управления экономикой к рыночным отношениям в сфере экономики, в результате чего некоторые авторы, придерживающиеся этой позиции, приходят к выводу, что правовое регулирование процессов приватизации исчерпало свой потенциальный ресурс.

В курсовой работе рассматривается иная точка зрения на продолжение и совершенствование гражданско-правового регулирования приватизационного процесса. Определенные трудности процесса приватизации, с которыми сталкивается законодатель в настоящее время, накладывают отпечаток на реформирование экономики России и правового регулирования приватизации. Приватизация государственных и муниципальных предприятий остается одним из источников пополнения бюджетов всех уровней, но, что особенно важно, в этой связи встает задача переориентации целей приватизации и ее правового регулирования в направлении структурной перестройки экономики, что, несомненно, требует совершенствования правового регулирования гражданско-правового процесса приватизации в новых условиях. На это косвенно обращают внимание некоторые авторы.

Степень разработанности темы курсового исследования - наиболее активно исследованием проблем приватизации деятели разных отраслей науки (экономической, социально-политической и, естественно, гражданско-правовой) начали заниматься с середины 90-х годов прошлого столетия и продолжают научный анализ до настоящего времени.

Среди авторов, анализирующих процесс приватизации государственной и муниципальной собственности в России в современный период, можно условно выделить две группы: первые отрицают необходимость приватизации, вторые, критикуя процесс приватизации, предлагают усовершенствовать сам правовой механизм приватизации.


Объектом исследования является механизм гражданско-правового регулирования приватизации в Российской Федерации.

Предметом исследования являются общественные отношения в рамках приватизации государственных и муниципальных предприятий в России.

Целью и направлением курсового исследования являются не все аспекты процесса приватизации государственных и муниципальных предприятий, а лишь гражданско-правовое регулирование приватизации.

Для достижения этой цели в рамках курсового исследования поставлены следующие задачи:

- проанализировать и сформулировать подход к гражданско-правовому определению понятия «приватизация»;

- выделить этапы развития гражданско-правового законодательства о приватизации предприятий в Российской Федерации;

- подчеркнуть необходимость перспективного планирования законодательного процесса, регулирующего приватизацию;

- уточнить содержание гражданско-правового механизма регулирования форм и способов приватизации предприятий на различных этапах ее проведения;

- выявить отличия приватизации и договора купли-продажи предприятий (ст. ст. 559 - 566 ГК РФ);

- подчеркнуть объективную необходимость совершенствования правовой базы приватизации.

Гипотеза – на основании подвергнутой анализу и сопоставлениям имеющихся в литературе научных концепций и с учетом объективных условий развития общества, всегда следует один и тот же вывод, в избегании ошибок единственным выходом является необходимость совершенствования гражданского законодательства при проведении приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Значимость результатов курсового анализа - проведен анализ гражданско-правового механизма изменения организационно-правовой формы государственного и муниципального имущества предприятий и перехода собственности на приватизируемое имущество в частную собственность.

Методы курсовой работы – сравнительно-правовой метод, исторический метод, метод анализа, метод гражданско-правового регулирования, диалектический метод.

Теоретическая база работы представлена современными аналитическими трудами, затрагивающими проблемные аспекты приватизационных процессов относительно государственного и муниципального имущества.

Нормативную базу составляют федеральные законы РФ, прежде всего Гражданский кодекс РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств РФ.


Структура работы – введение, тематические главы, заключение, глоссарий, список использованных источников, приложения.

Объем выполненной работы – 30 стр.

Основная часть

1. Общие сведения о приватизации – теоретические данные и нормативная база

1.1 Процесс приватизации – общие данные

1. Приватизация является особым видом договора купли-продажи предприятий, предусмотренным ст.ст.559-571 ГК РФ.

2. В ст. 128 и ст. 129 ГК РФ А.М. Гатин предлагает внести следующие изменения: включить в объекты гражданских прав имущественные комплексы предприятий (что предусмотрено ст.217 ГК РФ) как единый объект, а также их оборотоспособность как объекта гражданских прав. В ст. 130 ГК РФ следует внести дополнение, что к недвижимым вещам относятся предприятия как имущественные комплексы, а не только здания, сооружения и объекты незавершенного строительства.

3. В самом процессе приватизации предлагается выделить этапы развития гражданско-правового законодательства в приватизации государственных и муниципальных предприятий в России:

- Дочековый этап (1990 – 1993 г.г.), в котором выделяются периоды:

а) период выработки нормативных актов вступления в процесс приватизации;

б) период формирования правовой базы приватизации;

- Чековый этап приватизации (1993 – 1994 г.г.) (период принятия законодательных и иных нормативно-правовых актов приватизации по приватизационным чекам); - Этап приватизации за денежные средства (утверждение гражданско-правовых норм приватизации за денежные средства);

Конец 90-х годов по настоящее время-период принятия нормативных актов, регулирующих индивидуальный подход к приватизации.

4. На современном уровне приватизации требуется выделить приватизационные принципы на базе общих принципов гражданского права (ст. 1 ГК РФ). К специфическим приватизационным принципам автор относит:

- равные права покупателей на приобретение государственного и муниципального имущества в процессе приватизации;

- состязательность при проведении торгов в процессе приватизации;

- обязательная возмездность отчуждения государственного и муниципального имущества;


- прозрачность, открытость и максимальная информированность о приватизации государственных и муниципальных предприятий [7, с. 384].

По мнению Т.М. Рассоловой, приватизация как отчуждение имущества есть возмездная передача государственной либо муниципальной собственности в собственность физических или юридических лиц. Приватизация как переход права собственности означает процессуальную процедуру передачи права собственности из государственной, муниципальной собственности в частную собственность.

Приватизация как специфический правовой процесс есть совокупность мероприятий административно-правового и гражданско-правового характера, в результате которых право собственности на приватизируемое имущество переходит от государства к юридическому или физическому лицу. В результате исследования на этом этапе автор приходит к выводу, что, во-первых, с приватизацией изменился социально-экономический строй в России, появилась, а точнее, возродилась частная собственность в России, создались экономические предпосылки для формирования среднего класса частных собственников. Изменилась экономическая направленность интересов граждан. Изучению этого аспекта уделяют значительное внимание ученые-экономисты.

Во-вторых, постепенно происходят изменения в мышлении и идеологии населения. Как известно, сознание людей – наиболее инертный, наименее динамичный элемент. Но, тем не менее, став самостоятельными в гражданско-правовом плане и получив возможность без ограничения получать доходы от своей деятельности, граждане России активнее стали проявлять самостоятельность и в оценке явлений общественной жизни.

И, наконец, в-третьих, приватизация государственных и муниципальных предприятий объективно потребовала создания новой гражданско-правовой юридической базы, обеспечивающей этот процесс. Фактически открылось новое направление в юридической науке – правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий в России, которое тесно связано с такими вновь появившимися правовыми направлениями и юридическими институтами, как правовое регулирование рынка ценных бумаг, правовое регулирование банкротства и др.

На сделки по приватизации государственных и муниципальных предприятий распространяются все гражданско-правовые нормы, регулирующие и дифференцирующие приватизационные сделки:

- каузальные и абстрактные;

- односторонние, двухсторонние и многосторонние (ст.154 ГК РФ);


- сделки, совершаемые под условием (ст.157 ГК РФ);

- форма сделки – устная или письменная (простая или нотариально удостоверенная) (ст.158 ГК РФ); для приватизационных сделок устная форма не предусмотрена (ст. 158 ГК РФ);

- при заключении приватизационных сделок с недвижимостью необходима их государственная регистрация (ст.164 ГК РФ); следует отметить, что государственная регистрация сделки не является какой-то дополнительной формой сделки или частью ее формы. Факт регистрации сделки означает, что государство признает эту сделку законной, так как факт волеизъявления сторонами на ее совершение уже выражен;

- приватизационные сделки могут быть признаны оспоримыми и ничтожными (ст.166 ГК РФ) [12, с. 374].

По данным А.Г. Балтиева способы приватизации и заключаемые при этом договоры купли-продажи отличаются по ряду характеристик и другим объективным элементам договора.

Во-первых, это касается определения соглашения, о цене приватизируемого и продаваемого объекта. Цена может определяться рыночной стоимостью объекта либо сложившейся при проведении открытого аукциона, специализированного аукциона, либо продажи путем публичного предложения, либо продажи без объявления цены, либо продажи акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Во-вторых, выполнение условий в договорных отношениях, что предусмотрено ст. 427 ГК РФ. Эти условия выдвигаются при продаже предприятий на конкурсе.

В-третьих, продажа на аукционе регулируется аналогичными нормами (ст.ст. 380, 447-449 ГК РФ). В отличие от конкурса на аукционе не должны выставляться какие-либо условия продажи государственных или муниципальных предприятий. Единственным критерием для победы является самая высокая сумма, которую покупатель готов заплатить за выставленный лот.

В-четвертых, продажа государственного и муниципального имущества без объявления цены может регулироваться ч. 3 ст. 424 ГК РФ и ст. 23 Федерального Закона РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества», определяющего, что продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если не состоялась продажа этого имущества посредством публичного предложения.

В-пятых, элементы приватизационных договоров купли-продажи могут отличаться по месту совершения сделки, например, продажа находящихся в государственной собственности акций за пределами Российской Федерации. Кроме того, место заключения договора регулируется ст.444 ГК РФ.