Файл: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отсылочный способ изложения норм права о должностном лице содержится в абз. 15 ст. 5 Федерального закона – т.е. нарушения настоящего Федерального закона при осуществлении оперативнорозыскной деятельности влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, а именно ст. 303 Уголовного кодекса Российской Федерации «Фальсификация доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности» и ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации «Злоупотребление должностными полномочиями». В качестве второго элемента методологии формирования понятия должностного лица выступают теоретические суждения авторов о должностном лице в государственном управлении, о должностном лице в правоохранительной сфере и суждения о должностном лице, осуществляющем оперативнорозыскную деятельность, в частности.

Научные суждения авторов о должностном лице в государственном управлении формально разделим на советский и российский период.

Критериями являлись: должность, государственный служащий, организационно-распорядительные функции, юридическая ответственность. Законодательство закрепляло критерии должностного лица, правоотношения с участием должностных лиц весьма успешно регулировались. В российский период исследования проводились А.Н Алехиным, Ю.М. Козловым [8, с. 143], А.П. Кореневым и другими авторами [9].

Авторы предложили новый подход к определению должностного лица, т.е., по мнению авторов – это особая категория лиц, которая представляет административную власть и наделена юридически властными полномочиями. Названные исследования в области государственного управления и государственной службы явились основой для исследования должностного лица в правоохранительной сфере. Исследование проводилось в органах внутренних дел и в таможенных органах. Авторами названных исследований выступали И.В. Куртяк [10], В.И. Кычков [11] и другие. Основываясь на базовых суждениях о должностном лице, они проводили исследования в названных сферах с целью поиска основных критериев, основных элементов должностного лица. Указанные авторы предложили критерии и основные элементы понятия должностного лица;

1) должностное лицо органов внутренних дел – это лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию занимающее должность и осуществляющее функции представителя власти, либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах внутренних дел и несущее юридическую ответственность;


2) должностное лицо наделено следующими элементами правового статуса: должность, функции, права, обязанности, гарантии, полномочия и ответственность.

В качестве третьего элемента методологии формирования понятия должностного лица выступает теория оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Методология понятия «должностное лицо» в оперативно-розыскной деятельности разработано не в полном объёме. Основные элементы понятия должностного лица используются с учётом научных разработок государственного управления, государственной службы в органах внутренних дел.

Однако методологические поиски понятия должностного лица продолжаются, выявляются всё новые критерии, которые могут быть использованы в правотворческой деятельности по совершенствованию норм права о должностном лице. В теории оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел методологический подход к понятию должностного лица рассматривается в широком и узком смысле слова Под должностным лицом авторами понимается лицо, занимающее определенную должность в государственных органах (органах власти и управления, судебной власти, прокуратуры, правоохранительных органах, муниципальных образований, вооружённых силах, воинских формированиях), реализующих их полномочия на основе принципа законности, путём реализации служебных, организационно-распорядительных, административно-хозяйственных, государственно-властных функций в целях соблюдения прав и законных интересов граждан, общества и государства

Данное понятие, сформированное авторами весьма обширно, во многом раскрывает основные критерии формирования понятия должностного лица, но разработано для уголовной отрасли права, и заимствование его в оперативно-розыскной деятельности требует ещё доработки и раскрытия основных критериев разграничения понятий должностного лица и специалиста, осуществляющего оперативно розыскную деятельность.

Другие авторы исследуют понятие должностного лица, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность в органах внутренних дел, с использованием такого критерия, как «субъект». Они перечисляют всех субъектов оперативно-розыскной деятельности, их права, обязанности и компетенции межведомственного и международного сотрудничества к должностным лицам. Названный авторский подход к методологии понятия должностного лица представляется малоэффективным. Авторы соединили в одном элементе несколько критериев, которые не позволяют выявить основные критерии должностного лица в оперативно-розыскной деятельности.


Рассмотрев авторские мнения и проанализировав законодательство России, можно сделать вывод, что разработка и решение проблемы формирования понятия должностного лица, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, весьма актуальны и требуют более детального решения. В качестве четвертого элемента методологии формирования понятия должностного лица, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, выступают: государственная должность; функции; полномочия и юридическая ответственность. Не все государственные должности оператив ных подразделений органов внутренних дел занимают лица, которые можно отнести к должностным. Государственные должности старшего и высшего начальствующего состава органов внутренних дел занимают должностные лица. Все остальные государственные должности рядового, младшего и среднего начальствующего состава можно отнести к такой категории лиц, как специалисты в названной области. Определив должности и должностных лиц, можно проанализировать их функции. Функции должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Функции – это те направления деятельности, которые взаимосвязанные с управлением, принятием решения, планированием, прогнозированием, функция ведомственного нормотворчества, финансовая функция и другие функции. Если объединить все функции в единое целое, можно выработать научный подход к функциям должностного лица. Это функции управления и функции оперативно-розыскной деятельности. С названными функциями очень тесно связаны полномочия. Полномочия должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Хотя термины «полномочия» и «права и обязанности» в какой-то степени являются синонимами, но в оперативно-розыскной деятельности для должностных лиц следует употреблять термин «полномочия». Именно полномочия, а не права и обязанности, как это часто можно встретить в научных работах. Полномочия должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, логически вытекают из функций. На наш взгляд, следует дополнить, что полномочия должностных лиц складываются из: конституционных полномочий, управленческих полномочий и полномочий оперативно-розыскной деятельности. Названные полномочия конкретизируются к конкретной государственной должности и функции. Полномочия должностных лиц охраняются юридической ответственностью. Традиционно выделяется четыре вида юридической ответственности. Юридическая ответственность должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, взаимосвязана с уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной ответственностью. Каждый вид юридической ответственности предусматривает для должностных лиц вид наказания. Основанием юридической ответственности является неисполнение или ненадлежащее исполнение полномочий по государственной должности. Итак, методология формирования понятия должностного лица, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, вытекает из теории государственного управления, которая повлияла на теорию оперативно-розыскной деятельности по разработке понятия «должностное лицо». Вывод: должностное лицо, осуществляющее оперативно-розыскную деятельность – это лицо, занимающее государственную должность среднего и высшего начальствующего состава в органах внутренних дел, выполняющее управленческую и оперативно-розыскную функцию, наделённое полномочиями и несущее юридическую ответственность.


2.3. Права и обязанности органов ОРД

Обязанности органов, осуществляющих ОРД

При решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, наделенные правом ее осуществлять, обязаны:

принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства;

исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству;

выполнять запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств;

информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь;

соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств. [9]

При решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право:

Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической илиэкологической безопасности Российской Федерации.

Устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.


Использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц.

Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

Создавать предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения поставленных перед ними задач.

Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.

ГЛАВА 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАТИВНО- РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оперативно-розыскная деятельность по своему характеру, целям и способам их достижения не может не ограничивать тех или иных конституционных прав граждан. Возможность такого ограничения предусмотрена в части 3 статьи 55 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы граждан могут быть ограничены федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты законных интересов других лиц. Право государства на вмешательство в личную жизнь граждан на основе закона и в целях борьбы с преступностью соответствует требованиям статьи 12 Всеобщей декларации прав человека [1], статьи 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьи 17 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Вместе с тем, для обычного гражданина, скорее всего, не столь важно, кто и как в отношении него будет осуществлять оперативно-розыскные мероприятия. Для него значение имеет то, в какой степени при этом будут обеспечены его права, свободы и законные интересы при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Поэтому в статье 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» зафиксированы отдельные гарантии законности, а также механизм реализации одного из основных принципов оперативно-розыскной деятельности – уважения и соблюдения прав и свобод личности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.