Файл: Выбор стиля руководства в организации (Стиль управления: сущность, критерии классификации и особенности на предприятиях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В научной дискуссии об управлении в широком смысле важным является вопрос о способах управления, который во многом зависит от личности руководителя. Стиль управления представляет собой совокупность способов влияния руководителя на подчиненных. Этот стиль имеет огромное влияние на принятие решений, процесс мотивации и поведение по отношению к подчиненным.

Лидерство – это способность повести за собой более или менее многочисленные группы сторонников. Лидер поэтому имеет на них огромное влияние, что играет важную роль в управлении организацией.

На выбор стиля руководства влияют такие факторы, как размер коллектива, пол участников и способ представления стиля руководства. Оказывается, что чем более многочисленным является коллектив, тем в большей степени можно наблюдать удовлетворение от демократического стиля.

Если принять во внимание пол, то демократический стиль предпочтительнее для женщин, а автократический – для мужчин.

Когда ситуация очень благоприятная и когда ситуация очень неблагоприятная, эффективным является авторитарный стиль руководства.

Однако если ситуация средняя (удовлетворительная), то более эффективным является демократический стиль.

Стоит обратить внимание на то, что обычно автократический стиль эффективен, когда отношения между работниками очень хорошие. В противоположной ситуации, как правило, более оправдан демократический стиль. Проблематика лидерства и предпочтительного стиля руководства связана с непосредственным отношением лидеров к результатам труда.

Таким образом, актуальность выбранной темы обуславливается тем, что оптимальным стилем управления является тот, который основан на конкретных психосоциальных условиях.

Наилучшими лидерами будут те, которые обладают способностью мотивировать либо тормозить действия подчиненных, а также имеют естественный стиль управления. А, как известно, правильно выбранный стиль управления организацией, является залогом ее дальнейшего эффективного развития на рынке в условиях жесткой конкуренции.

Цель данной работы - на основании литературных источников и данных предприятия разработать предложения по формированию и повышению совершенствованию стиля управления на предприятии ОАО «Комаровка».

Объектом курсовой работы является ОАО «Комаровка».


Предмет исследования – стиль управления на предприятии.

Задачи курсовой работы:

- рассмотреть сущность, критерии классификации и особенности стилей управления на предприятиях;

- дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Комаровка»;

- дать оценку формирования и предложить пути совершенствования стиля управления в ОАО «Комаровка».

В процессе выполнения курсовой работы применялись диалектический метод, синтез, расчетно-аналитический метод, методы сравнения, анализа и экспертных оценок.

Областью возможного практического использования полученных в процессе исследования результатов явля­ется их внедрение в деятельность по укреплению функционирования ОАО «Комаровка».

Теоретической и методологической основой написания работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, публикации специалистов, нормативно-правовая база Республики Беларусь, справочная литература, статистические данные, фактические материалы предприятия.

1. Стиль управления: сущность, критерии классификации и особенности на предприятиях

1.1 Понятие, виды и критерии оценки стиля управления

Слово «стиль» греческого происхождения Первоначаль­но оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк» Отсюда можно считать, что стиль руководства - это своего рода «почерк» в действиях менеджера

Более полное определение стиля руководства: относи­тельно устойчивая система способов, методов и форм прак­тической деятельности менеджера.

Кроме того, под стилем управления понимают манеру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений [2, c. 59].

Все определения стиля управления сводятся к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, т е стиль - это система постоянно применяемых методов руководства.


Как видно, стиль и метод руководства существуют в опре­деленном единстве. Стиль представляет собой форму реализа­ции методов руководства, принятую данным менеджером в соответствии с его личными, субъективно-психологическими характе­ристиками. Каждому из сложившихся методов руководства адекватен вполне определенный стиль управления. Это значит, что каждый метод для своей реализации нуждается в личностях, обладающих впол­не определенными качествами.

Кроме того, метод управления является более подвижным и чувствительным к новым потреб­ностям в сфере управленческих отношений, чем стиль руковод­ства. Стиль как явление производственного порядка в определен­ной мере отстает от развития и совершенствования методов управления и в связи с этим может вступать с ним в противоре­чие. Т.е. вследствие определенной автономизации стиль руковод­ства в качестве отражения устаревших методов управления мо­жет привносить в них новые, более прогрессивные элементы.

Единство методов и стиля руководства состоит в том, что стиль служит формой реализации метода. Менеджер с присущим только ему стилем руководства в своей деятельности может исполь­зовать различные методы управления (экономические, организаци­онно-административные, социально-психологические) [2, c. 62].

Как видно, стиль руководства - явление строго индивиду­альное, так как он определяется специфическими характери­стиками конкретной личности и отражает особенности рабо­ты с людьми и технологию принятия решения именно данной личности. Регламентируется стиль личными качествами ме­неджера.

В процессе трудовой деятельности формируется некоторый строго индивидуальный тип, «почерк» руководителя, действия которого повторить в деталях практически невозможно. Как нет двух одинаковых отпечатков пальцев на руке, так и не суще­ствует двух одинаковых менеджеров с одинаковым стилем ру­ководства. Впервые вопрос о стилях руководства был рассмотрен К.Левиным, который выделил авторитарный, демократический и анархический стили. Данный подход и положен автором в основу классификации стилей руководства.Для авторитарного (автократического) стиля характерна централизация власти в руках одного руководителя, требующего, чтобы о всех делах докладывали только ему. Стилю при­сущи ставка на администрирование и ограниченные контакты с подчиненными.

Такой менеджер единолично принимает (или отменяет) решения, не давая возможности проявить инициати­ву подчиненным, категоричен, часто резок с людьми. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никог­да не просит. Иными словами, основное содержание его управ­ленческой деятельности состоит из приказов и команд.


Для автократа характерны догматизм и стереотипность мышления. Все новое воспринимается им с осторожностью или вообще не воспринимается, так как в управленческой работе он практически пользуется одними и теми же мето­дами. Т.е. вся власть сосредоточена в руках руководителя-автократа. Даже размещение людей в процессе проведения совещаний подчинено его идеологии (все постоянно долж­ны быть на виду, см. рисунок 1.1.а).

Это создает напряженную об­становку, так как подчиненные в этом случае желали бы избе­жать тесного контакта с таким менеджером.

Рисунок 1.1 - Место руководителя-автократа (а) и руководителя-демократа (б) при проведении деловых совещаний

Примечание. – Источник: [2, c. 64]

Руководитель становится автократом тогда, когда он по своим качествам стоит ниже людей, которыми руководит, или если его подчиненные имеют слишком низкую общую и професси­ональную культуру

Таблица 1.1 - Сравнительная характеристика авторитарного и демократического стилей руководства

Характеристики

Стиль руководства

Авторитарный (директивный)

Демократический

«Кредо», принцип

Руководитель - повелитель, руководимый — подчиненный

Руководитель - координатор, руководимый — партнер

Авторитет

По должности (формальный)

По работе (реальный)

Степень организованности

Детальная организация

исполнения работ

Гибкие организационные рамки исполнения работ

Вид решения

Единоличные решения

Коллегиальные решения

Вид распоряжений

Приказ

Просьба

Делегирование полномочий

Делегируются только исполнительские задачи и ответственность за них

Делегируется общая задача и общая ответственность

Вид контроля

Контроль исполнения

Контроль результата

Примечание. – Источник: [2, c. 64]

Данный стиль не стимулирует инициативу подчиненных, она, наоборот, часто наказуема автократом, что делает невозможным повышение эффективности работы организации. Под началом автократа неприятно работать, ибо увольнение «неугодных» явля­ется целью его управленческой деятельности. В споре он часто произносит сакраментальную фразу «Мы с тобой не сработаем­ся» В таких условиях естественно отсутствует удовлетворенность трудом, так как подчиненные автократу сотрудники считают, что их творческие силы не находят должного применения.


Во многом противоположен авторитарному демо­кратический стиль руководства. Современная НТР во многом изменила прежнюю ситуацию. Большинство видов физического труда и рутинные операции, отно­сящиеся к умственному, начинают выполнять машины под управлением самих же машин, что неминуемо при­водит к изменению отношения людей к своей работе [10, c. 12].

Теперь затрата физических и умственных усилий в процессе трудовой деятельности столь же естественна, как, например, игра или отдых, поэтому любому че­ловеку не должно быть присуще чувство отвращения к работе. Последняя при соответствующих условиях может и должна служить источником удовлетворения, а вовсе не наказанием, которого бы люди старались избежать. Ее добровольное выполнение делает ненужным при­нуждение и внешний контроль. Человек может управ­лять своей деятельностью самостоятельно, направляя ее на достижение поставленной цели, достижение само по себе становится наградой за приложенные усилия.

Нормальный человек в обычных условиях не только готов брать на себя ответственность, но и ищет ее; стрем­ление же избежать последней, недостаток честолюбия, беспокойство о личной безопасности являются лишь следствием влияния окружающей действительности, а не спецификой человеческой природы.

Большинство людей, по мнению исследователей, обладают сравнительно высокой степенью фантазии, изобретательности, творчества, которые можно с ус­пехом применить в интересах организации, тем более, что реальный потенциал человека сегодня использует­ся лишь в незначительной степени.

Организации, в которых доминирует демократичес­кий стиль управления, характеризуются высокой сте­пенью децентрализации полномочий, активным учас­тием сотрудников в принятии решений, созданием та­ких условий, при которых выполнение служебных обязанностей оказывается для них привлекательным, а успех служит вознаграждением [15, c. 44].

Демократический стиль руководства апеллирует к высшим уровням потребностей. Настоящий демокра­тический руководитель пытается сделать обязанности подчиненных более привлекательными, избегает навязывать им свою волю, вовлекает в принятие решении, предоставляет свободу формулировать собственные цели на основе целей организации, что повышает степень мотивации к работе, и в то же время осуществляет до­вольно жесткий контроль над ними, таким образом, демократическое руководство характеризуется разделе­нием власти и участием трудящихся в управлении.