Файл: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ст. 89 УПК РФ фактически исключает возможность применения результатов ОРД в процессе доказывания. Поэтому можно сделать вывод, что результаты ОРД доказательствами не являются, но являются основой для формирования доказательств по делу, то есть они являются данными об источниках фактов, полученных при выполнении требований закона об оперативно-розыскной деятельности. Как уже было сказано ранее, результаты ОРД могут являться доказательствами по уголовному делу только после того, как они будут закреплены в установленном УПК РФ порядке.

Так, например, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, при которых агентом осуществлялось скрытое наблюдение за наркодиллером, отраженные в деле оперативного учета данные не будут являться доказательствами, однако сведения, полученные в ходе допроса виновного о тех же самых обстоятельствах, будут являться доказательствами по уголовному делу.

Но, федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности предусмотрена возможность использовать полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий предметы как вещественные доказательства с целью приобщения их к материалам уголовного дела. Согласно ст. 8 Закона об оперативно-розыскной деятельности «условиями проведения ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения».

После возбуждения уголовного дела телефонные переговоры подозреваемого прослушиваются, а фонограмма и бумажный носитель записи передают следователю с целью их приобщения к делу как вещественных доказательств. Дальнейшее их использование определено в УПК РФ. Закон об оперативно-розыскной деятельности прямо не запрещает, но и прямо не предоставляет оперативному сотруднику право при проведении оперативно-розыскных мероприятий изымать документы и предметы, которые представляют интерес для уголовного дела.

Но, п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона об оперативно-розыскной деятельности» разрешает при проведении ОРМ производить изъятие предметов, материалов или сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экологической или экономической безопасности Российской Федерации Указанное изъятие не будет соответствовать положениям уголовно-процессуального закона, который определяет требования к доказательствам. Изъятие будет считаться соответствующим требованиям УПК РФ, если при его проведении будут участвовать незаинтересованные лица (понятые), которые дают подписку о неразглашении данных о производимых мероприятиях.


На практике для оформления изъятия предметов при проведении оперативно-розыскных мероприятий применяются протоколы личного досмотра, акт о проведении контрольной закупки, протоколы изъятия, протокол осмотра места происшествия. 8 Поэтому результаты ОРД должны закрепляться материально и предоставляться в виде документов уполномоченному должностному лицу. При этом осуществляющие ОРД органы ответственны за достоверность предоставленной информации, а должностное лицо, производящее расследование по делу, проводит оценку законности получения данной информации, документирования и предоставления результатов ОРД, приобщение оперативных документов и иных материалов к уголовному делу, их уголовно-процессуальная проверка и т.д.

В качестве примера, подтверждающего все сказанное можно привести дело, когда в процессе досудебного производства по делу о контрабанде как доказательство применялись фонограммы телефонных переговоров преступников между собой. Однако в судебное заседание были представлены аудиокассеты с фрагментами указанных записей, поскольку первоначальные носители информации были утеряны. В результате этого экспертами голоса на записях идентифицированы не были, а суд сделал вывод, что такие фрагменты записей доказательствами быть не могут. Таким образом, можно сделать вывод, что действующее законодательство в исследуемой области требует внесения изменений и дополнений. Нужно усовершенствовать процедуры введения результатов ОРД в уголовный процесс в качестве доказательств, что будет способствовать единому пониманию закона. Также необходимо систематизировать нормы УПК РФ и устранить имеющиеся противоречия его с законом об оперативно-розыскной деятельности.

ГЛАВА 2. ОРГАНЫ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2.1.Принципы опертивно-розыскной деятельности

В соответствии с Законом об оперативно-розыскной деятельности такую деятельность вправе осуществлять только перечисленные в его ст. 13 оперативные подразделения: органов внутренних дел; Федеральной службы безопасности РФ; Федеральной службы охраны РФ; Федеральной таможенной службы; Службы внешней разведки РФ; Федеральной службы исполнения наказаний; Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; органов внешней разведки Министерства обороны РФ.[8]


Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Под принципами оперативно-розыскной деятельности понимаются основополагающие начала, руководящие идеи, отражающие убеждения и взгляды общества в лице его законодательных и правоохранительных органов на сущность, цели и задачи специфической государственной правовой формы борьбы с преступностью.

Принципы ОРД сформировались в процессе практической деятельности оперативных аппаратов органов внутренних дел, были обобщены и сформулированы теорией ОРД и получили нормативное закрепление в действующем законодательстве и ведомственном правовом регулировании.

В ст.3 закреплены четыре основных принципа оперативно-розыскной деятельности. Первым двум из них законодатель дал определение конституционных, т.е. основанных на конституционных нормах, развивающих и конкретизирующих их

Принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина традиционно относятся к общеправовым принципам. Их закрепление в данной статье обусловлено: а) специфичностью правовых основ ОРД, до недавнего времени регламентировавшейся только ведомственными нормативными актами; б) тем, что сущность ОРД предполагает возможность некоторых ограничений конституционных прав и свобод граждан, попавших в ее сферу.[11]

Принципы конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств неизвестны другим отраслям права, поэтому их традиционно относят к специальным (отраслевым) принципам.

Принцип законности заключается прежде всего в безусловном и точном соблюдении норм Конституции РФ, исполнении законов и иных нормативных актов, регламентирующих ОРД, всеми должностными лицами органов, ее осуществляющих.

Принцип законности, провозглашенный в ст.3, получил закрепление и в ряде других статей. В частности, ст. 5 запрещает осуществлять ОРД для решения задач, не предусмотренных законом; ст. 6 предусматривает возможность изменения или дополнения приведенного перечня оперативно-розыскных мероприятий только в законодательном порядке; ст. 8 определяет условия проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, и т.д.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является важнейшим общеправовым принципом, закрепленным в ст. 2 Конституции РФ.


Уважение прав и свобод означает их признание законодателем в качестве приоритетных по отношению к другим социальным ценностям. Конечная цель ОРД согласно ст. 1 данного Закона – защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина. При этом должны признаваться и неотъемлемые права лиц, преступивших закон и ставших в связи с этим объектом ОРД. Соблюдение прав и свобод означает, с одной стороны, установление четкой законодательной процедуры проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан (ст. 8 и 9), а с другой регламентации порядка восстановления нарушенных прав (ст. 5). Таким образом, указанный принцип материализуется в ряде статей этого Закона.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод в процессе осуществления ОРД в первую очередь распространяется на законопослушных граждан, которые могут оказаться в числе близких (родственных) связей лиц, ставших объектами ОРД. В отношении таких лиц недопустимо никакое ограничение их конституционных прав и свобод.

Особо важное значение имеет защита прав и свобод граждан, оказывающих содействие правоохранительным органам государства, в том числе на конфиденциальной основе. [8]

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод, как уже было отмечено, распространяется и на лиц, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления и ставших в связи с этим объектами ОРД. На основании ч. 3 ст. 55 Конституции комментируемый Закон допускает возможность ограничения некоторых конституционных прав таких лиц: на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; на неприкосновенность жилища (ч. 1 ст. 6). Эти ограничения могут применяться только на основании судебного решения при соблюдении условий, перечисленных в ст. 8 и 9 Закона.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что ряд прав и свобод гражданина и человека на основании Конституции РФ [1]носят неотъемлемый характер, т.е. не могут ограничиваться ни при каких условиях. К ним, в частности, относится право на достоинство личности (ст. 21 Конституции), на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц органов государственной власти (ст. 53 Конституции), право частной собственности (ст. 35 Конституции) и некоторые другие.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод гражданина и человека более детальное закрепление получил в ст. 5 Закона. В ней предусмотрена обязанность должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина при проведении ОРМ; заложен механизм реализации конституционной нормы о праве граждан на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы; регламентируется порядок защиты нарушенных прав граждан; устанавливаются запреты в поведении должностных лиц органов, осуществляющих ОРД.


Принцип конспирации отражает специфический разведывательный характер оперативно-розыскной деятельности, поэтому в теории ОРД он традиционно относится к группе специальных. Конспирация – основной специальный принцип ОРД, отличающий ее от других государственно-правовых форм борьбы с преступностью. Названный принцип означает необходимость и легитимность использования в процессе ОРД правил и приемов, позволяющих сохранять в тайне от преступников действия правоохранительных органов по их разоблачению. При этом ОРД осуществляется в тайне не только от лиц, причастных к совершению преступлений, но и от окружающих граждан.

2.2 Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Должностное лицо органа, осуществляющего ОРД, - участник ОРД, наделенный властными полномочиями (включая право принимать решения и совершать действия, обязательные для физических и юридических лиц, в том числе не находящиеся в его непосредственном или прямом подчинении), находящийся под защитой государства, который постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет непосредственно ОРД либо контролирует ее.

В качестве первого элемента методологической основы должностного лица выступают нормы права, закрепленные в федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» [1].

В Федеральном законе содержатся три способа изложения норм права: прямой, бланкетный и отсылочный. Прямой способ изложения норм права о должностном лице содержится в абз. 1, 8, 12 ст. 5 Федерального закона – т.е. законодатель прямо излагает норму права о должностном лице, закрепляет, что должностным лицам разрешается и что запрещается в сфере оперативно-розыскной деятельности. Названная правовая позиция соответствует Конституции Российской Федерации. Однако при позитивном моменте изложения норм права имеются и негативные моменты в прямом изложении. Законодатель не расширяет толкования названной нормы права, что даёт возможность в методологическом аспекте исследовать основные критерии должностного лица.

Бланкетный способ изложения норм права о должностном лице содержится в ст. 16 Федерального закона – т.е. норма права выражена в общей форме и отсылает правоприменителя к иным правовым актам, без конкретизации нормативных правовых актов. Так, абз. 1 ст. 16 Федерального закона содержит нормы права, регулирующие правоотношения в области социальной и правовой защиты. Названные нормы права социальной защиты должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, содержатся в Федеральном законе «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2].