Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Из истории создания МВФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Фонд структурной перестройки (с марта 1986 г.): предоставляет льготные кредиты беднейшим разви­вающимся странам, испытывающим хронический кри­зис платежного баланса в целях осуществления средне­срочных программ макроэкономической и структур­ной перестройки. По состоянию на сентябрь 1993 г. 36 стран (из 61 страны, имеющей на них право) получили эти льготные кредиты в сумме 1,5 млрд. СДР, или около 2,1 млрд. долл. Условия займов: 0,5% годовых: погашение в течение 10 лет; т рационный период до 5'/2 лет. Лимит кредитов — до 50% квоты. Источник ресурсов (2,7 млрд. СДР) — погашение кредитов, пред­оставленных доверительным фондом.

Расширенный фонд структурной перестройки, действующий с декабря 1987 г. и предоставляет кредиты за счет как неиспользованных ресурсов фонда структурной пере­стройки, так и специальных займов и пожертвований (6 млрд. СДР). По своим целям и механизму функци­онирования этот фонд является преемником фонда структурной перестройки. Помимо 61 страны право получения кредитов от этого фонда в апреле 1992 г. было предоставлено еще 11 странам. Страна-член имеет возмож­ность получать эти кредиты сроком на 3 года до 190% квоты, иногда при исключительных обстоятельствах до 255% квоты. Первоначально срок для заключения соглашений о займах был установлен по ноябрь 1990 г., в дальнейшем он неоднократно продлевался (до 28 февраля 1994 г.). В конце 1993 г. образован новый расширенный фонд структурной перестройки — правопреемник предыдущего. Объем нового фонда — 5 млрд. СДР (около 7 млрд. долл.) для предоставления льготных займов сроком три года и 2 млрд.

Образование дополнительных специальных фондов в рамках МВФ путем заимствования ресурсов у других стран-членов - это одно из проявлений процесса адап­тации системы межгосударственного кредитования и валютного регулирования к меняющимся условиям мировой экономики. МВФ выполняет роль посредника при перераспределении ссудного капитала от более благополучных стран-кредиторов к странам, испыты­вающим потребность в кредитах. Одновременно, ока­зывая силовое воздействие на экономическую полити­ку стран-заемщиц. Он выступает в качестве гаранта возвращения этих средств.[34]

Таким образом, международный валютный фонд, являясь организацией, которая занимается решением многих экономических проблем в мире, создает специальные фонды для решения конкретных проблем в отдельно взятой сфере, и временные фонды, создаваемые на определенный период времени. Временные фонды занимаются решением конкретных экономических задач в определенной области, в рамках конкретной проблемы и, выполнив, свою задачу, прекращает свою работу. Конечно, при необходимости создается новый временный фонд с другими условиями, но, возможно, похожими целями. Можно сказать, меняется политическая, экономическая ситуация и, в соответствии с этим, меняется и сам фонд.


2.4 Особенности кредитной политики МВФ

Фонд предоставляет кредиты только на стабилизацию экономики, выведение ее из кризиса, но не для экономического развития.

Кредиты предоставляются на срок от 3 до 5 лет под процент чуть ниже рыночного. Перечисление кредита осуществляется по частям, траншами. Промежуток между траншами может быть от одного до трех лет. Такой порядок разработан с целью контроля за использованием кредита. Если страна не выполняет обязательств перед МВФ, то перечисление следующего транша откладывается.

Прежде чем предоставить кредит, МВФ проводит систему консультаций. Несколько представителей фонда выезжают в страну, которая подала заявку на предоставление ей кредита, собирают статистическую информацию по различным экономическим показателям (уровню цен, уровню занятости, налоговым поступлениям и т. д.) и составляют Отчет по результатам исследования. Затем Отчет обсуждается на собрании Исполнительного совета МВФ, который вырабатывает рекомендации и предложения по улучшению экономического положения страны.[35]

Согласно Уставу МВФ предоставляет кредиты странам-членам для восстановления равновесия их платежных балансов и стабилизации валютных курсов. Нужно отметить, что МВФ осуществляет кредитные операции только с офи­циальными органами государства-члена, такими как - казначейства, центральны­е банки, стабилизационные фонды. Разли­чаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки эко­номической политики стран-членов.

Рассмотрим процесс предоставления займа.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, про­изводит покупку или, иначе говоря, заимствование иностранной валюты или СДР в обмен на эквивалентное количество своей национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ предполагалось, что страны-члены будут предъ­являть равномерный спрос на валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд обращают­ся с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог» соответствующих сумм неконвертируемых на­циональных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными условиями.


Рассмотрим эти условия.

Во-первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна была превышать 25% величины квоты стра­ны.

Во-вторых, общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке). В пересмотренном в 1978 г. Уставе первое ограничение было устранено. Это позволяет странам-членам использовать их возможности получения валю­ты в МВФ в течение более короткого срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что ка­сается второго условия, то в исключительных обстоя­тельствах и его действие может приостанавливаться.

Кроме этого, Фонд взимает со страны-заемщика разовый комисси­онный сбор в размере 0,5% от суммы сделки и опреде­ленную плату, или процентную ставку, за предоставляемые им кредиты, которая базируется на рыночных ставках.

По истечении установленного периода времени страна-член обязана произвести обратную опера­цию — выкупить национальную валюту у Фонда, вер­нув ему средства в СДР или иностранных валютах. Помимо того, страна-заемщик обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения ее платежного баланса и увеличения валют­ных резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим государ­ством-членом, то тем самым погашается ее задолжен­ность Фонду.

Приобретаемая страной-членом в МВФ первая по­рция иностранной валюты в размере до 25% квоты называется резервной долей. Она определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса нацио­нальной валюты данной страны.

Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (100% вели­чины квоты), делятся на четыре кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная сумма кредита, которую страна может приобрести у МВФ в резуль­тате полного использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты. Обязательства страны-заемщика, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в «письме о намерениях», направляе­мом в МВФ. Т.е, страна-заемщик обязана выполнять предписанные Фондом рекомендации по стабилизации экономики, которые с точки зрения Фонда являются целесообразными. Если Фонд сочтет, что страна исполь­зует кредит «в противоречии с целями Фонда» или не выполняет его предписаний, он может ограничить или полностью прекратить кредитование страны.


Так, например, сегодняшняя ситуация МВФ с Украиной наглядно демонстрирует это. А именно, МВФ вообще не торопится выделять Украине какие-либо средства, мотивируя это отсутствием необходимых реформ. Так, власти Украины рассчитывали получить пятый транш помощи от МВФ до конца 2017 года, однако он до сих пор не выделен. Теперь Киев рассчитывает на получение средств в этом году. В 2018 году Международный валютный фонд планирует выделить Украине вдвое меньше денег, чем планировалось. Об этом сообщили в Министерстве экономического развития страны.[36] Все дело в том, что Президент Украины Петр Порошенко не спешит претворять пожелания фонда в жизнь. В частности, украинские власти не хотят повышать цену на газ для населения на 35%, что рекомендует Фонд, а также повышать пенсионный возраст, кроме этого чиновники Украины не намерены создавать антикоррупционный суд.[37] И в первую очередь, власти не то, чтобы «жалеют» население своей страны, а боятся, что «народ поднимется и сметет власть» - так выразился глава МВД Украины Арсен Аваков.

Таким образом, мы видим, что кредитная деятельность международного валютного фонда похожа на кредитную деятельность коммерческих банков. Однако МВФ имеет и свои особенности в предоставлении кредитов. Например, если страна-заемщик не выполняет рекомендации Фонда по стабилизации ее экономики, то Фонд прекращает или существенно уменьшает ее финансирование. Поэтому отношения с Фондом для страны-заемщика не всегда являются простыми.

2.5 Нужно ли критиковать МВФ?

Действия МВФ часто подвергаются критике, как правило, со стороны ее заемщиков. И не всегда эта критика необоснованна. Так, влияние рекомендаций Фонда может быть критическим для экономической ситуации страны, как, например, в случае с Мексикой. А в случае с Югославией – критической не только с точки зрения экономики страны, но и политической ситуации в стране в целом, где экономические реформы привели к политическому кризису, гражданской войне и потере целостности государства.

Напомним, что первым кризисом, с которым не удалось справиться МВФ, стал мексиканский 1994 года, который распространился и на другие страны Латинской Америки. МВФ выдавал кредит только в обмен на масштабную приватизацию, сокращение государственных расходов и т. п. При этом до 57 % государственных расходов уходило на выплату внешнего долга. В результате проводимых реформ из страны ушло около 45 млрд. долларов. Безработица достигала 40 % экономически активного населения. Страну вынудили вступить в НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли) и предоставить колоссальные льготы для американских корпораций. Доходы мексиканских рабочих моментально сократились. В результате, Мексика — страна, где впервые была одомашнена кукуруза — стала её импортировать. Полностью была уничтожена система поддержки мексиканских фермерских хозяйств. США же своих фермеров поддержки не лишали и активно поставляли кукурузу в Мексику. Мексика и сейчас является должником МВФ.


Следующим стал азиатский кризис 1997 года. Здесь МВФ оказался не только неспособным стабилизировать ситуацию, но наоборот — стал одним из факторов углубления кризиса. Некоторые экономисты после этого стали даже призывать к прекращению деятельности МВФ в том виде, в котором он существовал. Но чем на самом деле был вызван этот кризис? Внутригосударственной коррупцией, чрезмерным срастанием власти и бизнеса, что всегда порождает неустойчивую экономику? Слепым следованием рецептам МВФ, обострившимися противоречиями внутри Ямайской валютной системы? Или просто невниманием специалистов МВФ по отношению к своим азиатским клиентам? В поисках ответов на подобные вопросы мировая экономическая общественность так и не пришла к единому мнению.

Фонд обвиняют и в том, что он заставил Югославию прекратить экономическое выравнивание регионов, что привело к росту сепаратизма, гражданской войне и в конечном итоге — развалу страны. 

Но с другой стороны можно привести пример Турции, прошедшей жесткие меры экономии, введенные МВФ, но позднее вышедшей из критической ситуации. Турция смогла погасить свой долг перед МВФ, и теперь сама выступает страной-участницей, выдающей займы другим странам.[38]

С момента вступления России в МВФ (с 1992 г. до кризиса 1998г.) Россия в общей сложности восемь раз воспользовалась кредитами МВФ на общую сумму около 22 млрд. долл. США.

С 2000 г. Россия ни разу не обращалась за кредитами МВФ, а ее общая задолженность перед Фондом сократилась к 2004 г. до 5,1 млрд. долл. В январе 2005 г. в соответствии с положениями Устава МВФ о досрочном погашении кредитов членами Фонда, Российская Федерация выплатила МВФ весь объем накопленной задолженности (около 3,3 млрд. долл.), полностью погасив тем самым свои обязательства перед этой организацией.

В настоящее время Россия вышла на новый этап сотрудничества с Фондом, отличительной чертой которого является самостоятельная разработка экономической программы и ее реализация без привлечения ресурсов МВФ. Сейчас Россия участвует в различных операциях, предусмотренных Статьями Соглашения МВФ, таких как покупка и продажа СДР, участие в «Новых соглашениях о заимствованиях» и двусторонних соглашений о заимствованиях, покупка облигаций МВФ, финансирование программ помощи развитию, списание задолженности беднейших стран и т.д. Таким образом, с начала своего членства в Фонде Россия существенным образом изменила свой статус, перейдя от роли реципиента средств Фонда к полноценному партнерству.[39]