Файл: Цель и задачи налогового учета (Теоретические и методологические основы налоговой системы).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические и методологические основы налоговой системы Российской Федерации
1.1 Возникновение и развитие налогообложения
Глава 2. Сущность, функции налогов и принципы налогообложения
2.2 Функции и принципы налогообложения
Глава 3. Налоговый учет поступления денежных средств в бюджет
3.1 Понятие хозяйственного учета
3.3 Оперативно - бухгалтерский учет налогов, сборов, пошлин и других налоговых платежей
Содержание:
Введение
Налоговый учет является ведущим звеном информационной системы финансово-экономической деятельности предприятия, формируемым на принципах бухгалтерского учета в целях определения доли изъятий доходов в пользу государственного бюджета.
Государственный бюджет страны, являясь одним из важнейших звеньев финансовой системы, представляет собой основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов. Он занимает ведущее место среди финансовых рычагов в системе управления страной. Значение бюджета, прежде всего, состоит в сосредоточении у государства части доходов общества.
Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.
Бюджет, концентрируя финансовые ресурсы на нужных участках и направлениях, позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной политики. При этом через движение бюджетных ресурсов контролируется формирование доходной части бюджета, и эффективность использования его расходной части.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
Налоговый учет предполагает полное соответствие хозяйственной деятельности административным нормам, исходя из которых они обязаны рассчитывать отчисления в бюджет и внебюджетные фонды.
Налоги являются одним из важнейших источников государственных доходов.
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.
При переходе нашего государства к рыночной системе хозяйствования появилась объективная потребность проведения коренной перестройки налоговой системы и бюджетной политики.
При правильно-организованном учете налоговых платежей есть возможность найти пути повышения собираемости налогов, увеличения их поступления в бюджет. Отчетность о поступлении платежей в бюджеты всех уровней позволяет получать более точную, полную, достоверную информацию о собираемости налогов, пеней за несвоевременно внесенные суммы в бюджет, а также штрафных санкций за нарушение налогового законодательства.
Отчетность характеризует структуру задолженности перед бюджетом и ее динамик. Позволяет планировать поступление доходов, сравнивать различные периоды по сбору налогов.
Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы.
Решение задач стоящих перед налоговой службой вряд ли осуществимо без системного внедрения компьютерных технологий в повседневную работу.
В заключение по курсовой работе приводятся выводы по теме «Цель и задачи налогового учета» и мои предложения по совершенствованию налоговой системы и путей повышения налоговых поступлений.
Глава 1. Теоретические и методологические основы налоговой системы Российской Федерации
1.1 Возникновение и развитие налогообложения
Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов. Они возникли одновременно с государством.[1]
Налоги — одна из древнейших экономических и правовых категорий, определяющих взаимоотношение государства и налогоплательщиков.
История налогов насчитывает тысячелетия. Первые известные законы о налогах относятся к шестидесятым годам XVIII века до н.э. – это выбитые на черном базальтовом столбе законы вавилонского царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.).
В развитии налогообложения можно выделить четыре периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями.
Первый период развития налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы Древнего мира и Средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером налогов.
Возникновение налогов относят к периоду становления первых государств, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды.
Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера, а также уплачивали налоги продовольствием, снаряжением для армии.
По мере укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают исключительно денежную форму.
Обязательные платежи Древнего мира отдаленно напоминали ныне существующие налоги. Это были квазиналоги наряду с другими источниками государственных доходов: военная добыча, домены (доходы от государственного имущества), регалии (отдельные отрасли производства и виды деятельности, изъятые в пользу государства).
В IV - III вв. до н. э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. В случае победоносных войн налоги снижались, а порою отменялись совсем и заменялись контрибуцией.
Второй период. Развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения. Именно в конце XVII — начале XVIII веков наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства.
В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги.
Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII века. Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит(1723 - 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.
А. Смит определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке.
Третий период развития налогообложения начинает свою историю в XIX веке и отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании.
Постепенно наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.
Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.
Великая депрессия 1929 - 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.
Современный, четвертый период развития налогообложения характеризуется более глубоким теоретическим обоснованием всех его проблем.
В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.
Во все времена экономистов занимал вопрос: формировать ли бюджет чисто фискальными методами или же стимулировать предпринимательскую деятельность и расширение налоговой базы путем снижения налогов?
Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.
Одновременно усилен контроль за соблюдением налогового законодательства и ужесточены экономические и юридические санкции к тем, кто его нарушает.
В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и другие) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны - члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.
Глава 2. Сущность, функции налогов и принципы налогообложения
2.1 Сущность налогов
Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты.[2]
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др.
Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п.1 ст.8 НК РФ).
Основными отличительными признаками налога:
-уплата в денежной форме;
-обязательность;
-индивидуальная безвозмездность;
-финансовое обеспечение деятельности государства, как основная цель взимания налога;
-налоги являются основными источниками доходов бюджетов разных уровней.
Элементами налогообложения являются:
налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
Функции налогов, выражая их социально-экономическую сущность, позволяют понять налог, его взаимосвязь с другими экономическими категориями.
2.2 Функции и принципы налогообложения
Выделяют следующие функции налогов:
- Фискальная
Фискальная функция позволяет формировать доходную часть бюджета и внебюджетных фондов РФ.
Имея финансовые ресурсы, государство может выполнять свои основные задачи – в области экономики, внутренней и внешней политики, социальной защиты населения и т.д.
Воздействует на процесс производства.[3] В то же время регулирование производства, направленное на ускорение темпов экономического роста повышает доходы определенных групп населения.
- Контрольная функция позволяет:
- следить за своевременностью и полнотой исполнения налогоплательщиками своих обязательств;
- оценить эффективность налоговой системы;
- определить задачи и пути реформирования налоговой системы.
3. Распределительная
Распределительная функция позволяет государству распределять и перераспределять полученные средства в соответствии со своими целями и задачами.
Через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную.