Файл: Цель и задачи налогового учета (Теоретические и методологические основы налоговой системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Регулирующая означает, что налоги, активно участвуют в перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Регулирующая функция дает возможность государству управлять экономическими процессами внутри страны, решать различные задачи налоговой политики посредством налоговых механизмов. Так, применяя те или иные налоговые ставки, систему льгот, отсрочек и рассрочек в уплате налогов и т.п. государство может:

- осуществлять контроль соотношения денежной и товарной массы;

- регулировать инвестиционную и инновационную активность предпринимателей, создавая тем самым условия для развития как перспективных отраслей экономики, так и для поддержки низко рентабельных, но общественно значимых – образования, здравоохранения и др.;

- выравнивать региональные и местные уровни развития путем перераспределения бюджетных средств, предоставления регионам различного рода налоговых льгот и освобождений;

- воздействовать на механизм антикризисного регулирования и т.п.

Принципы налогообложения

Принципы налогообложения как основа формирования эффективной системы налогообложения. Концептуальные принципы, разработанные основоположником классической политической экономии Адамом Смитом: принцип равенства и справедливости, принцип определенности, принцип экономности, принцип удобства.

Принципы налогообложения и их систематизация, предложенные немецким экономистом Адольфом Вагнером: финансовые принципы, экономико-хозяйственные принципы, этические принципы, принципы налогового администрирования.

Современные принципы налогообложения их сущность, отличительные характеристики и классификация: принцип эффективности, принцип соразмерности, принцип множественности, принцип универсализации, принцип удобства и времени взимания, принцип разделения налогов по уровням власти, принцип единства налоговой системы, принцип гласности, принцип одновременности, принцип определенности, принцип законодательной формы, принцип приоритетности налогового законодательства, принцип научного подхода к формированию налоговой системы.

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.[4]


В целом основными направлениями совершенствования налоговой системы являются:

• обеспечение стабильности налоговой системы;

• максимальное упрощение налоговой системы, изъятие из законов и инструкций норм, имеющих неоднозначное толкование;

• ослабление налогового прессинга путем снижения налоговых ставок, обеспечение разумного уровня налоговых изъятий;

• оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов.

• усиление роли имущественных налогов, имеющих устойчивую налогооблагаемую базу;

• приведение в соответствие с налоговым законодательством иных законов, так или иначе затрагивающих порядок исчисления и уплаты налогов;

• максимальный учет при налогообложении реальных издержек хозяйствующих субъектов, связанных с их производственной деятельностью;

• совершенствование подоходного налогообложения физических лиц, разработки гибкой шкалы налогообложения с учетом инфляционного процесса;

• развитие принципа добровольности при уплате налогов, неотъемлемой частью которого является своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства, оказание консультационных услуг при исчислении и уплате налогов.[5]

Реформирование налоговой системы должно проходить таким образом, чтобы система налогообложения не только не мешала развитию российской промышленности, но и стимулировала повышению конкурентоспособности российской экономики.

Виды налогов в зависимости от органа, который их устанавливает

- федеральные налоги (устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ);

- региональные налоги (устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории субъекта РФ);

- местные налоги (устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления).

Федеральные налоги и сборы

Региональные налоги

Местные налоги

  1. налог на добавленную стоимость
  2. Акцизы
  3. налог на доходы физических лиц
  4. налог на прибыль организаций
  5. налог на добычу полезных ископаемых
  6. водный налог
  7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов государственная пошлина
  • налог на имущество организаций
  • налог на игорный бизнес
  • транспортный налог
  1. земельный налог
  2. налог на имущество физических лиц

Виды налогов по целевой направленности введения налога

- Общие налоги. Предназначены для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, НДС);

- Целевые (специальные) налоги и отчисления. Предназначены для финансирования конкретного направления государственных расходов (например, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, сбор за пользование объектами животного мира…).

Виды налогов по субъекту-налогоплательщику

- налоги, взимаемые с физических лиц (НДФЛ, налог на имущество физических лиц);

- налоги, взимаемые с юридических лиц (НДС, налог на прибыль и др.);

- смежные налоги – налоги, взимаемые с физических и юридических лиц(например, земельный налог, транспортный налог

Виды налогов по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж

- закрепленные налоги. Уплачивают непосредственно и целиком в бюджеты разных уровней или внебюджетные фонды.

- регулирующие налоги. Уплачивают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций: 2%-в федеральный бюджет, 18 % - в бюджеты субъектов РФ).

По способу отражения в бухгалтерском учете и финансово-экономической целесообразности

    1. Включаемые в себестоимость продукции (например, транспортный налог);
    2. Включаемые в цену товаров ,работ, услуг (например, НДС, акцизы);
    3. Удерживаемые из доходов работника (например, НДФЛ);
    4. Относимые на финансовые результаты до уплаты налога на прибыль (например, налог на имущество, налог на прибыль).

Виды налогов по срокам уплаты

- срочные налоги. Уплачиваются в сроки, установленные нормативными актами (например, государственная пошлина);

- периодично-календарные налоги. Уплачиваются периодически и в установленные в законодательстве сроки( например, НДФЛ уплачивается ежемесячно, налог на прибыль уплачивается ежемесячно или ежеквартально и т.д.).

2.3 Цели налоговой системы

Налоговая система — основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов.

Государство с помощью налоговой политики в качестве определенного регулятора воздействует на негативные явления экономики. От того, как правильно действует система налогообложения, зависит эффективное функционирование народного хозяйства, поэтому эффективное управление налогами можно считать главной основой государственного управления.[6]


Развитая экономика возможна при грамотной и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления налоговой системы не завершился, и о правильной налоговой политике говорить еще рано. Государство непрерывно реформирует существующую налоговую систему. Исследований в данном направлении немногочисленны, а необходимость всестороннего исследования теоретических и практических аспектов реформирования налоговой системы именно в российской экономике в последнее время звучат достаточно остро.[7] Эти факты определяют актуальность выбранной темы данной работы.

Актуальность темы также обуславливается важностью и необходимостью совершенствования налогообложения, реформирования налоговой системы, которая бы отвечала современным условиям развития экономики. Во всех развитых странах основными стимулами к реформированию налогообложения является: стремление превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности и снять все налоговые преграды на пути экономического роста. Реформирование налоговой системы должно происходить постепенно на основе длительного и тщательного анализа ситуации с поступлением налогов.

Любые кардинальные изменения в налоговой системе Российской Федерации, особенно те изменения, которые ущемляют экономические интересы налогоплательщиков, не только не смогут увеличить налоговые поступления в бюджет, но и приведут к потерям источников дохода, поскольку налоговая нестабильность станет тем решающим фактором, который заставит многих налогоплательщиков уйти в «теневую» экономику. Главной целью реформы налоговой системы в Российской Федерации является снижение налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков, предусматривающее выравнивание условий налогообложения, упрощение налоговой системы, придание ей стабильности и большей прозрачности. Для того, чтобы определиться с целями и задачами реформирования системы налогообложения, важно понимать функции налогов, роль, которую они играют в системе государственных и муниципальных финансов, а именно: фискальная функция, означающая, что за счет налогов формируется доходная база бюджетов всех уровней; стимулирующая, или регулирующая, — означает, что государство через финансовую политику влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину платежеспособного спроса. «Создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, а также поддержка инноваций и модернизации в Российской Федерации, будут основными целями налоговой политики в среднесрочной перспективе[8]». Такая цель современной политики носит характер больше стимулирующей, чем фискальной функции налогов, но не будем забывать, что государство преследует еще и цель поддержания сбалансированности бюджета, «создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной


и долгосрочнойперспективе».[9]

Глава 3. Налоговый учет поступления денежных средств в бюджет

3.1 Понятие хозяйственного учета

Хозяйственный учет — это система наблюдения, измерения, регистрации хозяйственных процессов и явлений с целью контроля и эффективного управления.

Виды: оперативный, статистический и бухгалтерский.

Оперативный учет применяется для наблюдения, контроля и получения сведений об отдельных хозяйственных процессах в кратчайшие сроки после их совершения. Отличительная черта опер. учета - быстрое, своевременное получение информации, необходимой для оперативного руководства. Данные опер. учета получают из первичных и сводных учетных документов. Для быстроты исправления данные могут не фиксироваться и использоваться немедленно после их получения. Информативность опер. учета ограничивается рамками цеха, отдела, службы и не обобщает в денежном измерителе всю деятельность организации. В нем исполняется преимущественно натуральные и трудовой измерители.

Статистический учет изучает массовые (количественные) социально-экономические явления и процессы общественной жизни, выходя за рамки одной организации. Стат. учет позволяет определять как количественные, так и качественные показатели (объем пр-ва, его динамику, фонд з/п, производительность труда). Он является обобщающим и прогнозирующим процессом, давая возможность предвидеть последствия того или иного действия, и использует 3 измерителя: натуральный, трудовой и денежный. Используются также данные оперативного и бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций методом двойной записи на счетах бухгалтерского учета[10].

В системе бух. учета выделяют следующие виды учета:

·  финансовый учет отражает конечные показатели деятельности организации.;

·  управленческий учет предназначен для информирования аппарата управления организации, не подлежит разглашению;