Файл: Выбор стиля руководства в организации (Понятие стиль руководства и его виды).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Стиль руководства в организации играет очень важную роль в работе предприятия, во многом определяет ее успех в развитии. От стиля руководства зависит политика мотивации персонала, который в свою очередь является важным элементом деятельности любой современной организации. Эта тема особенна актуальна в тяжелой экономической ситуации в стране, во время проведения различных реформ, преодоления переломных моментов в работе любого предприятия. От умения руководителя грамотно выстроить свою стратегию развития предприятия, а это и стиль руководства, и мотивация персонала, и кадровая политика, и финансовая политика и многое другое. Поведение и деятельность работников для достижения целей, стоящих перед компанией, в которых они заняты во многом зависят от стиля руководства и политики управления предприятием, которых он при этом придерживается. 

Чтобы добиться высоких результатов в работе, создать сплоченный коллектив, заставить его не просто работать, а качественно выполнять свои обязанности – необходимо руководителю грамотно подойти к выбору стиля управления ими.

Высококвалифицированный персонал — залог успеха любой компании независимо от ее размеров. Именно от того, насколько квалифицированными являются кадры, зависит прибыльность и эффективность деятельности предприятия. Как можно заметить в настоящее время очень много однотипных предприятий, организаций особенно в государственной сфере. Перед руководителями таких предприятий ставятся определенные задачи и доводятся показатели в работе, которые необходимо выполнить к концу квартала, года. Несмотря на однотипность предприятий, каждый руководитель при этом использует свой стиль руководства, выбирая при этом приоритетные направления в своей работе. Во многом от того, насколько правильно будут выбраны эти направления, будет зависеть и успех в решении поставленных задач и выполнении доведенных показателей. В коммерческих организациях выбранный стиль руководства играет не менее важную роль, а порой и большую, так как от результатов работы этих предприятий может зависеть благосостояние самих руководителей.

1. Понятие стиля руководства и его виды


1.1. Понятие стиля руководства

Стиль руководства – устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера, а также комплекс его индивидуальных черт, проявляющихся в отношениях с подчиненными.

Согласно классификации немецкого психолога К.Левина, различают три классических стиля руководства: авторитарный, демократический и попустический (нейтральный). Важнейшим общим основанием выделения этих стилей послужил характер принятия управленческих решений и отношение руководителя к подчиненным.

Авторитарному стилю присущи единоличное принятие руководителем всех решений, а также слабый интерес к работнику как к личности. Руководитель управляет подчиненными в силу своей легитимной власти, вытекающей из иерархической организации предприятия. Он ожидает от подчиненных соответствующего повиновения…

В противоположность авторитарному стилю поведения демократический стиль характеризуется стремлением руководителя к выработке коллективных решений, интересом к неформальным, человеческим отношениям…

Попустительскому стилю присущи: стремление руководителя уклониться от принятия решений или переложить эту задачу на других, а также его абсолютно безучастное отношение к делам коолектива. Руководитель, избравший такой стиль, обычно предоставляет полную свободу действий своим подчиненным, пуская их на самотек…

Грамотные руководители не являются приверженцами только одного стиля. Как правило, они интуитивно или вполне осознанно комбинируют различные стратегии руководства[1].

Вопреки распространенным стереотипам преобладающий стиль руководства практически не зависит от пола. Мнение, что женщины-руководители более мягки и ориентированы в первую очередь на поддерживание хороших отношений с деловыми партнерами. В то время как мужчины-руководители более агрессивны и ориентированы на конечный результат, является ошибочным и неправильным. Причинами разделения стилей руководства, являются, скорее всего, личностные особенности и темперамент, а не деловые характеристики[2].

1.2. Виды стиля руководства

Стили лидерства, аналогично стилям управления, делятся на три основных категории – авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль лидерства подразумевает жесткие способы управления, всякое перечисление чьей-либо инициативы и обсуждения принимаемых решений, мнение подчиненных не учитывается, всякие попытки сделать что-либо не так моментально пресекаются. Основа данного стиля лидерства – страх наказания за невыполнение задачи. Авторитарному лидеру не важно, насколько его взгляды разделяются в коллективе, он не принимает предложения подчиненных и не объясняет им происходящих процессов. Работа персонала строится с четко определенными инструкциями.


При использовании демократического стиля учитывается мнение подчиненных. Руководитель рекламирует свою позицию и идеи, посредством убеждения старается превратить своих сотрудников в союзников, возникающие идеи могут обсуждаться совместно с подчиненными, идеи группы принимаются, но при этом руководитель сам контролирует и направляет работу[3].

И последний либеральный стиль лидерства – практически отсутствие участия лидера в работе, лидер есть, но он устранился от руководства, подчиненные сами определяют, что им делать. Позиция лидера – быть незаметно в стороне от группы. Лидер не дает указаний, нет поощрений и наказаний. Работа складывается из отдельных интересов участников группы.

Настоящий лидер, который хочет быть максимально эффективным сам и требует этого от подчиненных, не может позволить себе пользоваться одним стилем лидерства постоянно. Существует лишь один максимально эффективный стиль лидерства – адаптивный, то есть ориентированный на реальность, на ситуацию и людей[4].

Выделяют пять стилей руководства по соотношению в них проблем человека и проблем производства:

  • невмешательство – это стиль характерен низким уровнем заботы руководителя о результатах организации, главная его забота – сохранить свою должность;
  • теплая компания – высокий уровень заботы о людях («своих людях»), стремление к установлению теплых отношений в коллективе, удобный темп работы, но, к сожалению, результаты работы часто отодвигаются на второй план;
  • золотая середина – это сочетание интересов коллектива организации и целей организации;
  • команда – руководитель эффективного сочетания[5].

Как правило на практике встретить какой-то отдельный стиль руководства в чистом виде очень трудно. Всегда присутствуют элементы руководства из разных стилей, что вполне закономерно.

1.3. Факторы, определяющие стиль руководства

Все определения стиля управления сводятся к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, т.е. стиль – это система постоянно применяемых методов руководства.

На рисунке 1 представлены факторы, определяющие стиль руководства.

Рис.1

Факторы, определяющие стиль руководства


Общие

условия труда

Актуальная

ситуация

Личность руководителя

Размер группы

Личности сотрудников

Структура группы

Цели и задачи

Место

рабочей группы в организации

Как видно, стиль и метод руководства существуют в определенном единстве. Стиль представляет собой форму реализации методов руководства, принятую данным менеджером в соответствии с его личными, субъективно-психологическими характеристиками. Выделяют следующие типы руководителей, которые естественно, носят сугубо условный характер[6]:

- демократ;

- диктатор;

- пессимист;

- организатор;

- манипулятор.

Как видно, стиль руководства – явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личности. В процессе трудовой деятельности формируется некоторый строго индивидуальный тип, «почерк» руководителя, действия которого повторить в деталях практически не возможно[7].

Каждый менеджер в своей профессиональной деятельности должен совершенствовать стиль и методы руководства персоналом. Особенно важно совершенствовать структуру системы своих менеджерских приемов и действий, составляющих «ноу-хау» конкретной личности и базирующихся на данных ряда наук и междисциплинарных исследований. Это способствует выработке своего социально обусловленного поведения, достижению личностно значимых социальных результатов и вознаграждения, начиная с денег и власти и кончая уважением и чистой совестью.

Формируемое российскими менеджерами социальное поведение пока отличается узкостью интересов, недостаточным уровнем культуры в стиле работы. Это вынуждает обращаться к изучению множества зарубежных концепций «психологического контакта», «договора», «обмена» между организацией и индивидом, теоретических схем деятельности западных менеджеров[8].

На формирование определенного стиля руководства оказывает очень много факторов. Опытный руководитель всегда старается учесть все эти факторы, хотя это во многом зависит от морально-психологических качеств самого руководителя и то, какие факторы при этом он считает приоритетными. Иногда стиль руководства может меняться в зависимости от сложившейся экономической ситуации на предприятии или в стране.


1.4. Личность руководителя и стиль руководства

Особенности личности руководителя являются существенной предпосылкой формирования стиля руководства производственным коллективом. Стиль руководства только тогда становится индивидуальным, когда в нем проявляются качества личности руководителя. Но это не исключает формирующего воздействия целостной системы вышеизложенных факторов.

В структуре личности руководителя выделяют следующие основные подструктуры: профессиональную компетентность; организаторские, педагогические и коммуникативные качества.

Среди специальных подструктур личности руководителя наибольшее формирующее влияние на индивидуальный стиль руководства оказывают профессиональная компетентность, организаторские и педагогические качества руководителей. Специфическая связь обнаруживается между стилями руководства с коммуникативными качествами руководителя.

В результате исследований было выявлено, что профессиональная компетентность как подструктура личности руководителя оказывается наиболее выраженной у руководителей коллегиального и комбинированного стилей руководства. Отсюда был сделан предварительный вывод, что формирование коллегиального и комбинированного стилей управленческих отношений между руководителем и исполнителями возможно лишь при высокой профессиональной компетентности руководителя[9].

Невысокий уровень развития этой подструктуры может приводить к формированию как директивных, так и попустительствующих компонентов в стиле руководства. Какой конкретно стиль будет сформирован в этом случае, зависит как от выраженности других специальных подструктур личности руководителя, так и индивидуально-психологических особенностей личности. У директивных руководителей, характеризующихся недостаточно высокой профессиональной компетентностью, нередко наблюдается тенденция завуалировать этот недостаток. Они стараются поддерживать у исполнителей иллюзию полной компетентности в тех вопросах, за решение которых несут ответственность. Однако это не всегда удается, а если удается, то лишь на время. Такое поведение объясняется стремлением руководителей поддержать свой авторитет, оказывающийся ложным…

В проведенных исследованиях было обнаружено, что самыми высокими организаторскими способностями обладают руководители, придерживающиеся коллегиального стиля руководства в управленческих отношениях с исполнителями. Близко к ним стоят руководители комбинированного и директивно-коллегиального стилей. Что касается руководителей с выраженным директивным стилем и стилем невмешательства, то они могут обладать разными организаторскими способностями[10]