Файл: Разработка регламента выполнения процесса «Совершенствование существующих продуктов».pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Построение бизнес процесса «как есть»
1.1 Направления совершенствования и сущность бизнес-модели
1.2 Краткая характеристика бизнес-процесса «как есть»
1.4 Расчеты фактической эффективности бизнес- процесса
Глава 2. Построение бизнес-процессов «как должно быть»
2.1 Предложения по совершенствованию бизнес- процесса
того же процесса зависит от конкретной ситуации и конкретного способа выполнения этого процесса.
Для описания элементного аспекта предприятия предлагается использовать диаграмму классов, а для отражения возможных состояний элементов - диаграмму состояний.
В рамках динамического аспекта реализуется ситуационный подход:
- определяются способы выполнения процесса в зависимости от конкретной ситуации, поскольку, как известно, процесс может быть реализован разными последовательностями действий. Процесс может выполняться несколькими способами, и выбор способа определяется конкретной ситуацией с привлечением того или иного ответственного лица. Описание каждого процесса включает диаграмму прецедентов (в трактовке диаграммы бизнес-сценариев), описывающую способы выполнения процессов и определяющую ответственных лиц, участвующих в выполняемых действиях. Для описания взаимодействия процессов (в специальной папке «Сценарии») также используются диаграммы сценариев (прецедентов), где кроме описания способов отражаются информационные и материальные объекты, являющиеся результатом выполнения процесса или использующиеся для его инициализации;
- определяются взаимодействия организационного, элементного и функционального аспектов, то есть раскрывается способ выполнения процесса. Для этого предлагается использовать диаграммы деятельности, где отражается взаимосвязь процессов на предприятии с ERP-системой. (При описании действия указывается режим в ERP-системе, обеспечивающий выполнение данного действия.);
- определяется документооборот (или товарооборот) между организационными единицами. Документооборот описывается для каждого способа выполнения процесса. Для описания взаимодействия документов и исполнителей предлагается использовать диаграммы кооперации.
Законченная логическая модель является базой данных для генерации методических и должностных инструкций в формате ISO 9001:2000 с помощью генератора отчетов RationalSoDA. Шаблон для логической модели создается на базе стандарта ISO 9001:2000, поэтому имеется возможность генерации из данной модели документации СМК 2-го и 3-го уровней.
Осуществить функционально-стоимостной анализ процессов предприятия в бизнес-модели (на концептуальном и логическом уровнях) можно только очень приближенно. Поэтому количественные оценки процессов предприятия предлагается выполнять на уровне физического моделирования. Под физическим моделированием понимается определение (нормирование) временных и стоимостных характеристик процессов предприятия в ERP-системе. На уровне физического моделирования разрабатывается нормативная модель предприятия.
Нормативы и отклонения от заданных норм используются для оценки соответствия или несоответствия текущих способов выполнения процессов предприятия желаемым. От качества нормативной модели зависит качество внедрения и функционирования ERP-системы. Деятельность по совершенствованию процессов во многом является деятельностью по уточнению нормативов. ERP-система служит инструментом для достижения описанных в логической модели желаемых способов выполнения процессов предприятия, и с ее же помощью проводится оценка их эффективности и результативности.
Реализация желаемых способов выполнения процессов (на базе ERP-системы) обеспечивает совершенствование деятельности предприятия, что приводит к следующим улучшениям:
- к сокращению логистического цикла, то есть времени перемещения запасов от поставщика материалов к потребителю готовой продукции за счет:
- сокращения страховых запасов материалов. Эти запасы формируются по причине того, что на предприятии не знают времени поставки материалов поставщиками. Нормирование времени поставки по элементам номенклатуры и по поставщикам, накопление статистики и выбор поставщика с учетом его надежности ведет к предсказуемости сроков поставок;
- сокращения запасов готовой продукции. Благодаря введению в практику прогнозов отгрузки готовой продукции, накоплению статистики по ее потреблению и точному запуску в производство можно работать под заказ, а не на склад;
- к сокращению производственного цикла изготовления продукции за счет:
- сокращения времени настройки оборудования и времени перемещения при расчете оптимальной партии запуска изготовляемой продукции;
- сокращения времени выпуска изделий при минимизации возвратов по технологическим операциям и переделу брака (с помощью набора статистики дефектов по рабочим центрам, работникам, деталям, техкартам);
- строгой технологической дисциплины, когда наряд-задание не запускается в производство в том случае, если нет спецификации и техкарты изготовления и если данный наряд-задание не обеспечен материалами и производственными ресурсами.
Сокращение логистического и производственных циклов ведет к снижению складских запасов и к уменьшению незавершенного производства,
а в целом - к сокращению коммерческого цикла на предприятии. Таким образом, ускоряется оборачиваемость оборотных средств предприятия.
Рассмотренная методика трехуровневого моделирования предназначена для совершенствования деятельности предприятия и включает в себя:
- определение источников роста потенциала и направлений улучшения деятельности предприятия (на концептуальном уровне);
- формализованное описание совокупности способов выполнения процессов, использование которых на предприятии выведет его на вышестоящий уровень BPI (на логическом уровне);
- апробацию и обкатку новых способов выполнения процессов (на физическом уровне);
- закрепление (стандартизацию) желаемых способов выполнения процессов, если они дают положительный результат (с помощью генерации и одобрения документации СМК из логической модели). Осуществить функционально-стоимостной анализ процессов предприятия в бизнес-модели (на концептуальном и логическом уровнях) можно только очень приближенно. Поэтому количественные оценки процессов предприятия предлагается выполнять на уровне физического моделирования. Под физическим моделированием понимается определение (нормирование) временных и стоимостных характеристик процессов предприятия в ERP-системе. На уровне физического моделирования разрабатывается нормативная модель предприятия.
Нормативы и отклонения от заданных норм используются для оценки соответствия или несоответствия текущих способов выполнения процессов предприятия желаемым. От качества нормативной модели зависит качество внедрения и функционирования ERP-системы. Деятельность по совершенствованию процессов во многом является деятельностью по уточнению нормативов. ERP-система служит инструментом для достижения описанных в логической модели желаемых способов выполнения процессов предприятия, и с ее же помощью проводится оценка их эффективности и результативности.
Реализация желаемых способов выполнения процессов (на базе ERP-системы) обеспечивает совершенствование деятельности предприятия, что приводит к следующим улучшениям:
- к сокращению логистического цикла, то есть времени перемещения запасов от поставщика материалов к потребителю готовой продукции за счет:
- сокращения страховых запасов материалов. Эти запасы формируются по причине того, что на предприятии не знают времени поставки материалов поставщиками. Нормирование времени поставки по элементам номенклатуры и по поставщикам, накопление статистики и выбор поставщика с учетом его надежности ведет к предсказуемости сроков поставок;
- сокращения запасов готовой продукции. Благодаря введению в практику прогнозов отгрузки готовой продукции, накоплению статистики по ее потреблению и точному запуску в производство можно работать под заказ, а не на склад;
- к сокращению производственного цикла изготовления продукции за счет:
- сокращения времени настройки оборудования и времени перемещения при расчете оптимальной партии запуска изготовляемой продукции;
- сокращения времени выпуска изделий при минимизации возвратов по технологическим операциям и переделу брака (с помощью набора статистики дефектов по рабочим центрам, работникам, деталям, техкартам);
- строгой технологической дисциплины, когда наряд-задание не запускается в производство в том случае, если нет спецификации и техкарты изготовления и если данный наряд-задание не обеспечен материалами и производственными ресурсами.
Сокращение логистического и производственных циклов ведет к снижению складских запасов и к уменьшению незавершенного производства,
а в целом - к сокращению коммерческого цикла на предприятии. Таким образом, ускоряется оборачиваемость оборотных средств предприятия.
Рассмотренная методика трехуровневого моделирования предназначена для совершенствования деятельности предприятия и включает в себя:
- определение источников роста потенциала и направлений улучшения деятельности предприятия (на концептуальном уровне);
- формализованное описание совокупности способов выполнения процессов, использование которых на предприятии выведет его на вышестоящий уровень BPI (на логическом уровне);
- апробацию и обкатку новых способов выполнения процессов (на физическом уровне);
- закрепление (стандартизацию) желаемых способов выполнения процессов, если они дают положительный результат (с помощью генерации и одобрения документации СМК из логической модели).
Так же следует отметить, что различают две категории бизнес-инноваций - поддерживающие и подрывные (Приложение 1).
Поддерживающие инновации направлены на совершенствование уже существующих продуктов. Каждую новую модель автомобиля отличают от предыдущей именно поддерживающие инновации: усовершенствованные системы безопасности, управления режимами работы двигателя, климат-контроля и т. д.
Подрывная инновация обозначает разработку и раскрутку ноу-хау, которое кардинально меняет ситуацию на глобальных рынках. К «подрывным» инновациям относятся продукты, которые основаны на новой и еще относительно недостаточно совершенной технологии и уступают существующим традиционным товарам, но при этом предоставляющие новые потребительские свойства, которые делают данные продукты более простыми, удобными и мобильными, компактными в применении. При этом в силу неразвитости технологии, данные продукты могут быть дороже уже существующих продуктов по абсолютной величине или дороже в смысле стоимости единицы использования.
1.2 Краткая характеристика бизнес-процесса «как есть»
ООО «ТехАвто» занимается выпуском рулевых тяг. На данном предприятии работает 60 человек. Ежегодно предприятие выпускает 288 тыс. рулевых тяг. Предприятие планирует в будущем начать выпуск рулевых тяг других размеров. ООО «ТехАвто» было создано в 2000 году. Изначально планировалось выпускать различные рулевые тяги, но в связи с особенностями производства, было принято решение начать с выпуска тяг одного размера для легковых автомобилей.
В настоящее время в связи с успешной деятельностью предприятия планируется освоить выпуск рулевых тяг разных размеров. С целью улучшения производственного процесса и его оптимизацией необходимо внести в него изменения.
Точное наименование бизнес-процесса: изготовление рулевых тяг для легковых автомобилей.
События, идентифицирующие начало и окончание процесса: для начала процесса -получение сырья, для окончания процесса - выпуск готовой продукции.
Точка зрения на процесс: Рулевая тяга служит для передачи усилия, прилагаемого водителем при повороте руля, от рулевого механизма к передним колесам.
При этом он обеспечивает поворот колес на разные углы в зависимости от выбранного водителем направления. Рулевая тяга имеет жизненно важный процесс, правильность выполнения данной конструкции не создаст аварийных ситуаций на дороги.
Цель составления модели: совершенствование процесса производства рулевых тяг.
Перечень основных потребителей: авто-сервис.
Перечень основных участников процесса: операторы станков.
Глоссарий модели:
Рулевая тяга - это металлический стержень с приваренными к каждому его концу штампованными наконечниками.
1.3 idef0 – модель «как есть»
Рассмотрим модель бизнес-процесса «как есть» (Рисунок 1), (Рисунок 2).
Рисунок 1. Модель бизнес-процесса «как есть»
Рисунок 2. Модель бизнес-процесса «как есть»
1.4 Расчеты фактической эффективности бизнес- процесса
Рассмотрим показатели эффективности бизнес-процесса (Рисунок 3).
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Значение ПЛАН |
Значение ФАКТ |
Цена за единицу, ПЛАН руб./ед. изм. |
Цена за единицу, ФАКТ, руб./ед. изм. |
Стоимостная оценка результата или ресурса, ПЛАН, руб. |
Стоимостная оценка результата или ресурса, ФАКТ, руб. |
Отклонение абсолютное, руб. |
Отклонение относительное, % |
Пояснение (оценка отклонений) |
Результаты |
||||||||||
Готовые рулевые тяги |
шт. |
300 |
288 |
2000 |
1900 |
600000 |
547200 |
-52800 |
8,8 |
Меньшее значение фактического выпуска и фактической цены |
Ресурсы |
||||||||||
Стальные стержни |
шт. |
600 |
576 |
400 |
400 |
240000 |
230400 |
-9600 |
4 |
Уменьшение выпуска готовой продукции |
Заготовки для наконечников |
шт. |
600 |
576 |
120 |
120 |
72000 |
69120 |
-2880 |
4 |
Уменьшение выпуска готовой продукции |