Файл: Экономическая сущность, классификация и источники формирования оборотных активов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для сокращения общей потребности предприятия в собственных оборотных средствах, а также стимулирования их эффективного использования целесообразно привлечение заемных средств. Заемные средства представляют собой в основном краткосрочные кредиты банка, с помощью которых удовлетворяются временные дополнительные потребности в оборотных средствах, например под сезонные сверхнормативные запасы товарно-материальных ценностей, под отгруженную продукцию, временное восполнение недостатка собственных оборотных средств; осуществление расчетов и др.

В условиях полной хозяйственной самостоятельности в обороте предприятия могут находиться прочие собственные средства, а именно временно неиспользуемые остатки резервного фонда, фондов социального назначения, ремонтного фонда и других специальных фондов.

Одним из источников формирования оборотных средств являются привлеченные предприятием в хозяйственный оборот средства в форме кредиторской задолженности, которая по существу представляет собой бесплатный кредит, предоставленный другими предприятиями, организациями, отдельными лицами. Часть такой задолженности закономерна, так как возникает в связи с особенностями расчетов. Однако в большинстве случаев кредиторская задолженность возникает в результате нарушения предприятием сроков оплаты продукции и расчетных документов. За такую задолженность предприятию приходится дорого расплачиваться, вплоть до инициирования кредиторами процедуры его банкротства. Правильное соотношение между собственными, заемными и привлеченными источниками формирования оборотных средств имеет важное значение в обеспечении финансовой устойчивости предприятия.

2 Оборотные активы АО «Бузулукский механический завод»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

Бузулукский механический завод (далее - АО «БМЗ») - одно из старейших промышленных предприятий Оренбургской области, образованный предпринимателем Никитиным Михаилом Александровичем, как чугунолитейный завод.

В 1941 году из Николаева эвакуировался инструментальный завод, в результате чего был освоен выпуск лесопильных рам, компрессоров и газовых баллонов. В 1971 году завод входит в производственное объединение «Радиатор» и осваивает производство радиаторов для сельхозтехники. В 1981 году проведена реконструкция завода, в результате которой установлено технологическое оборудование, позволяющее выпускать медно-паяные радиаторы. В 2003 году внедрена международная система менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (9001-2000), а в январе 2004 года получил «Сертификат соответствия, который действует до 2010 г. В период с 2003 по 2007 годы были освоены 28 видов новой продукции. В 2009 году была освоена сборка тракторов МТЗ.


В 2014 году за счет глубокой модернизации производства и технологических процессов ожидается серьезное увеличение объемов производства и повышение качества изделий.

Структура рынка сбыта АО «БМЗ» представлена следующим соотношением: 58% и 42% - соответствующие значения первичного и вторичного рынка.

Характеризуя сегодняшнее состояние рынка радиаторной продукции в России, следует отметить, что количество его участников увеличилось, в основном за счет появления новых зарубежных производителей.

Среди российских конкурентов АО «БМЗ» по радиаторной продукции можно выделить основные - ОАО «ШААЗ» и ООО «Оренбургский радиатор», ОАО «Лихославльский радиаторный завод», входящий в концерн «ПРАМО». Кроме того, участниками отечественного рынка радиаторной продукции являются ООО «Димитровградский завод радиаторов» (г. Димитровград), ООО «Нижегородский автоагрегатный завод» (г. Нижний Новгород), ЗАО «Радиаторный завод» (г. Нижний Новгород), ОАО «Сатурн» (г. Омск), Завод «Алпас» (г. Волгодонск). Преобладающей формой конкурентной борьбы является ценовая политика.

В числе зарубежных участников российского рынка радиаторной продукции следует отметить такие предприятия, как ОАО «Авторадиатор» (г. Мариуполь), НПО «ТАСПО» (г. Минск, Беларусь), а также ООО «ТД «Лузар» (г.С.– Петербург) (совместное российско - украинское предприятие, торгующее радиаторной продукцией производства ГП «Луганский авиационный ремонтный завод» (г. Луганск, Украина), АОЗТ «ВЗЛЁТ» (г. Луганск, Украина), а также радиаторами китайского происхождения). За последние годы значительно усилилась конкуренция со стороны производителей Китая, Ирана, Италии, Германии, Польши, Кореи. Более половины всего ввозимого из-за рубежа объема радиаторных теплообменников для отечественных автомобилей приходится на Китай, Иран, Италию, Германию, Польшу, Корею.

Анализируя уровень цен в рынке на радиаторную продукцию необходимо отметить, что цена на теплообменники отечественного производства в 1,5 – 2 раза превышает цену аналогичных теплообменников зарубежного производства. Прежде всего, это связано с узкой специализацией зарубежных производителей, уровнем автоматизации и механизации производства, дешевой рабочей силой и меньшими затратами на энергоресурсы. Наименьший уровень цен отмечен на теплообменники китайского производства.

В настоящее время основным видом деятельности АО «БМЗ» является производство водяных и масляных радиаторов для тракторов, комбайнов и специальной техники, сборка тракторов МТЗ.


Таблица 1 - Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия

Наименование

На конец года

Отклонение, +/-

Темп роста, %

2014

2015

2016

2015

от 2014

2016

от 2015

2015

к 2014

2016

к 2015

Выручка, тыс. руб.

1010270

1038275

1798778

28005

760503

102,77

173,25

Себестоимость, тыс. руб.

895439

895677

1517418

238

621741

100,03

169,42

Прибыль от продаж, тыс. руб.

46744

46751

63719

7

16968

100,01

136,29

Чистая прибыль, тыс. руб.

9524

11954

11121

2430

-833

125,51

93,03

Активы, тыс. руб.

647159

635818

683014

-11341

47196

98,25

107,42

Собственный капитал, тыс. руб.

123618

43366

54487

-80252

11121

35,08

125,64

Заемный капитал, тыс. руб.

523541

592452

628527

68911

36075

113,16

106,09

Коэффициент отношения заемных и собственных средств

4,24

13,66

11,54

9,42

-2,12

322,17

84,48

Коэффициент отношения собственных и заемных средств

0,24

0,07

0,09

-0,17

0,02

29,17

128,57

Экономическая рентабельность, %

1,47

1,88

1,63

0,41

-0,25

127,89

86,70

Показатели, представленные в таблице 1 свидетельствуют о том, что, по сравнению с базовым периодом ситуация на АО «БМЗ» незначительно ухудшилась.


Коэффициент отношения заемных и собственных средств (финансовый рычаг) за анализируемый период увеличился на 5,18 и на 2016 год составил 11,54. Чем больше этот коэффициент превышает 1, тем больше зависимость предприятия от заемных средств. Допустимый уровень часто определяется условиями работы каждого предприятия в первую очередь скоростью оборота оборотных средств. Поэтому дополнительно необходимо определить скорость оборота материальных оборотных средств и дебиторской задолженности за анализируемый период. Если дебиторская задолженность оборачивается быстрее оборотных средств, это означает довольно высокую интенсивность поступления на предприятие денежных средств, то есть в итоге – увеличение собственных средств. Поэтому при высокой оборачиваемости материальных оборотных средств и еще более высокой оборачиваемости дебиторской задолженности коэффициент соотношения собственных и заемных средств может намного превышать 1.

Исследуемое предприятие является прибыльным. Хотя на протяжении последних трех лет наблюдается снижение чистой прибыли. В 2016 году выручка и себестоимость увеличились на 760503тыс. руб. и 621741 тыс. руб. соответственно. При этом темп роста себестоимости не превышает темпы роста выручки, что оказывает положительное влияние на конечный финансовый результат.

2.2 Анализ оборотных активов предприятия

Анализ оборотных активов занимает важное место в анализе финансового состояния предприятия, поскольку по отношению к ее хозяйственной деятельности они выполняют обслуживающую функцию, т.е. в процессе кругооборота оборотных активов формируется прибыль от продаж, во многом являющаяся основным источником средств, обеспечивающим успешное функционирование организации. Основными источниками информации для анализа оборотных активов является бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах предприятия. При анализе оборотных активов особое внимание уделяют изменению состава и динамики оборотных активов, как наиболее мобильной части капитала, от состояния которых в значительной степени зависит финансовое состояние предприятия.

При этом следует иметь в виду, что стабильность структуры оборотного капитала свидетельствует об устойчивом, хорошо отлаженном процессе производства и сбыта продукции и, наоборот, существенные структурные изменения – признак нестабильной работы предприятия.


Таблица 2 - Анализ динамики и состава оборотных активов

Виды средств

На конец года, тыс. руб.

Отклонение, тыс. руб.

Темп роста, %

2014

2015

2016

2015

от 2014

2016

от 2015

2015

к 2014

2016

к 2015

1

2

3

4

5

6

7

8

Запасы

239451

264270

323082

24819

58812

110,36

122,25

Налоги по приобретенным ценностям

21831

12395

517

-9436

-11878

56,78

4,17

Дебиторская задолженность

321304

271022

307684

-50282

36662

84,35

113,53

Краткосрочные финансовые вложения

790

790

790

0

0

100,00

100,00

Денежные средства

9455

32809

254

23354

-32555

347,00

0,77

Прочие оборотные активы

641

5226

7312

4585

2086

815,29

139,92

Итого

593472

586512

639639

-6960

53127

98,83

109,06

По итогам расчетов представленных в таблице 2 можно сделать следующие выводы о влиянии изменений величин отдельных элементов оборотных активов на отклонение их общей суммы, а также о степени рациональности структуры оборотных активов (наиболее рациональная, в целом рациональная, нерациональная) и причинах ее изменения. В 2015 году по сравнению с 2014 произошло снижение оборотных средств на 6960 тыс. руб. или на 1,67%. Это произошло за счет уменьшения налогов по приобретенным ценностям. Наличные денежные средства у предприятия в 2015 году увеличились на 247% или 23354 тыс.руб., в 2016 году снизились на 99,23% или на 32555 тыс.руб..