Файл: Налог на добавленную стоимость(Экономическая природа НДС).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Ведущую роль в обеспечении выполнения государством функций по регулированию экономических процессов принадлежит налогам. Именно налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика является эффективными методами регулирования рыночной экономики, которые применяются в большинстве стран в течение десятилетий. Налог на добавленную стоимость является самой прогрессивной формой налогообложения потребления, он является одним из важнейших источников финансовых ресурсов государства, и данное обстоятельство повлияло но выбор темы курсовой работы.

В общей системе налогов налог на добавленную стоимость занимает особое место. Этот налог, охватывает наибольшее количество субъектов хозяйствования, является одним из основных источников наполнения государственного бюджета страны.

Теоретическим и практическим проблемам налогообложения, в частности, налога на добавленную стоимость, института его возмещения в экономической литературе традиционно уделяется значительное внимание. Особенно необходимо отметить существенный вклад в изучение НДС работы таких известных экономистов как Малис Н.И., Яковлева Е.А., Козловская Э.А., Аристархова, М. К., Владимирова Н. П., которые опираясь на Налоговый Кодекс РФ постарались достаточно детально раскрыть вопросы, касающиеся НДС.

Целью данной работы является исследование механизма регулирования налога на добавленную стоимость.

В целях исследования, были поставлены следующие задачи:

  • выяснить место и значение налога на добавленную стоимость в налоговой системе и экономике государства в целом;
  • определить основные элементы налога на добавленную стоимость;
  • определить объект налогообложения НДС;
  • дать характеристику налоговой ставки и налоговой базы НДС;
  • определить порядок исчисления и уплаты НДС.

Объектом исследования курсовой работы являются вопросы установления, исчисления, уплаты и бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость.

Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, определяющие механизм налогообложения налогом на добавленную стоимость, а также научные взгляды и теоретические разработки по этому вопросу.

Прикладная значимость полученных результатов заключается в изучении сущности налога на добавленную стоимость, определении особенностей налогообложения налогом на добавленную стоимость. Также раскрыты вопросы по налоговым ставкам НДС и базы обложения налогом на добавленную стоимость. Рассматриваются особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. В процессе написания курсовой работы определено, что налог на добавленную стоимость является одним из разновидностей универсальных акцизов, который начисляется и уплачивается на каждом этапе движения товара от производителя к потребителю.


Экономическая природа НДС

1.1 Сущность налога на добавленную стоимость

НДС – это косвенный многоступенчатый налог, обложение которым охватывает товарооборот внутреннего рынка и оборот, складывающийся при осуществлении внешнеторговых операций.[1]

Налог на добавленную стоимость в последнее время привлекает к себе значительное внимание, так как он стал предметом широких дискуссий о целесообразности его применения и последствий взимания для экономического развития и бюджета страны

Налог на добавленную стоимость - это федеральный косвенный налог. То, что он является федеральным, результатом имеет то, что он полностью распределяется в государственный бюджет. Косвенным же он называется потому, что не зависит напрямую от доходов налогоплательщика, как налог на прибыль для компаний или подоходный налог для частных лиц, - он является своеобразной надбавкой к стоимости товара, услуги или работы.[2]

Налог на добавленную стоимость является стабильным и весомым источником дохода бюджета, применяется подавляющим большинством развитых стран мира и развивающихся. [3]

Впервые налог на добавленную стоимость был введен во Франции в 1954 году, затем получил широкое распространение - сначала в странах Европы (конец 60-х - начало 70-х pp.), А несколько позже - в странах Азии, Африки и Латинской Америки.

Сейчас налог на добавленную стоимость взимается почти в 80-ти странах мира, среди которых практически все являются промышленно развитыми.

Общей тенденцией для всех стран, которые ввели НДС, стало быстрое преобразование этого налога в один из основных в налоговой системе. Например, во Франции на долю НДС приходится 45% всех налоговых поступлений в бюджет, в Великобритании и Германии - 50%. Примерно такова судьба налога на добавленную стоимость к общему объему налоговых поступлений в бюджет государства и в других странах Центральной и Восточной Европы. [4]

Основные характерные принципы, на которых базируется НДС и механизм налогообложения, состоят в том, что он является тем инструментом, который делает налог совершенной формой налогообложения потребления. [5]


По своему правовому характеру и по экономической природе НДС является универсальным косвенным налогом на потребление, одной из форм универсального акциза. [6]

Недостатками НДС является значительное его влияние на общий уровень и регрессивность, особенно в отношении малообеспеченных слоев населения.

Метод взимания налога основан на принципе, который позволяет по формальному признаку, на любом этапе продажи товаров (услуг) отделить потребление товаров (услуг) от их использования субъектами хозяйственной деятельности для целей такой деятельности. Налог взимается, как только покупатель осуществил расходы на приобретение товара или услуги.

Указанный метод обеспечивает аккумулирование в бюджете только налогов, уплаченных при покупке товаров и услуг, продажа которых относится к категории потребления.

К потреблению относится приобретение товаров (услуг) любым лицом, которое не зарегистрировано плательщиком НДС. Не является потреблением приобретение товаров (услуг) в целях осуществления хозяйственной деятельности лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность и зарегистрированное как плательщик этого налога и экспорт товаров (услуг).[7]

Основная характерная особенность НДС заключается в том, что субъект хозяйствования, зарегистрированный как плательщик НДС, который приобретает товары (услуги) для их использования в хозяйственной деятельности, имеет право на вычет из суммы налога, начисленного при осуществлении продажи, суммы налога, уплаченного при приобретении оборотных и основных активов - применить так называемый «метод налогового кредита».[8]

Правило налогового кредита лишает налог на добавленную стоимость кумулятивного эффекта, исключая сферу хозяйственной деятельности по налогообложению, и позволяет равномерно распределить налоговую нагрузку на все этапы производства и распределения товаров.

Налоговые обязательства продавца товаров (услуг) определяются как разница между суммой НДС, начисленной при продаже товаров (услуг), и суммой НДС, начисленной при покупке товаров (услуг).[9]

При этом определенный продавцом налог переносится на следующего покупателя. В случае, если такой следующий покупатель не является лицом, зарегистрированным в качестве плательщика этого налога, он не имеет права на налоговый кредит и фактически через продавца платит НДС в бюджет.


Характерной чертой уплаты НДС является то, что в бюджет уплачивается не вся начисленная сумма, исходя из оборотов по реализации, а лишь разница между начисленной суммой и суммой НДС, оплаченная конкретным плательщиком при покупке сырья, материалов, товаров. Это обеспечивает налогообложение не всех оборотов, а только величины стоимости, прилагаемой к материальным затратам и закупочным ценам.

1.2 Механизм взимания НДС

Механизм взимания НДС является, по сути, механизмом учета, в котором функцию учета выполняют лица, зарегистрированные как плательщики НДС.

На показатели поступления НДС в бюджет влияет ряд объективных факторов, среди которых:

  • показатель поступлений в бюджет формируется уровнем внутреннего потребления производимых товаров, который, в свою очередь, обуславливается уровнем денежных доходов населения;
  • размеры налогового долга;
  • объемы налоговых льгот по этому виду налога и постоянное увеличение количества случаев освобождения от его уплаты. [10]

Наличие большого количества исключений и льгот по налогообложению, прежде всего индивидуального, отраслевого и территориального характера, негативно влияет на эффективность администрирования налога на добавленную стоимость.[11]

Применение указанных специальных режимов на практике приводит к двойным потерь государственного бюджета, поскольку плательщики, которые их применяют, налог на добавленную стоимость в бюджет не платят, а оставляют его в своем распоряжении. В то же время они выписывают налоговые накладные, по которым их покупатели-налогоплательщики включают эти суммы в налоговый кредит, уменьшая таким образом суммы уплачиваемого ими налога или увеличивая суммы, заявленные ими к возмещению из бюджета.

Более того, предоставление таких льгот или субъектам предпринимательской деятельности, или по группам товаров, используемых в производстве, вообще искажает механизм действия этого налога, способствует так называемому кумулятивному эффекту, что, в свою очередь, приводит к удорожанию товаров и увеличение налоговой нагрузки на следующих этапах движения продукции.

Экономически обоснованными и социально эффективными следует признавать только льготы по налогу на добавленную стоимость на товары, приобретенные для личного потребления.[12]


Именно с их помощью государство может создавать условия для поддержки потребителей, освобождая от налогообложения продажу тех товаров или услуг, которые несут в себе социальную нагрузку и имеют общегосударственное значение.

Рост льготных предприятий приводит к заметному удорожанию товаров, в том числе личного потребления, поскольку в их стоимости неоднократно включается сумма НДС.[13]

Нередки факты уклонения от уплаты налога и незаконных требований по возмещению НДС. (Приложение 1)

Основным законодательным актом, регулирующим обложение налогом на добавленную стоимость, является 21 глава Налогового Кодекса Российской Федерации. [14]

Данный налог относится к группе косвенных налогов и является федеральным налогом, взимающимся на всей территории РФ. Он обязателен для уплаты всеми участниками рынка, за исключением выделенных в особые группы освобождающихся и льготников.

НДС охватывает все стадии производства и продажи продукции. Налог на добавленную стоимость на стадии оптовой торговли - это промежуточный этап распространения его на последующие стадии движения товаров. НДС в сфере обрабатывающей промышленности и импорта — наиболее распространенное явление, позволяющее развивающейся экономике взимать налог по принципу возрастающей стоимости и способствовать приспособлению торговой сферы к системе зачета. Поскольку в большинстве случаев мелкий бизнес освобождается от налога, то НДС становится налогом в основном на импорт и крупный бизнес в промышленности.[15]

Правоохранительные органы не всегда своевременно получают информацию о возможной противоправной деятельности субъектов хозяйственной деятельности в сфере налогообложения, нередко не обладают достаточной информацией о совершении или подготовке к совершению таких преступлений.

Действующее законодательство, к сожалению, пока дает возможность для уклонения от уплаты налогов на добавленную стоимость с использованием при этом судебных решений, которыми таможенные органы обязуются осуществить таможенное оформление импортных товаров исключительно по стоимости, указанной в товарно-сопроводительных документах, хотя она заведомо не соответствует их фактической таможенной стоимости. [16]

Продавец не несет никакого экономического бремени при покупке товаров для своего производства, так как он получает возмещение от государства на любую сумму налога, которая была уплачена им поставщикам (система зачета).