Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов.pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Казначейство РФ в системе государственного контроля управления финансами
1.1. Цели и функции Казначейства РФ
1.2. Федеральное казначейство как орган финансового контроля
Глава 2. Казначейство и его задачи в бюджетной политики РФ
2.1. Роль Казначейства в исполнении государственного бюджета
2.2. От казначейского сопровождения к бюджетному мониторингу
1.2. Федеральное казначейство как орган финансового контроля
Цель создания, основы деятельности, полномочия и задачи ФК отражены в Бюджетном кодексе РФ (БК), Постановлении от 01.12.2004 № 703, Приказе от 29.05.2014 № 106, Постановлении от 12.12.2015 № 1367.
Согласно ст. 269.1 БК РФ, полномочиями ФК являются:
- проверка непревышения суммы заказа над лимитами бюджетных обязательств, ассигнований;
- анализ содержания заказа на соответствие коду бюджетной классификации;
- проверка наличия документов, подтверждающих денежное обязательство;
- проверка сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по контракту, соответствие сведениям, содержащимся в реестре контрактов.
Ч. 8 ст. 99 предусматривает следующие полномочия:
- проверка обоснования заказов;
- соблюдение правил нормирования;
- корректное обоснование начальной цены договора;
- применение заказчиком штрафов, пеней, неустоек при нарушения поставщиком условий договора;
- проверка на соответствие поставленных товаров техническим заданиям договора и целям осуществления заказа.
С 01.01.2017 Федеральное казначейство осуществляет контроль за выявлением несоответствия следующей контролируемой информации:
Соответствие стоимости контрактов, указанных в документах планирования, лимитам, доведенным до заказчиков.[24]
Соответствие идентификационных кодов и объемов финансового обеспечения на всех стадиях заказа (планы-графики — на соответствие планам закупок, извещение и документация — на соответствие документам планирования, протоколы — на соответствие документации, а условия договоров — на соответствие данным протоколов). [18 c. 108]
Важно, что согласно Постановлению от 20.03.2017 № 315, норма о неразмещении в Единой информационной системе информации до устранения выявленных нарушений приостановлена 1 января 2019 г. для заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд субъектов и муниципальных нужд. Норма введена в целях минимизации рисков возникновения кредиторской задолженности при исполнении обязательств по оплате контрактов. [15 c.561]
Управляется система за счет трех ступеней, в каждой из которых содержатся специальные органы. Первая ступень именуется центральной. Ей подчиняются все региональные инстанции. Центральный аппарат включает в себя 14 управлений:
- по бюджетному учету и отчетностям;
- административное, финансовое, юридическое и информационные управления;
- по обеспечению государственного бюджета;
- по контролю над бюджетно-финансовой сферой;
- по модернизации функциональной деятельности;
- по проведению аудиторской деятельности (внутреннего контроля) и оценивания эффективности реализуемой деятельности;
- по обеспечению режима секретности и информационной безопасности;
- по развитию бюджетных платежей; по систематизации и классификации существующей информации в области экономики и социального обеспечения;
- по интеграции информационных систем в области государственных финансов
Территориальные органы системы Федерального казначейства разбросаны по 85 регионам страны. Они составляют вторую ступень структуры Казначейства. Региональные инстанции рассматриваемой системы следует рассмотреть чуть подробнее. [14 c. 20]
Региональные отделения
В чем заключается специфика работы территориальных органов системы казначейства? Порядок функционирования определяется законом, по которому региональные отделения осуществляют постоянное взаимодействие с центральным аппаратом. Любое отделение подчиняется законным требованиям центра. Иногда приказы могут поступать и от других органов власти. Все они должны быть исполнены.
В законе четко определены полномочия региональных казначейств. Они мало чем отличаются от федеральных, однако обладают немного иной спецификой. Вот на что здесь следует обратить внимание:
бюджетные казначейства регионов должны реализовывать финансовое исполнение как федерального, так и местного бюджета. В обязанности представителей ФК входит контроль за поступлением и законным использованием бюджетных средств.
Возврат по требованию Министерства финансов РФ денежных средств, которые были излишне взысканы или уплачены несвоевременно.
Осуществление сбора, обработки и передачи информации или отчетов об исполнении доходов вышестоящим органам.[14 c. 20]
Некоторые полномочия региональных отделений Казначейства могут регулироваться законами субъектов. Основное требование здесь - отсутствие противоречий нормам федерального законодательства.
Некоторые полномочия региональных отделений Казначейства могут регулироваться законами субъектов. Основное требование здесь - отсутствие противоречий нормам федерального законодательства.
Функции председателя казначейства
Рассмотрев вопрос о том, что такое казначейство, следует перейти к характеристике его председателя.
Глава органа назначается на должность и снимается с нее по приказу Правительства России. Кандидатуры на должность предлагает министр финансов. Глава Федерального казначейства несет личную ответственность за реализацию возложенных на орган полномочий. Руководитель имеет заместителей, которые назначаются на должность по его представлению, но по приказу министра финансов. Общее количество заместителей ограничивается Правительством. Нет смысла приводить точную цифру, ибо она периодически меняется.
Какими полномочиями обладает руководитель Федеральным казначейством? Вот что здесь следует выделить:
- распределение обязанностей между своими подчиненными (заместителями); представление необходимой информации министру финансов РФ;
- разработка проектов положения об ФК;
- внесение на рассмотрение предложений о предельной численности сотрудников аппарата и его территориальных отделений;
- разработка ежегодных планов и прогнозных показателей о деятельности ФК;
- формирование планов о рабочем порядке в Казначействе; решение вопросов, связанных с прохождением службы в системе казначейства;
- утверждение структуры органа и штатного расписания Главного аппарата;
- утверждение фонда оплаты труда работникам центрального и региональных аппаратов;
- разработка положений о Почетной грамоте казначейства;
- формирование проектов о бюджетных счетах Федерального казначейства;
- обеспечение исполнение всех правовых источников, на которых базируется функционирование рассматриваемого органа.
Следует отметить, что вся рассматриваемая структура представляет собой юридическое лицо. Она имеет собственную печать, штамп и бланки государственного образца.
Глава 2. Казначейство и его задачи в бюджетной политики РФ
2.1. Роль Казначейства в исполнении государственного бюджета
Рассматривая виды финансового контроля, подразделяют его на внешний и внутренний контроль, предварительный и последующий. При этом, по их мнению, самым эффективным среди видов внешнего контроля является предварительный контроль, имеющий место при рассмотрении и утверждении бюджетных показателей, если планирование осуществляется по нормам, подтвержденным практикой. Обоснованные нормы, безусловно, обеспечивают рациональное использование средств, но термин «подтвержденные практикой», требует уточнения, потому что его можно увязать с принципом планирования в нерыночной экономике «от достигнутого», который не стимулировал снижение затрат и повышение производительности труда. Рассматривая последующий контроль, данные авторы утверждают, что он может быть результативным, если потери будут возмещаться за счет виновных лиц [3].
Федеральное казначейство использует модели управления финансовым контролем, разработанной на основе нормативно-правовых документов. Модель включает: субъекты контроля; характеристики, влияющие на модель; принципы организации; блоки; критерии контроля, состоящие из индикаторов [8, с.121].
Существующие нормы бюджетного законодательства не обеспечивают, эффективного расходования бюджетных средств, так как отсутствует определение понятия эффективности расходов бюджета, нет систематизации организационно-правовых мер по обеспечению эффективности расходования бюджета, нет разработанных критериев эффективности. Законодательство предусматривает ответственность лишь за нецелевое использование бюджетных средств, тогда как неэффективность может принести больший ущерб [16, с.76].
Дополнятся перечень проблем в сфере контроля и исполнения бюджета отсутствие единой политики в области контроля, множество контрольных органов с параллельными функциями, слабое межведомственное взаимодействие контрольных органов, медленное совершенствование форм и методов контроля, недостатки научно-теоретического обеспечения контрольной деятельности [21, с.48].
Совершенствование бюджетного планирования осуществляется внедрением программно-целевого метода [16, с.67]. преимущества программного бюджетирования: средства направляются на решение стратегических задач, обеспечивается взаимодействие между финансовой стратегией и тактикой, повышается ответственность и прозрачность деятельности органов власти, возможность оценки деятельности на основе формальных показателей, повышается эффективность деятельности контрольно-счетных органов [8, с.122]. Несмотря на совершенствование бюджетного механизма, исполнение бюджета сопряжено с большими сложностями.
В Российской Федерации реализуется казначейское исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы. Казначейство является единой платежной, учетной, контрольной и информационной системой в сфере государственных финансов. Позволяет соблюдать принцип единства кассы, повышает достоверность и своевременность отчетности об исполнении бюджетов. Можно отметить и недостатки казначейской системы: открыто множество лицевых счетов, дублирование операций по счетам Федерального казначейства, ограниченный перечень инструментов для размещения остатков средств, недостаточная оперативность проведения доходов [9, с.194].
Федеральное казначейство определяется как ключевой элемент государственной бюджетной политики [10, с.139].Соглашаясь с ведущей ролью Федерального казначейства в процессе формирования, распределения и использования государственных доходов, хотелось бы уточнить его место не как элемента, а как субъекта, участвующего в разработке и реализации бюджетной политики.
Анализируя реализуемую программу «Модернизации казначейской системы Российской исследуются процессы совершенствования казначейских технологий как условие повышения эффективности управления финансовыми ресурсами [11, с.139].
Бюджетный кодекс предусматривает формирование правовой основы системы бюджетных платежей, что позволит осуществить переход от кассового исполнения на казначейское исполнение бюджетов. Внедрение системы «электронный бюджет» обеспечит управление денежными средствами путем автоматизации ведения кассового плана бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [12].
Предлагается использовать более гибкие механизмы управления ликвидностью единого казначейского счета. К механизму они относят предоставление бюджетных средств под фактическую потребность, что обеспечивает повышение эффективности и прозрачности расходов региональных бюджетов, адресное перечисление средств в реальный сектор экономики. минимизацию неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов. Кроме того предлагается для исключения негативных последствий при исполнении крупных государственных контрактов предусмотреть дополнительные требования к использованию авансов подрядчиками и усовершенствовать контроль за расходованием этих средств [13, с.83].
Оптимизацию потоков движения доходов и средств Федерального бюджета происходит за счет консолидации в едином ресурсе (генеральном корреспондентском счете) всех государственных средств, в том числе средств государственных учреждении, органов власти и компаний с государственным участием [14, с.107].
Совершенствование деятельности Федерального казначейства реализуется через механизм казначейского сопровождения государственных контрактов, что позволяет, осуществлять контроль за целевым использованием средств, предоставляемых юридическим лицам из Федерального бюджета. При отсутствии единого информационного ресурса охватить весь объем информации об отчетах и субъектах закупочного процесса, необходимых для сопровождения государственных контрактов, затруднительно [15].
Федеральное казначейство обеспечивает исполнение бюджета по доходам и расходам, а так же контроль за целевым и эффективным использование средств распорядителями и получателями бюджетных средств. Центральный Банк принимает участие в бюджетном процессе, осуществляя обслуживание счетов Федерального казначейства [16, с.42]. Высшим органом государственного финансового контроля по использованию средств бюджета является Счетная палата [17, с.107]. Рассмотрим результаты проверок Счетной палатой Федерального казначейства по вопросам исполнения бюджета [24]. Федеральное казначейство доводит до главных распорядителей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств (ЛБО), объемы которых отражены в таблице 1.