Файл: "Организация и управление процессами продажи предприятий в условиях конкуренции".pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Сущность и основные понятия организации процессов продажи на предприятии в условиях конкуренции
1.2. Основные этапы управления процессами продажи на предприятии в условиях конкуренции
1.3. Особенности процесса оптовой продажи строительных материалов в России и за рубежом
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что на протяжении рыночного периода преобразований в системе управления российским предприятием складывались элементы этой системы и отлаживались взаимосвязи, имеющие целью повышение эффективности управления и обеспечения конкурентоспособности. В этих условиях используются разные управленческие технологии и приемы, которые либо базируются на опыте как западных, так и российских компаний, либо разрабатываются самостоятельно предприятием на основе собственной практики. Управление продажами является одним из ключевых элементов в системе управления, так как позволяет принимать оптимальные решения, приводящие предприятие к финансовому успеху.
Цель работы – разработка мероприятий по совершенствованию организации и управления процессами продажи на предприятии ООО «Успех» в условиях конкуренции
Задачи работы:
1) раскрыть теоретические аспекты организации и управления процессами продажи на предприятии в условиях конкуренции;
2) провести анализ организации и управления процессами продажи на предприятии ООО «Успех» в условиях конкуренции;
3) разработать мероприятия по совершенствованию организации и управления процессами продажи на предприятии ООО «Успех» в условиях конкуренции.
Объект работы – ООО «Успех», занимающегося оптовой продажей строительных материалов. Предмет работы – организация и управления процессами продажи на предприятии в условиях конкуренции.
Методами курсовой работы поставленных в работе задач являются: системный подход, расчетно-аналитический метод, теория организации предприятия.
Теоретической основой курсовой работы, являются работы ученых экономистов в сфере коммерческой деятельности, в области организации и управления процессами продажи, а именно Дашкова Л.П., Джоббера Д., Захаровой Ю.А., Панкратова Ф.Г. и др. Информационную базу курсовой работы составили законодательные акты Российской Федерации в сфере торговой деятельности; результаты исследований, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных экономистов; материалы периодических специальных изданий; справочные материалы, а также показатели торгово-финансовой деятельности предприятия ООО «Успех».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты организации и управления процессами продажи на предприятии в условиях конкуренции, определена сущность и основные понятия организации процессов продажи на предприятии в условиях конкуренции, выявлены основные этапы управления процессами продажи и особенности процесса оптовой продажи строительных материалов в России и за рубежом.
Во второй главе проведен анализ организации и управления процессами продажи на предприятии ООО «Успех» в условиях конкуренции; кроме этого, дана общая характеристика предприятия ООО «Успех», предложены мероприятия по совершенствованию организации и управления процессами продажи на предприятии ООО «Успех».
В заключении сделаны выводы по работе.
1. Теоретические аспекты организации и управления процессами продажи на предприятии в условиях конкуренции
1.1. Сущность и основные понятия организации процессов продажи на предприятии в условиях конкуренции
Современный мир развивается в условиях быстро изменяющейся внешней среды, усиления конкуренции, что требует от предприятий пристального внимания к своим бизнес-процессам. Особая роль, при этом, уделяется сфере продаж, что предполагает создание необходимых условий для приобретения товаров, выполнения работ и оказания услуг с использованием торгового и торгово-технологического оборудования в соответствии с санитарно-гигиеническими, противопожарными, природоохранными требованиями, установленными законодательством [7, с. 67].
Продажи и с точки зрения теории и практики рассматриваются широко и охватывают весь спектр действий, направленных на то, чтобы помочь клиенту сделать выбор и совершить покупку. Продажа в современной практике представляет собой часть системы сбыта [22, с. 29].
Под сбытом понимают комплекс мероприятий, направленных на продвижение готовой продукции на товарный рынок (от формирования спроса, получения и обработки заказов, комплектации и подготовки товарной продукции к отправке покупателям, отгрузки на транспортные средства и транспортировки к месту продаж) и организация расчетов за готовую продукцию (от установления условий до осуществления процедур расчетов с покупателем за данную продукцию) [12, с. 112].
В мире роста конкуренции и насыщения рынка товарами постоянно усиливается роль сбытовой деятельности предприятия. Предприятия-производители постепенно переходят от производственно-сбытовой деятельности к такой концепции отношений, где основное внимание
уделяется каналам, которые связывают производителей и потребителей. Таким образом, формируются партнерские отношения, которые позволяют компании-продавцу контролировать весь процесс взаимодействия с покупателями продукции [21, с. 165].
Основные понятия системы сбыта, представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Основные понятия системы сбыта или сбытовой деятельности
Основные понятия системы сбыта |
Определение и содержание |
Цели сбыта предприятия |
Извлечение предпринимательской прибыли; удовлетворение потребительского спроса; завоевание доли рынка |
Задачи сбыта |
Формирование предпочтений потребителей и стимулирование их к покупкам; налаживание контактов и заключение договоров с покупателями; обеспечение взаимовыгодных сделок; хранение и подготовка готовой продукции к продаже; отгрузка продукции |
Сбытовая политика предприятия |
Политика товародвижения (распределения); ценовая политика; договорная политика; политика формирования спроса и стимулирования сбыта; политика транспортировки продукции; материально-технические и прочие аспекты сбыта |
Планирование сбыта |
Анализ рыночной конъюнктуры и рыночных возможностей предприятия; планирование ассортимента и цен; разработка сбытовых каналов реализации продуктов |
Предмет сбытовой деятельности |
Товары и услуги предприятия |
Субъекты сбытовой деятельности |
Производственные и торговые предприятия, сбытовые посреднические торговые предприятия |
Объекты сбытовой деятельности |
Потребители (покупатели) продукции (товара) |
Характер сбытовой деятельности |
Адресность, определяемая целью и направлениями общей деятельности предприятия, ориентированной на потребителя продукции |
Источник: [4, с. 167]
Каналы сбыта (продаж) в зависимости от типа экономики, проанализированы автором С.В. Умрихиной, и представлены в таблице 1.2 [17, с. 40], она отмечает, что в плановой экономике, где спрос превышает предложение, каналы сбыта товаров и ценовая политика разрабатывались и определялись государством.
Согласно ГОСТ Р 51303–2013 «Торговля. Термины и определения» [2], технология торговли – совокупность параллельно или последовательно выполняемых операций и процедур при продаже товаров и организации товародвижения с использованием определенных средств и методов, при этом, продажа (реализация) товара: передача покупателю товаров на определенных условиях, в том числе по договору купли-продажи или иным аналогичным договорам [18].
Таблица 1.2
Каналы сбыта (продаж) в зависимости от типа экономики
Тип экономики |
Каналы сбыта |
Целевой результат |
Планово-административная |
Определяются государством |
Доставка товаров производится в предприятие торговли |
Переход к рыночной экономике |
Поиск сбытового канала и создание сбытовых сетей |
Расширение |
Рыночная экономика |
Реализация товара происходит через дилерские сети |
Повышается прибыль предприятия, растет клиентская база и доля рынка |
Социально-ориентированная экономика |
Аудит и контроль технологии продаж (например тайный покупатель). Развитие продажи с помощью Интернет-ресурсов |
Максимизация прибыли за счет предоставления высококачественного сервиса и услуг покупателю (клиенту) |
Источник: [17, с. 41]
Процесс продажи товаров является также частью торгово-технологического процесса предприятия торговли. Торгово-технологический процесс включает в себя операции по приему товара, его хранению, подготовке к продаже, выкладке и пополнению товара в торговом зале, операции по обслуживанию покупателей и осуществлению учетно-расчетных операций [2]. Весь торгово-технологический процесс в магазине можно разделить на три основные части, представленные на рисунке 1.1 [8, с. 51].
Основные части торгово-технологического процесса
Операции с товарами до предложения их покупателям
Операции, связанные с обслуживанием покупателей
Дополнительные операции по обслуживанию покупателей направлены на оказание им различных услуг
Рисунок 1.1 – Основные части торгово-технологического процесса
Операции с товарами до предложения их покупателям, начинаются с разгрузки транспортного средства и заканчиваются размещением и выкладкой товаров на торговом оборудовании.
Операции, связанные с обслуживанием покупателей, включают: встречу покупателя и предложение товаров; отбор покупателем товаров; расчет за отобранные товары; оказание покупателям дополнительных услуг.
Дополнительные операции по обслуживанию направлены на оказание покупателю различных услуг [3, с. 260].
Отметим, что процесс обслуживания представляет собой взаимодействие покупателей и персонала предприятия, в результате которого возможно обеспечение его конкурентоспособности и стимулирование процесса продажи товаров и услуг [15, с. 121].
Итак, процесс продажи – это комплекс хозяйственных операций, связанных со сбытом готовой продукции (работ, услуг) и доведением их до покупателя (заказчика). Продажи – фундаментальное бизнес-понятие, характеризующее практически коммерческую деятельность предприятия. [14, с. 22]
В условиях конкурентной борьбы выживают те предприятия, которые способны предложить рынку продукцию, наилучшим образом удовлетворяющую потребностям конечных потребителей, а также обеспечивающие грамотное продвижение этой продукции и ее продажу. Для достижения уверенных конкурентных преимуществ отечественным предприятиям необходимо развивать новые методы продаж [21, с. 165].
Таким образом, от правильной и четкой организации процессов продаж зависит рост товарооборота, наиболее полное удовлетворение совокупного спроса покупателей и увеличение прибыли компании. Особое внимание к процессам продажи уделяется в период усиления конкуренции в рыночных отношениях.
1.2. Основные этапы управления процессами продажи на предприятии в условиях конкуренции
Важнейшим элементом, составляющим основу функционирования современной экономики России и обеспечивающим поступательное развитие рыночных отношений, является конкуренция, понимаемая в широком смысле как процесс соперничества хозяйствующих субъектов, приводящих к изменению условий обращения товара на соответствующем товарном рынке [19].
В современных условиях конкуренции, чтобы успешно функционировать и решать поставленные задачи, предприятиям уже недостаточно просто производить продукцию в максимально возможном объеме, выполняя все планы; важно эту продукцию успешно реализовать. В связи с этим, повышение эффективности сбыта продукции на товарных рынках, как важнейшего элемента процесса товарооборота, стало необходимым условием дальнейшего развития предприятий [21, с. 166].