Файл: Предмет и метод теории государства и права. Объект тгп.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По характеру связи элементов юридические составы подразделяют на:

- простые (иногда их называют "свободные") - совокупность фактов, между которыми существует свободная, не жесткая связь. В реальной действительности они накапливаются в любом временном порядке. Важно, чтобы они в определенный момент образовали состав, т.е. были вместе. Например, заключение брака = достижение возраста + согласие сторон + отсутствие другого зарегистрированного брака + дееспособность;

сложные - система фактов, между которыми существует жесткая зависимость. Речь идет об их последовательности в "накоплении" фактов, о жесткой предопределенности в их появлении;

- смешанные - в качестве примера здесь нередко приводят пенсионные правоотношения. Для пенсионного правоотношения не имеет значения, когда приобретен трудовой стаж - до наступления пенсионного возраста или нет. Однако факты, обеспечивающие право на пенсионное обеспечение (подача заявления, решение компетентного органа), требуют жесткую последовательность наступления.
52. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы.
Механизм правового регулирования – это совокупность взаимосвязанных юридических средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование, то есть воздействие норм права на общественные отношения

Стадии механизма правового регулирования


I-ая стадия – регламентация общественных отношений

На этой стадии осуществляется издание нормы права и ее общее воздействие. Введенные в правовую систему нормы права общим образом регламентируют, направляют поведение участников общественных отношений. Таким образом, на этой стадии происходит определение правового положения субъектов права. Нормативное регулирование начинается с установления исходного, базового правового положения гражданина или организации. Правовое положение гражданина определяется конституционными правами и обязанностями, а правовой статус организации составляет ее компетенция.

II-ая стадия – возникновение правоотношений

На этой стадии происходит индивидуализация предписаний правовых норм. После наступления обстоятельств, предусмотренных правовыми нормами, - юридических фактов, - возникают правоотношения, субъекты которых наделяются конкретными правами и обязанностями.

III-я стадия – реализация прав и обязанностей


Данная стадия включает в себя фактические действия, поступки сторон правоотношения по осуществлению прав и выполнению обязанностей. Таким образом, программы поведения, заложенные в нормах права, воплощаются в жизнь в фактическом поведении участников общественных отношений. Для реализации норм права в фактическом поведении субъектов необходимо издание актов применения права.

Элементы механизма правового регулирования


  1. Норма права;

  2. Нормативно-правовой акт;

  3. Юридический факт;

  4. Правоотношение;

  5. Акт реализации права;

  6. Акт применения права;

  7. Правосознание;

  1. Норма права – это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством и направленное на регулирование общественных отношений.

  2. Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ особой формы, принятый компетентным правотворческим органом государства и устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.

  3. Юридический факт – это конкретное жизненное обстоятельство (событие/действие), с наступлением которого норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

  4. Правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.

  5. Акт реализации права – это действие субъекта права, участника правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права.

  6. Акт применения права – это правовой акт компетентного государственного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.

  7. Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни.



52. Правомерное поведение: понятие, виды и мотивация.
Правомерное поведение – это деяние субъектов, которое соответствует нормам права и социально-полезным целям. Норма права – общеобязательное, формально определенное, установленное или санкционированное и охраняемое гос-вом правило поведения, направленное на урегулирование общ.отношений.

Признаки:

- находится в установленных законодательством рамках (формальный аспект);

- социально-полезно, не противоречит общественным интересам и целям, что составляет его объективную сторону (содержательный аспект);

- является осознанным (выражает свободу воли чел-ка), что составляет его субъективную сторону.

- удовлетворяет интересы как самого индивида, так и гос-ва.

- обеспечивает необходимый правопорядок.

Состав правомерного поведения:

1) Субъект (право – дееспособное лицо). 2) Объект (общественно полезный результат).

3) Объект.сторона (действия либо бездействия, не противоречащие праву).

4) Субъект.сторона (позитивные цели, мотивы, установки).

Правомерное поведение по степени социальной значимости подразделяется на:

- необходимое (служба в армии);

- желательное (научное и художественное творчество);

- допустимое (отправление религиозных культов).

Наиболее распространенная классификация - в зависимости от его мотивов (субъективной стороны). Виды и мотивы поведения:

1) социально-активное – это высшая форма правомерного поведения, которая выражается в высоком уровне правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности. Правосознание – понимание права, совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву. Этот вид поведения наиболее социально значим, т.к. связан с реализацией не только личного, но и общественного интереса, посредством этого поведения утверждаются принципы права, законности, порядка.

2) конформистское – это деяние, основанное на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания
, без высокой правовой активности, т.е. «поступаю, как все».

3) маргинальное – это деяние, которое тоже соответствует правовым предписаниям, но совершается под воздействием государственного принуждения из-за страха наказания (алкоголики, бездомные).

4) законопослушное поведение — это ответственное правомерное поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона. Правомерные предписания в этом случае используют добровольно.

5) привычное поведение – это поведение, при котором правомерные действия в силу многократного повторения превращаются в привычку. Так, шофер со стажем останавливается на красный сигнал светофора автоматически, не задумываясь над содержанием сигнала, последствиями его нарушения.

6) нигилистическое - скептицизм, сомнения, протест движет нигилистами. Считают, что соблюдать закон старомодно, противоречит моим идеалам, неуважительно относятся к закону – на грани.

7) социально-пассивное. Не делает из-за страха перед наказанием.
53. Понятие, признаки и виды правонарушений.
Правонарушение– это общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм.

Основные признаки правонарушения:

1) деяние, выражающееся в действии или бездействии (под бездействием понимается воздержание от действий, когда закон предписывает их совершение, например, неисполнение обязанности по содержанию и воспитанию ребенка). Соответственно, не считаются правонарушениями мысли, чувства, не выраженные в действиях, а также какие-то свойства личности;

2) деяние должно быть совершено деликтоспособным субъектом. Физическое лицо является деликтоспособным, если достигло определенного возраста (уголовная ответственность за преступления наступает по общему правилу с 16-ти лет, за совершение ряда тяжких и особо тяжких преступлений – с 14-ти лет) и отвечает критериям вменяемости, т.е. способно осознавать характер и значение своих действий и руководить ими (поэтому малолетних и душевнобольных закон деликтоспособными не считает). В отношении юридического лица критерием деликтоспособности выступает его правовой статус;


3) правонарушением признается только противоправное деяние, т.е. это деяние, запрещенное нормами права, определяющееся законом именно как правонарушение. Признак противоправности характеризует правонарушение с формально-юридической стороны. Границы противоправности определяются именно государством исходя из исторических, социальных, национальных традиций, общественного мнения и т.д.

4) общественная вредность или опасность деяния. Любое правонарушение наносит вред интересам личности, общества, государства (имущественный, социальный, моральный, политический и т.п.). Деяние может и не повлечь определенных вредных последствий, а лишь поставить социальные ценности под его угрозу (например, нетрезвое состояние водителя). Значимым будет то, что создается реальная угроза причинения такого вреда общественным отношениям. Степень общественной вредности деяния может быть различной, но ее наличие обязательно для отнесения его к правонарушениям.

5) правонарушение – виновное деяние. У субъекта должна быть свобода выбора варианта поведения, если таковая отсутствовала и лицо действовало под физическим или психическим принуждением, то вина отсутствует.

Все вышеперечисленные признаки правонарушения являются обязательными. Отсутствие хотя бы одного из названных признаков не позволяет рассматривать деяние как правонарушение.

Основные виды правонарушений

В зависимости от характера правонарушений и санкций за их совершение правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступлениями называются виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законодательством под угрозой наказания.

Проступками называются виновные противоправные деяния, не являющиеся общественно опасными, влекущие применение не наказаний, а взысканий.

Проступки различаются по видам отношений, в которые они вносят беспорядок, и по видам взысканий, которые за них применяются.

Административным правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (проступки в