Файл: Предмет и метод теории государства и права. Объект тгп.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Предмет и метод теории государства и права.
Объект тгп – реальная гос-правовая действительность во взаимодействии с экономикой полит, культурой и др явлениями окр среды, без системного изучения которых невозможно полностью понять причины возникновения и особенности функционирования ГиП.
Предмет тгп – общие закономерности, возникновения, развития и функционирования ГиП, формально выраженных в понятиях и категориях.
Метод науки – система принципов, приемов, ср-в, правил, последовательности науч деятельности, направленная на получение истинных, доказательно обоснованных науч знаний.
Все методы делятся на (по Малько):
1. Всеобщие (диалектика, метафизика)
2. общенаучные (логический, системный, анализ, синтез, дедукция, метод соц эксперемента)
3.частнонаучные (статистический, конкретно-социологич, кибернетич, математич)
4.частноправовые (формально-юр, сравнительно-правовой)
Свойства методов:
1.состоит из нескольких этапов науч познания;
2.направлен на получение истинных и подтвержд практикой знаний об опр предмете;
3.науч исследование предполагает использование опр средств, приемов и способов познания.
2. Причины и формы возникновения государства. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя.
Причины возникновения гос-ва:
1.переход от «присваивающей» экономики к «производящей.
2.создание избыточного продукта, следовательно, имущественное расслоение общества
3.возникновение частной собственности на продуты и орудия
4.появление 3 крупных разделений труда (скотоводство, отдел ремесла от земледелия, выделение купцов)
Формы возникновения:
1. афинская (произошло классическим путем. Происходит 3 крупных общественных разделения труда, возникает частная собственность на средства производства, общество делится на классы. Между классами возникают антопогонестические, непримиримые противоречия, гос-во создается для подавления одного класса другим).
2. римская (наряду с общими причинами возникновения гос-ва на становление государственности повлиял такой фактор, как борьба патрициев и плебеев. Патриции -30 коренных родов, объединенные в единый союз. Плебеи – пришлые, либо завоеванные народы. Патриции обложили плебеев данью, лишили прав. Плебеи начали борьбу против патрициев и победили = закон 12 таблиц).
3. древнегерманская (гос-ва были созданы в результате захвата варварскими племенами территории Римской империи).
4. азиатская (в местности, где необходимо было строительство гигантских ирригационных сооружений, была необходима сила для организации работ).
1) в первобытном обществе объединение людей осуществлялось на основании кровнородственных связей, а в государстве – по территориальному признаку;
2) обеспечение организации общественной власти при родовом строе осуществлялось в виде самоуправления, а в государстве – в виде особой организации публичной и политической власти, представленной специальным государственным аппаратом, для содержания которого с населения собираются налоги и займы;
3) для управления обществом и государством использовались права.
3. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.
Государственная власть является особой разновидностью социальной власти. Понятия государственная и политическая власть являются синонимами. Государственная (политическая) власть – это власть государства, которая исходит от государства и реализуется при его прямом или косвенном участии.
Характерные признаки государственной власти:
1) публичность– распространение власти на все население государства и реализация ее специально сформированным для этого аппаратом управления;
2) универсальность– этот признак состоит в том, что власть имеет распространение на все области общественной жизни;
3) верховенство– обозначает свойство государственной власти подчинять себе другие виды социальной власти, кроме власти народа своей страны;
4) законодательная прерогатива– существование монопольного права на выработку юридических норм;
5) легитимность– соответствие надеждам, ожиданиям народа, который населяет государство, интересам его большинства;
6) легальность– соответствие действующего законодательства Основному Закону государства, Конституции;
7) легальное употребление силы– власти реализуют свою силу с помощью специально созданного правоохранительного (карательного) аппарата (суда, армии, полиции и т. д.);
8) использование системы выплаты налогов;
9) использование государственного принуждения;
10) деление всего населения только по территориальному признаку.
Методы управленческого воздействия государственной власти:1) метод принуждения (насилия); 2) метод руководства (убеждения).
Государственная власть делится:1) на законодательную; 2) исполнительную; 3) судебную.
4. Понятие и определение государства. Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества.
Государство — политическая форма устройства общества на определённой территории, суверенная форма публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.
1.Организация политической власти, которая обеспечивает внешнее представительство и внутреннее управление обществом
2.Суверенитет – верховенство на своей территории и независимость на международной арене.
3.Прераготива правотворчества. Только гос-во имеет право принимать НПА, обязательные для всех субъектов права.
4.Наделено материальной базой, распоряжается национальными ресурсами и проводить эмиссию.
5. Только гос-во обладает правоохранительными органами, службами безопасности (ФСБ) и вооруженными силами.
6.Наличие налогов, взимать только гос-во имеет право.
7.Тер-риал организация власти.
5. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы.
Формационный подход к социально-политическому развитию исходит из предпосылки, что все государства, одни быстрее, а другие медленнее, развиваются по определённому сценарию, и все они рано или поздно должны прийти к одной форме общественно-политического устройства. Одной из самых известных универсалистских теорий является формационная теория, предложенная Карлом Марксом, в которой основным критерием классификации являются экономические отношения, а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства.
Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Формационный подход выделяет следующие типы обществ:
-
Первобытно-общинное общество — отсутствуют классы в связи с отсутствием частной собственности на средства производства; -
Рабовладельческое государство — появляются эксплуататоры, рабовладельцы, и эксплуатируемые, рабы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры; -
Феодальное государство — в роли эксплуататора выступает феодал, обладающий собственностью на землю, а эксплуатируемым слоем являются зависимые крестьяне; -
Капиталистическое государство — Современное государство со свободной рыночной экономикой -
Последней пятой стадией развития Маркс считал коммунистическое общество — строй, при котором будет создано общество социальной справедливости, в котором неравенство будет уничтожено путём обобществления собственности.
Цивилизационный подход, в отличие от универсализма, считает, что государства развиваются по-разному, а не идут по общему пути развития. В цивилизационном подходе основным критерием выступает культурный фактор (религия, миропонимание, мировоззрение, историческое развитие, особенности вмещающего ландшафта, своеобразие обычаев, и др.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:
Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.
Изначально Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:
-
Первый — локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.); -
Второй — особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств. -
Третий этап — современная цивилизация с её государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.
Выделяются 2 основных подхода к типологии гос-ва.
1. формационный (Марк, Энгельс)
2. цивилизационный
Формационный, или марксизский подход основывается на понимании истории как естественно- исторического процесса, смены общественно- экономических формаций. Каждый из которых соответствует определенный тип гос-ва.
Общественно- экономическая формация — это соотношение базисных, т.е. экономических и надстрочных, т.е. всех основных отношений.
(базис – это совокупность производительных сил и отношений).
Выделяются следующие общественно – экономические формации
1.первобытнообщинная (присваивающая) 2. Рабовладельческая 3. Феодальная 4.капиталистическая 5.социалистическая.
Рабовладельческое феодальное и капиталистическое были эксплуататорскими государствами, а социалистическое – это «гос-во не в собственном смысле слова.»
Переход от одного эксплуататорского типа гос-ва к другому происходит революционным путем. Социалистическое гос-во отмирает и переходит в самоуправление.
Цивилизационный подход.
Цивилизация – это замкнутое локальное состояние общества, характеризующееся общностью географических, лингвистических, языковых, религиозных, психологических, культурных и других признаков кроме экономики.
Выделяют: египетскую, китайскую, православную, западную, арабскую, мексиканск, иранскую и тд
6. Правовое государство: понятие и принципы формирования.
Правовое гос-во – демократическое гос-во, в котором полит власть ограничена правом, выражающим волю всего общества, где создаются все условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Принципы ПО:
1. Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина
2. Связывание гос-ва правом
3. Принцип разделения властей: законодательную, исполнительную и судебную, здесь создается система сдержек и противовесов.
4. Принцип федерализма
5. Реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина;
6. Верховенство закона
7. Высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе
8. Наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за гос. органами
9. Принцип законности – это точное и неуклонное соблюдение законов всеми субъектами права
10. Соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного прав.
Гарантии ПО:
- Ответственность исполнительных органов перед представительными.
- Юр. ответственность должностных ли за нарушение прав и свобод человека и гражданина.
- Импичмент (т.е. возможность привлечения главы гос-ва к ответственности)
- Деятельность Конституционного суда
- Право обращения гражданина в Международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
7. Понятие и элементы формы государства.
Форма государства - это способ организации политической власти в государстве, выражающийся в характере политических взаимоотношений между населением и государством, охватывающий политический режим, форму правления и форму государственного устройства.
Основные структур элементы формы права:
1.Форма правления - отражает порядок организации высшей гос власти, особенности ее взаимодействия с населением и иными органами гос-ва. Основные формы правления: монархия и республика;
2.Форма гос. устройства – отражает тер-риал организацию гос власти с учетом внутреннего деления гос-ва на части, взаимоотношения органов гос-ва и его частей между собой. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные;
3.Политический режим – отражает систему приемов и способов осуществления власти.