Файл: Предмет и метод теории государства и права. Объект тгп.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный.


8. Место и роль государства в политической системе общества.

Политическая система общества - совокупность полит организаций, связанных нормами и отношениями политико-правового хар-ра, позволяющие в соответствии со своими убеждениями и целями участвовать в формировании и осущ-нии гос власти.

Понятия "государство" и "политическая система общества" соотносятся, как часть и целое.

Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму "общеобязательности". Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно:

1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;

2) является единственным носителем суверенитета;

3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; имеет силовые структуры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.);

4) обладает, как правило, монополией на правотворчество;

5) владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.);

6) определяет главные направления развития общества
9. Понятие и классификация функций Российского государства.
Функции Российского государства – это характер и направленность государственной деятельности, которая имеет решающее влияние на всю структуру государственного аппарата. В результате исходным, ключевым подходом к изучению государства необходимо считать такой, который исследует его с точки зрения направлений деятельности. Изменения в функциях государства ведут к изменениям в целом в структуре государственного аппарата.

Функции гос-ва – основные направления деятельности гос-ва по решению стоящих перед ними целей и задач.

1.выражает классовую и общечеловеческую сущность гос-ва


2.опосредуют социальную роль гос-ва в решении стоящих перед ними задач

3.отражают направления деятельности гос-ва в важнейших сферах жизни общества

4.в них проявляются особенности развития и динамики соц-эконом, полит, духовн преобразований.

Классификация:

1.с учетом продолжительности действия функций (постоянные\временные)

Постоянные - осуществляются на всех этапах развития государства, например, экономическая)

Временные - прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например, функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение;

2.в зависимости от того, в какой сфере обществен отношений существует (внутренние\внешние)

Внутренние - Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка; Экономическая функция; Функция налогообложения; Функция социальной защиты; Экологическая функция; Культурная функция.

Внешние - Функция обороны страны; Функция содействия по обеспечению международного мира; Функция сотрудничества с другими государствами.

3. по степени значимости (основные\неосновные)

основные - например, функция охраны общественного порядка;

неосновные - например, функция рассмотрения споров
10. Формы осуществления функций государства.
Формы осуществления функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Принято различать правовые и организационные формы осуществления функций государства, которые реализуются его органами, должностными лицами.

Правовые формы деятельности государства определены Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации, другими нормоустанавливающими актами.

К правовым формам относятся:

1) правотворческая - деятельность по подготовке и изданию нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции государства;

2) правоприменительная - деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права; это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера;

3) правоохранительная

- деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.


К организационным формам относятся:

1) организационно-регламентирующая - текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, планированием, координацией действий, контролем и т.п.;

2) организационно-хозяйственная - оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением, кредитованием, дотациями и т.д.;

3) организационно-идеологическая - повседневная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращением к населению и пр
11. Механизм государства: понятие и структура.
Механизм гос-ва – система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции гос-ва.

(парламент, президент, правительство, министрества, суды и тд)

Характерные черты:

-представляет собой систему совокупности гос органов

-его целостность обеспечивается едиными целями и задачами

-его основ элементом выступают гос органы, обладающие властными полномочиями.

-является организацион и материальной силой

Структура механизма:

1.Гос. органы. (обладают гос-властными полномочиями)

2.Гос. организации (призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства)

3. Гос. учреждения (властными полномочиями не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах)

4.Гос. предприятия (осущ хоз-эконом деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство)

5.Гос. служащие (специально занимающихся управлением)

-лица, связанные с исполнением полномочий гос органов (президент, гл правит, депутат)

-лица, занимающие должности для обеспечения полномочий вышеназванных служб (консультанты, советники)

-лица, занимающие должности, учрежд гос органами для обеспечения и исполнения полномочий этих органов (референты, специалисты)

-лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи, учителя)
12. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Такими принципами могут выступать:

  • принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина - предполагает соответствующие обязанности государственных органов и служащих признавать, соблюдать и защищать их;

  • принцип демократизма - выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов, в учете в политике государства разнообразных интересов большинства населения;

  • принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) - создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

  • принцип законности - означает обязательность соблюдения всеми органами государства, государственными служащими, гражданами Конституции, законов и подзаконных актов;

  • принцип гласности - обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует "прозрачность" процесса функционирования чиновников;

  • учет интересов регионов (в федеративных государствах) выступает в виде принципа федерализма;

  • принцип профессионализма - создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны;

  • принцип сочетания коллегиальности и единоначалия - обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата;

  • принцип сочетания выборности и назначаемости - выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;

  • принцип иерархичности - заключается в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).

Различают также две группы принципов организации и деятельности государственного аппарата: общие и частные.

Общие принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные.

К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят:

  1. разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную;

  2. демократизм. Демократия (греч. demos – народ, kratos – власть) – народовластие. В соответствии с принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами;

  3. гласность. В содержание данного принципа включается необходимость достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается его законных прав и интересов;

  4. законность – строгое и неуклонное соблюдение всеми государственными органами правовых предписаний, законов;

  5. профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической;

  6. гуманизм – принцип, который призван обеспечить приоритет прав и интересов личности человека и гражданина при реализации деятельности государственным аппаратом;

  7. национальное равноправие, в соответствии с которым любому лицу вне зависимости от национальности, расы, вероисповедания и т. д. предоставляется возможность для замещения им государственной должности, причем на равных условиях;

  8. федерализм – принцип, который закрепляет равноправность государственных органов субъектов государства с общефедеральными государственными органами.