Файл: Развитие художественно творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам гжельской росписи.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Хабаровского края Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л.Калараша» РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕКОРАТИВНОМ РИСОВАНИИ ПО МОТИВАМ ГЖЕЛЬСКОЙ РОСПИСИ. Выпускная квалификационная работа
Развитие детских творческих качеств является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу - воспитание в детях творческой интерпретации окружающего мира, самостоятельности и активности в познании, которые в будущем помогут в достижении серьёзных перемен в обществе и жизни в целом.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытным путем проверить влияние гжельской росписи на развитие художественно-творческих качеств детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития художественно-творческих качеств детей старшего дошкольного возраста;
Предмет исследования: гжелевая роспись как средство развития художественно-творческих качеств детей старшего дошкольного возраста.
Декоративное рисование по мотивам Гжельской росписи является мощным средством познания и отображения действительности, в декоративных рисунках раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.
Гжель - традиционная роспись на керамике, получившая известность, благодаря насыщенным кобальтовым оттенкам, яркой майолике и удивительной гармонией рисунков и орнаментов.
Диагностическое исследование проводилось в МБДОУ <<Карусель>> с.Восточное с детьми старшей группы. Цель исследования - выявить уровень развития художественно-творческих качеств детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании. Авторы методики: Т.И. Комарова, Г.А. Урунтаева.
Вся опытно-практическая работа проводилась по пяти заданиям: - Знание видов декоративно-прикладного искусства; - Анализ произведений декоративно-прикладного искусства; - Сравнение произведений декоративно-прикладного искусства; - Выражение отношения к произведению декоративно-прикладного искусства; - Выполнение узора на силуэте из бумаги. Проведенная диагностика показала следующие результаты (экспериментальная группа, начало года) По заданию №1. Знание видов декоративно-прикладного искусства; у 50% группы детей присутствует достаточный объем знаний по декоративно-прикладному искусству; По заданию №2 «Анализ произведения декоративно-прикладного искусства» у 87,5% группы детей не сформирован навык анализа произведения искусства; По заданию №3 «Сравнение произведений декоративно-прикладного искусства» только 37,5% группы детей смогли сравнить предлагаемые произведения; По заданию №4 «Отношение к произведениям декоративно - прикладного искусства» 12,5% группы детей смогли на требуемом уровне выразить свое отношение к видам декоративно-прикладного искусства; По заданию №5 «Выполнение узора» было выявлено, что у 25% группы детей сформированы навыки выполнения узора, орнамента. В контрольной группе: Высокий уровень не показал ни один из детей. У 20 детей в контрольной группе (37,5%) средний уровень развития знаний, умений и навыков по декоративно-прикладному творчеству; 12 детей (62,5%) показали низкий уровень развития знаний, умений и навыков. Анализ результата диагностики способностей дошкольников контрольной группы показал: По заданию №1 «Знание видов декоративно-прикладного искусства» 12,5% группы детей обладают достаточным объемом знаний в области декоративно-прикладного искусства; По заданию №2 «Анализ произведения декоративно-прикладного искусства» у 12,5% группы детей сформирован навык анализа произведения искусства; По заданию №3 «Сравнение произведений декоративно-прикладного искусства» навыками сравнения произведений обладают 12,5 % детей старшего дошкольного возраста; По заданию №4 «Отношение к произведениям декоративно - прикладного искусства» 37,5% детей достаточно хорошо выражают свое отношение к произведениям искусства; По заданию №5 «Выполнение узора» было выявлено, что 12,5% дошкольников обладают умениями и навыками выполнения узора.
Выполнила: Арефьева Л.С. Специальность 44.02.01 Дошкольное образование Курс 4, группа ДО-41з Отделение: заочное Руководитель: Сумбаева Ирина Владимировна _____________________ |
Актуальность исследования
Развитие детских творческих качеств является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу - воспитание в детях творческой интерпретации окружающего мира, самостоятельности и активности в познании, которые в будущем помогут в достижении серьёзных перемен в обществе и жизни в целом.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытным путем проверить влияние гжельской росписи на развитие художественно-творческих качеств детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития художественно-творческих качеств детей старшего дошкольного возраста;
Предмет исследования: гжелевая роспись как средство развития художественно-творческих качеств детей старшего дошкольного возраста.
Декоративное рисование по мотивам Гжельской росписи является мощным средством познания и отображения действительности, в декоративных рисунках раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.
Гжель - традиционная роспись на керамике, получившая известность, благодаря насыщенным кобальтовым оттенкам, яркой майолике и удивительной гармонией рисунков и орнаментов.
Диагностическое исследование проводилось в МБДОУ <<Карусель>> с.Восточное с детьми старшей группы. Цель исследования - выявить уровень развития художественно-творческих качеств детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании. Авторы методики: Т.И. Комарова, Г.А. Урунтаева.
Вся опытно-практическая работа проводилась по пяти заданиям: - Знание видов декоративно-прикладного искусства; - Анализ произведений декоративно-прикладного искусства; - Сравнение произведений декоративно-прикладного искусства; - Выражение отношения к произведению декоративно-прикладного искусства; - Выполнение узора на силуэте из бумаги. Проведенная диагностика показала следующие результаты (экспериментальная группа, начало года) По заданию №1. Знание видов декоративно-прикладного искусства; у 50% группы детей присутствует достаточный объем знаний по декоративно-прикладному искусству; По заданию №2 «Анализ произведения декоративно-прикладного искусства» у 87,5% группы детей не сформирован навык анализа произведения искусства; По заданию №3 «Сравнение произведений декоративно-прикладного искусства» только 37,5% группы детей смогли сравнить предлагаемые произведения; По заданию №4 «Отношение к произведениям декоративно - прикладного искусства» 12,5% группы детей смогли на требуемом уровне выразить свое отношение к видам декоративно-прикладного искусства; По заданию №5 «Выполнение узора» было выявлено, что у 25% группы детей сформированы навыки выполнения узора, орнамента. В контрольной группе: Высокий уровень не показал ни один из детей. У 20 детей в контрольной группе (37,5%) средний уровень развития знаний, умений и навыков по декоративно-прикладному творчеству; 12 детей (62,5%) показали низкий уровень развития знаний, умений и навыков. Анализ результата диагностики способностей дошкольников контрольной группы показал: По заданию №1 «Знание видов декоративно-прикладного искусства» 12,5% группы детей обладают достаточным объемом знаний в области декоративно-прикладного искусства; По заданию №2 «Анализ произведения декоративно-прикладного искусства» у 12,5% группы детей сформирован навык анализа произведения искусства; По заданию №3 «Сравнение произведений декоративно-прикладного искусства» навыками сравнения произведений обладают 12,5 % детей старшего дошкольного возраста; По заданию №4 «Отношение к произведениям декоративно - прикладного искусства» 37,5% детей достаточно хорошо выражают свое отношение к произведениям искусства; По заданию №5 «Выполнение узора» было выявлено, что 12,5% дошкольников обладают умениями и навыками выполнения узора.
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ ГЖЕЛЬСКОЙ РОСПИСИ
1. Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.
2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, лепке давать детям задания творческого характера.
3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно - ролевой, игровой с целью развития в ней воображения детей.
4. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.
5. Работа с родителями.
Проведенная диагностика показала, что:
По заданию № 1 «Знание видов декоративно-прикладного искусства» у 50% группы детей присутствует достаточный объем знаний декоративно-прикладного искусства и 50% группы детей иногда путаются в названии народных промыслов.По заданию № 2 «Анализ произведения декоративно-прикладного искусства» у 100% группы детей сформирован навык анализа произведения искусства;
По заданию № 3 «Сравнение произведений декоративно-прикладного искусства» только 25% группы детей могут проводить последовательное сравнение по сходству и различию произведения народного искусства и 75% группы детей могут ошибаться в названии элементов орнамента; По заданию 5 «Выполнение узора» было выявлено, что 25% группы детей умеют создавать узоры по мотивам декоративно - прикладного искусства чётко следуя стилю росписи; у 62% группы детей сформированы навыки выполнения узора, орнамента; у 12,5% группы изобразительные способности развиты слабо.Анализ
- Результаты обследования показали, что почти все дети в исследуемой группе имели к концу опытно-практической работы сформированные знания, умения и навыки. Дети проявляли интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства. В основном правильно называли, знали и различали художественные промыслы: русскую матрешку, изделия Хохломы, Городца, Гжели и т. д.
- Дети могли произвести самостоятельный анализ изделий декоративно – прикладного искусства (Городецкие, Хохломские, Гжельские), определяли из какого материала они сделаны. Правильно называли предметы народного декоративно-прикладного искусства. Описывали подробно, выделяя характерные признаки того или иного промысла.