Файл: Билет 2 1 Определите значение терминов диаспора, ирредента Диаспора.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Билет №2
1) Определите значение терминов: «диаспора», «ирредента»
Диаспора - это группа людей какой-либо национальности, проживающая не на своей исторической родине, а на территории, где преимущественно живут люди другой национальности. Люди, входящие в диаспору, поддерживают друг друга, у них свои обычаи, свой уклад жизни, свои общественные организации, помогающие им жить вне своей родины.
Ирредента- часть этноса, живущая на исторической родине, территория которой в силу различных обстоятельств оказалась в составе соседних государств.
2 ) Охарактеризуйте родоплеменную организацию казахского общества.
Старший жуз Средний жуз Младший жуз
Төле би Қазыбек би Әйтеке би
3) «Одним из достижений советского периода считается ускоренное развитие народного образования». Согласны ли вы с данным утверждением? Аргументируйте свой выбор, приведите доказательства
В 1921 году правительством Казахстана была образована Центральная чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Казграмчека). В 1920/1921 учебном году в автономной республике было 2410 школ. Для казахских школ начали издаваться первые учебники на родном языке, в создании которых участвовали Алихан Бокейхан, Ахмет Байтурсынулы, Жусипбек Аймауытов, Сакен Сейфуллин, Магжан Жумабаев, Алимхан Ермеков. Составителем первого школьного учебника алгебры на казахском языке стал Каныш Сатпаев, географии – Алихан Бокейхан, истории Казахстана – профессор Санжар Асфендиаров.К концу 1928 года было издано более 30 наименований учебников для школ с казахским языком обучения.В 1928 году в Казахстане был открыт первый вуз – Казахский педагогический институт, в последующем названный в честь великого поэта Абая. Затем стали открываться и другие вузы: Алма-Атинский зооветеринарный (1929 г.), Казахский сельскохозяйственный (1930 г.), Медицинский (1931 г.) и Уральский педагогический (1932 г.) институты, Казахский государственный университет (1934 г.). К 1941 году в республике насчитывалось 20 высших и 118 среднеспециальных учебных заведений, где проходили обучение около 40 тыс. студентов.
Билет №3
1) Определите значение терминов: «шежире», «традиция».
Шежире-генеалогическая родословная у казахов(дерево).
Традиция-это то, что сложилось исторически, передается в виде совокупности культурного и социального наследия, опыта от человека к человеку.
2) Охарактеризуйте экономическую политику большевиков в первые годы Советской власти.
Политика большевиков в этот период была очень неоднозначной. Собственно можно выделить 3 этапа:
1) до гражданской войны – первые преобразования;
2) во время гражданской войны – политика военного коммунизма;
3) после гражданской войны – новая экономическая политика (НЭП).
1 этап:
Ключевой момент – национализация, т.е. переход в собственность государства различного имущества и ресурсов. Национализированный сектор управлялся Высшим советом народного хозяйства (ВСНХ) (со 2 декабря 1917 г.). Декрет о земле начинал осуществляться только весной, но провести его в столь сжатые сроки не удалось. В некоторых районах крестьяне от этого Декрета вообще ничего не получили. В разных районах наделение землей было разным.Центральная проблема – обеспечение городов продовольствием. С 11 июня 1918 г. в городах стали создаваться «комитеты бедноты» (комбеды), которые должны были помогать продотрядам. Они подорвали зажиточное крестьянство. Этот комплекс мер получил название «продовольственной диктатуры», которая вызывала огромное недовольство населения. В связи с этим комбеды были распущены.
2 этап:
Политика военного коммунизма
3 этап:
Новая экономическая политика(НЭП)
3)«Военная демократия» у степных племен достигла наивысшего уровня развития в форме вождества». Согласны ли вы с утверждением? Аргументируйте свой выбор, приведите доказательства. ???
Билет №4
1) Определите значение терминов: «автохтонное население», «этнос».
Автохтонное население- первоначальное,принадлежащее по происхождению данной территории,исконное население какой-либо территории или страны,коренное население.
Этнос- исторически образовавшаяся группа людей, объединённая общими языковыми и культурными признаками,говорящаяна одном языке, признающая свое единое происхождение, обладающая комплексом обычаев, укладом жизни, хранимыми и освященными традициями и отличаемыми от таковых других групп.
2) Охарактеризуйте развитие материальной культуры казахского народа.
Материальная культура казахов:жилье,мужская и женская одежда,ювелирные украшения,оружие,пища,одежда и посуда,ремесла.
Юрта
Основным видом переносного жилища казахов была - юрта.
Она имела три основные части: стену, состоящую из сборно-раздвижной решетки, называемой кереге. Она укреплялась уыками (купольными жердями), сверху устанавливался верхний деревянный купол - шанырак.
Кошмы (для покрытия юрты) имели названия туырлык, узик, тундик. Через тундик внутрь поступал свет, уходил дым. При входе справа от двери ставили деревянную лежанку на ножках (жукаяк), сундук и кебеже.
В середине юрты находился очаг, где готовили пищу и который служил для обогрева.
Самым почетным местом считался тор (тер) - место напротив входа.
Одежда
Зимой одевали тулупы с подладкой из верблюжьего или овечьего меха, шерстяной плащ, шубу из овчины (тон). Шерстяной плащ - шидем чекпен. Полушубок из шкуры молодых жеребят - жаргак.
Мягкая обувь из козьей кожи называлась - ичиги.
Мужчины ходили в шокайма - сапогах с высокими каблуками и длинными голенищами.
Тымаки (летние головные уборы) делались из мерлушки и шкур диких зверей, калпак - из тонкой белой кошмы. Молодые женщины в первый год замужества ходили в свадебном головном уборе - саукеле.
Желек - шелковое покрывало.
Кимешек - головной убор женщин из белого материала с вышивкой.
Пожилые женщины надевали саукелеобразный круглый головной убор - кундик.
Национальные блюда
Из кобыльего молока готовили кумыс.
Из коровьего и овечьего - айран, катык, курт, брынзу и масло.
Из верблюжьего - шубат.
Для долгого хранения мясо сушили, коптили, вялили.
Мясо и внутренности, жаренные в масле, называли - куырдаком.
Одним из изысканных лакомств у казахов считался жент. Он готовился путем добавления сахара и масла к прокипяченному, поджаренному,
очищенному просу.
Из пшеничной муки жарили лепешку, баурсаки, шелпек, делали кеспе (лапшу), коже, катырма.
Из риса - плов, молочную кашу.
3)«Вижу будущее казахской степи в сознательном претворении западной культуры». Согласны ли вы с концепцией А. Бокейхана? Аргументируйте свой выбор, приведите доказательства.
Для сплочения народа он выдвинул идею «Алаш», подразумевавшую консолидацию всего народа и претворение в жизнь идей западной демократии. Алихан Бокейхан был первым среди казахов убежденным демократом, строго придерживавшимся европейского пути развития. На формирование его идейно-политических взглядов большое влияние оказали идеалы Великой Французской революции, которую он хорошо изучил. Он, прекрасно знавший историю, культуру, особенности хозяйственной деятельности своего народа, одним из первых ученых обратил внимание научной общественности на то, что пора пересмотреть отношение к его землякам как к народу, который якобы хаотично и беспорядочно кочует, не имея постоянного места проживания. Бокейхан является ярчайшим примером и образцом того, каким должен быть руководитель народа. Именно Алихан сплотил многомиллионный народ вокруг идеи движения Алаш, призывая образованную часть казахского общества верно служить своему народу и родной земле. Сам же не переставал повторять свой основной девиз: «Пока я жив, не перестану служить казахам».
Билет №5
1) Определите значение терминов «культурно-генетический код», «нация»
Культурно-генетический код- это устойчивые признаки принадлежности к той или иной цивилизации (суперэтносу). Это все те признаки, которые составляют основу национальной идентичности как страны в целом.
Нация- исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни проявляющегося в общности культуры
2) Охарактеризуйте процесс формирования Тюркского каганата.