Файл: Курсовая работа по дисциплине Государственное регулирование национальной экономики на тему Анализ деятельности организацийрезидентов Парка высоких технологий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ПАРК ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

1.1 История и цели создания Парка высоких технологий в Республике Беларусь

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСИ ОРГАНИЗАЦИЙ–РЕЗИДЕНТОВ ПАРКА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Преимуществам ПВТ:

6. Упрощенный документооборот при заключении сделок для резидентов ПВТ:

– Резиденты ПВТ могут заключать внешнеэкономические сделки с иностранными контрагентами через обмен электронными сообщениями и другими сообщениями посредством цифровых систем;

– Иностранные контрагенты ПВТ могут не подписывать первичные учетные документы;

– Законодательство о порядке проведения и контроля внешнеторговых операций не распространяется на внешнеторговые операции резидентов ПВТ [14].

Далее предлагаю сравнить льготы и преимущества ПВТ с разными странами.

Начнём с России – в России есть Инновационный центр «Сколково», где предоставляются налоговые, таможенные и визово–миграционные льготы, а также финансовая поддержка в виде грантов.

В Казахстане резидентам Astana_Hub также предоставляются налоговые льготы (налог на прибыль и другие корпоративные налоги, а также снижение НДС для Свободной Экономической Зоны).

В Европе никаких особых налоговых льгот для ИТ–отрасли не предусмотрено [15].

Однако даже у «Кремниевой долины Восточной Европы» есть свои недостатки. Проделанный анализ позволил выявить следующие недостатки в развитии ПВТ в Республике Беларусь:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



До принятия решения о регистрации заявителя в качестве резидента Парка высоких технологий Наблюдательный совет может поручить администрации Парка провести научно–техническую экспертизу (экспертизы) документов, представленных заявителем, в том числе с привлечением экспертов (научных и иных организаций, ученых и специалистов). Срок рассмотрения документов и принятия решения в этом случае продлевается на период проведения экспертизы (экспертиз), но не более чем на 10 дней [5].

Преимущества и льготы Парка высоких технологий:

  • Правовой режим Парка высоких технологий действует на всей территории Республики Беларусь. Компания может быть зарегистрирована и располагаться в любой точке страны.

  • Осуществляется 37 видов деятельности. В дополнение к традиционной разработке программного обеспечения компании могут развивать множество сфер высокотехнологичного бизнеса: от робототехники и интернета до майнинга криптовалют.

  • Резиденты ПВТ могут заключать внешнеэкономические сделки с иностранными контрагентами через обмен электронными сообщениями и другими сообщениями посредством цифровых систем.

  • Иностранные контрагенты ПВТ могут не подписывать первичные учетные документы.

  • Законодательство о порядке проведения и контроля внешнеторговых операций не распространяется на внешнеторговые операции резидентов ПВТ.

  • Резидентам ПВТ н нужно получать специальные разрешения, связанные с приемом на работу иностранцев. Иностранный сотрудник компании–резидента может получать разрешение в упрощенном порядке. Отменены визы для иностранных работников и учредителей резидентов ПВТ. Увеличен максимально допустимый срок их временного пребывания – до 180 дней.

  • Комплексное правовое регулирование позволяет резидентам ПВТ оказывать услуги криптобирж, обмена криптовалют, а также привлекать финансирование посредством ICO и TSO.

Налоговые льготы:

  • 0 % – НДС;

  • 0 % – налог на прибыль;

  • 0 % – оффшорный сбор;

  • 0% – таможенные пошлины при ввозе технологического оборудования;

  • 0 % – налог на доходы иностранных организаций, в том числе при продаже своих акций (долей) в компаниях–резидентах ПВТ;

  • 0 % – НДС и налог на прибыль на майнинг, покупку/продажу и обмен криптовалют, другие операции с токенами;

  • 0% – налог на недвижимость (в отношении объектов, расположенных на территории ПВТ (за исключением сдаваемых резидентами ПВД в аренду)

  • 0 % – земельный налог (в отношении земельных участков в границах ПВТ на период строительства на них резидентами, но не более чем на 3 года, капитальных строений (зданий, сооружений), предназначенных для осуществления деятельности резидентов ПВТ.

  • 9 % – подоходный налог (В 2021–2022 годах применяется ставка 13% в рамках мероприятий, направленных на борьбу с пандемией COVID–19).

  • 5 % – на доходы иностранных организаций (не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, при выплате иностранной организации дивидендов от резидента ПВТ [6].


Таким образом, можно сделать вывод о том, что Парк высоких технологий — это налоговый и правовой режим в Беларуси, способствующий благоприятному развитию IT–бизнеса. Это белорусский аналог Кремниевой долины в США. Белорусский ПВТ функционирует по принципу экстерриториальности. Численность резидентов ПВТ неуклонно растет. Парк создавался в первую очередь для софтверных аутсорсинговых компаний и был ориентирован на них, но по мере развития ряды резидентов пополнились большим числом хардверных компаний.

Согласно Декрета Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12 «О Парке высоких технологий», направлениями деятельности Парка высоких технологий являются:

  • экспорт информационно–коммуникационных технологий и иных новых и высоких технологий, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в сфере новых и высоких технологий;

  • содействие привлечению отечественных и иностранных инвестиций в развитие сферы новых и высоких технологий;

  • разработка и внедрение информационно–коммуникационных и иных новых и высоких технологий в Республике Беларусь;

  • содействие кадровому обеспечению инновационного развития национальной экономики, развитие образования в сфере информационно–коммуникационных технологий;

  • формирование институциональной среды, стимулирующей инновационную деятельность, в том числе содействие развитию системы венчурного финансирования, развитие стартап–движения;

  • другие направления по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Преимущества и льготы Парка высоких технологий:

  • Правовой режим Парка высоких технологий действует на всей территории Республики Беларусь. Компания может быть зарегистрирована и располагаться в любой точке страны.

  • Осуществляется 37 видов деятельности. В дополнение к традиционной разработке программного обеспечения компании могут развивать множество сфер высокотехнологичного бизнеса: от робототехники и интернета до майнинга криптовалют.

  • Резидентам ПВТ н нужно получать специальные разрешения, связанные с приемом на работу иностранцев. Иностранный сотрудник компании–резидента может получать разрешение в упрощенном порядке. Отменены визы для иностранных работников и учредителей резидентов ПВТ. Увеличен максимально допустимый срок их временного пребывания – до 180 дней.

  • Резиденты ПВТ могут заключать внешнеэкономические сделки с иностранными контрагентами через обмен электронными сообщениями и другими сообщениями посредством цифровых систем.

  • Иностранные контрагенты ПВТ могут не подписывать первичные учетные документы.

  • Законодательство о порядке проведения и контроля внешнеторговых операций не распространяется на внешнеторговые операции резидентов ПВТ.


  • Комплексное правовое регулирование позволяет резидентам ПВТ оказывать услуги криптобирж, обмена криптовалют, а также привлекать финансирование посредством ICO и TSO.

Налоговые льготы:

  • 0 % – НДС;

  • 0 % – налог на прибыль;

  • 0 % – оффшорный сбор;

  • 0% – таможенные пошлины при ввозе технологического оборудования;

  • 0 % – налог на доходы иностранных организаций, в том числе при продаже своих акций (долей) в компаниях–резидентах ПВТ;

  • 0 % – НДС и налог на прибыль на майнинг, покупку/продажу и обмен криптовалют, другие операции с токенами;

  • 0% – налог на недвижимость (в отношении объектов, расположенных на территории ПВТ (за исключением сдаваемых резидентами ПВД в аренду)

  • 0 % – земельный налог (в отношении земельных участков в границах ПВТ на период строительства на них резидентами, но не более чем на 3 года, капитальных строений (зданий, сооружений), предназначенных для осуществления деятельности резидентов ПВТ.

  • 9 % – подоходный налог (В 2021–2022 годах применяется ставка 13% в рамках мероприятий, направленных на борьбу с пандемией COVID–19).

5 % – на доходы иностранных организаций (не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, при выплате иностранной организации дивидендов от резидента ПВТ.


ГЛАВА 2

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСИ ОРГАНИЗАЦИЙ–РЕЗИДЕНТОВ ПАРКА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ



Значимый вклад в динамичное развитие ИТ–сферы в Республике Беларусь вносит Парк высоких технологий (ПВТ), который был создан в 2005 году в целях благоприятного развития отраслей экономики, использующих в своей деятельности высокие технологии, увеличения экспорта информационных услуг и высокотехнологичных продуктов, а также привлечения иностранных инвестиций.

Для того, чтобы дать объективную оценку деятельности организаций–резидентов Парка высоких технологий необходимо проанализировать некоторые показатели, характеризующие их деятельность. Начнем с основных показателей деятельности организаций–резидентов ПВТ (таблица 2.1)
Таблица 2.1 – Основные показатели деятельности организаций–резидентов ПВТ за 2018–2020 гг.

Показатель

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Темп роста, % (2020/2018)

Число организаций – резидентов, единиц

454

751

962

211,89

Использовано инвестиций в основной капитал, тыс. руб.

72 193

109 080

130 043

180,13

Списочная численность в среднем за год, чел.

40 974

54 867

65 214

159,16

Номинальная начисленная среднемесячная заработная платана работников, рублей

4 483,9

4 783,8

5 805,9

129,48

Примечание – Источник: [7].
В 2020 году число организаций–резидентов увеличилось в 2 раза по сравнению с 2018 годом и составило 962 единицы. Темп роста показателя инвестиций в основной капитал составил в 2020 году 130 043 тыс. руб., что больше, чем в 2018 году в 1,8 раз. Списочная численность в среднем за год в 2020 году составила 65 214 чел., что больше, чем в 2018 году на 59,16%. Номинальная среднемесячная заработная плата работников в 2020 году увеличилась в 1,3 раза по сравнению с 2018 годом и составила 5 805,9 рублей.
Далее перейдем к рассмотрению основных финансовых показателей деятельности организаций–резидентов ПВТ (таблица 2.2).

Таблица 2.2 – Основные финансовые показатели деятельности организаций–резидентов ПВТ за 2018–2020 гг.

Показатель

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Абсолютное отклонение (2020/2018)

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, млн руб.

3 398,1

5 331,6

7 437,4

4 039,3

Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг, млн руб.

2 501,3

3 978,9

5 618,4

3 117,1

Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг, млн руб.

882,9

1 341,6

1 813,3

930,4

Прибыль (убыток) до налогообложения, млн руб.

733,3

953,1

1 532,1

798,8

Чистая прибыль (убыток), млн руб.

723,9

1 016,2

1 665,1

941,2

Удельный вес убыточных организаций в общем количестве организаций, %

11,5

17,3

19,1

7,6

Сумма чистого убытка убыточных организаций, тыс. руб.

9 035

36 107

51 568

42 533

Рентабельность реализованной продукции, товаров, работ, услуг, %

35,3

33,7

32,3

–3

Рентабельность продаж, %

26,0

25,2

24,4

–1,6

Примечание – Источник: [7].
Выручка от реализации продукции, товаров, работ и услуг в 2020 году выросла по сравнению с 2018 годом на 4 039,3 млн руб., а по сравнению с 2019 годом на 2 105,8 млн руб. и составила 7 437,4 млн. руб. Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ и услуг в 2020 году также выросла по сравнению с 2018 годом на 3 117,1 или в 2,2 раза, а по сравнению с 2019 годом на 1 639,5 млн руб. и составила 5 618,4 млн руб. Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг в 2020 году составила 1 813,3 млн руб., что выше, чем в 2018 году в 2 раза, а по сравнению с 2019 годом увеличилась на 471,7 млн руб. Прибыль до налогообложения в 2020 году составила 1 532,1 млн руб., что больше, чем в 2018 году на 798,8 млн руб., а по сравнению с 2019 годом увеличилась на 579 млн руб. Чистая прибыль в 2020 году увеличилась на 941,2 млн руб. по сравнению с 2018 годом, а по сравнению с 2019 годом на 648,9 млн руб. и составила 1 665,1 млн руб. Удельный вес убыточных организаций в общем количестве организаций в 2018 году составил 11,5, что меньше, чем в 2020 году на 7,6 %. Сумма чистого убытка убыточных организаций в 2018 году составила 9 035 тыс. руб., что меньше, чем в 2020 году на 42 533 тыс. руб. Рентабельность реализованной продукции, товаров, работ, услуг в 2020 году уменьшилась по сравнению с 2018 годом на 3 % и составила 32,3 %. Рентабельность продаж также в 2020 году сократилась на 1,6 % по сравнению с 2018 годом и составила 24,4 %.