Файл: Педагогребенокродители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Технологии воспитательного взаимодействия в системе "педагог-ребенок-родители"

Оглавление


Введение 4

1.Педагог и семья в работе системы воспитательного взаимодействия 6

2.Взаимодействие педагогов и родителей в процессе формирования позитивного образа дошкольников 11

3. Нарушения взаимоотношений в системе «педагог-ребенок»: причины, диагностика и коррекция 15

Заключение 27

Итак, современный подросток стремится к тому, чтобы состояться в жизни и быть успешным. Задача педагога заключается в поддержке его на этом пути, в оказании ему помощи в этом становлении. Для этого необходимо создание поля совместной деятельности, конструктивных отношений, общего бытия, где нет знающих больше или меньше, а есть ищущие, которые объединены общей целью. Современный педагог (как, впрочем, и родитель) должен понять, что работать сегодня можно только на территории внутреннего пространства субъективного мира ребенка, ибо философская формула воспитания проста - это взаимопонимание плюс взаимодействие, результатом чего является жизненный успех. Когда человек "проживает" свою школу, то от этого остаются не только знания, но и память об отношениях, воспоминания о любимом учителе, желание и умение строить свое будущее. Именно это обязан сегодня дать детям педагог. В связи с этим возникает необходимость в определении общих целей воспитания. Это отнюдь не формальная задача, поскольку связана она с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта. К сожалению, в сегодняшней школьной практике получает распространение западная образовательная модель, которая не воспринимает школу как воспитывающий институт, а ожидает от нее лишь передачи знаний и формирования внешнего пласта социального поведения. Такой подход не может быть признан нами как состоятельный потому, что любой ребенок имеет кроме различных "интересов" и широкие "возможности души". 27

Список литературы 28

1.Педагогика развития: содержательный досуг и его секреты / Под ред. Кареловой И.М.. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 288 c. 28

2.Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И.. - М.: Academia, 2012. - 186 c. 28

3.Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / Под ред. Гогоберидзе А. Г., Солнцевой О.В.. - СПб.: Питер, 2017. - 480 c. 28

4.Военная педагогика. Учебник для вузов / Под ред. Ефремова О.Ю.. - СПб.: Питер, 2015. - 376 c. 28

5.Военная педагогика / Под ред. О.Ю. Ефремова. - СПб.: Питер, 2017. - 640 c. 28

6.Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. / Ю.П. Азаров. - СПб.: Питер, 2011. - 400 c. 28

7.Азаров, Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров; Предисл. Н.Д. Никандров. - СПб.: Питер, 2011. - 400 c. 28

8.Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2018. - 384 c. 28

9.Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2015. - 496 c. 28

10.Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева. - М.: Дашков и К, 2013. - 424 c. 28

11.Алышева, Т.В. Олигофренопедагогика: Учебное пособие для вузов / Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова. - М.: Дрофа, 2009. - 397 c. 28

12.Альжев, Д.В. Социальная педагогика: конспект лекций / Д.В. Альжев. - РнД: Феникс, 2014. - 222 c. 28

13.Альжев, Д.В. Социальная педагогика: шпаргалка / Д.В. Альжев. - РнД: Феникс, 2014. - 126 c. 28

14.. Арасланова, А.А. Психология и педагогика в схемах / А.А. Арасланова. - М.: Русайнс, 2018. - 320 c 29

15. Аронова, Т.В. Педагогика физической культуры: Учебник для студентов высших учебных заведений / С.Д. Неверкович, Т.В. Аронова, А.Р. Баймурзин . - М.: ИЦ Академия, 2013. - 368 c. 29




Введение

В поисках исследователей самых разных направлений науки - от философов, социологов и педагогов до представителей фундаментальных естественнонаучных дисциплин, определяющих ныне информационный и технический прогресс, - отрабатываются новые задачи образования, отвечающие реалиям начала третьего тысячелетия. Прежде всего это утверждение "таких ценностей, как национальная идея многонационального государства, духовная преемственность поколений на основе традиционных социокультурных механизмов связи времен и стабилизации общества, а также воспитание молодежи, предполагающее неразрывное единство достижений мировой культуры и самобытных ценностей российского образа жизни и российской ментальности" [1, с. 81].

Одной из проблем, стоящих перед педагогом, является взаимодействие с семьей обучающегося.

      Для чего же нужно взаимодействие педагога и семьи? Оно поможет гуманизировать отношения между детьми, родителями и педагогом, объединит всех в одну команду, воспитает потребность делиться друг с другом проблемами и позволит их совместно продуктивно решать. Так как многие родители заинтересованы в грамотном развитии и воспитании детей, но не в достаточной мере компетентны в этих вопросах, то взаимодействие поможет в приобретении психолого – педагогических знаний, освоении способов коммуникации с детьми. Педагог в свою очередь может предложить новые условия, формы и методы для повышения родительской компетенции. В соответствии с этим, одной из приоритетных задач является привлечение родителей в воспитательно – образовательный процесс.

Сегодня ряд теоретиков и практиков педагогики выдвигают идею о том, что система образования - это социальный институт, призванный помочь ребенку, подростку, юноше стать человеком во всей полноте этого природно- космического явления, подготовить учащихся к жизни в совершенно новых условиях постиндустриальной цивилизации. Без этого не может состояться ни полноценный гражданин, ни творческий специалист.

Цель данной работы рассмотреть технологии воспитательного взаимодействия в системе "педагог-ребенок-родители".

Данная цель полагает решение следующих задач:

-рассмотреть роль педагога и семьи в работе системы воспитательного взаимодействия;

-охарактеризовать взаимодействие педагогов и родителей в процессе формирования позитивного образа дошкольников;



-выявить нарушения взаимоотношений в системе «педагог-ребенок»: причины, диагностика и коррекция.

Работа состоит из введения, основнойчасти, заключения, списка литературы.

1.Педагог и семья в работе системы воспитательного взаимодействия


Одним из важных социальных институтов является семья. Но учитывая реалии современности она, к сожалению, находится в достаточно не устойчивых и сложных жизненных условиях и не простом этапе своего развития. В результате довольно часто, в семьях с детьми, возникают воспитательные родительские просчеты, которые в дальнейшем педагогам, психологам приходится исправлять. Поэтому взаимодействие с родителями учащихся является важной психолого-педагогической функцией профессиональной деятельности учителя. Именно учитель может помочь родителям разобраться в возрастных и индивидуально-психологических особенностях ребенка, оказать помощь в решении различного рода проблем, которые возникают между родителями и детьми.

Ведь семейное окружение, в котором родился ребенок и растет является первоисточником и основой его воспитания и дальнейшей социализации. Но, к сожалению, родители не всегда имеют достаточно знаний и навыков справиться с определенными трудностями в воспитательном процессе ребенка. Воспитатель или педагог, в свою очередь, может получив дополнительную информацию об индивидуальных особенностях каждого ребенка, подобрать соответствующие программы, механизмы которые помогут наладить учебно-воспитательный процесс ребенка в сложных жизненных ситуациях.

Достижение единства при психолого-педагогическом взаимодействии возможно при упорном труде педагогического коллектива и желании родителей к такому взаимодействию. Поэтому педагогический коллектив школы должен уметь использовать различные пути и методы по налаживанию взаимодействия с родителями учеников, потому что перед ним стоит главная цель - воспитание полноценной личности, и это во многих случаях зависит от эффективности развития личности в семейном окружении так и в условиях школьного коллектива.

Значительное количество ученых не однократно доказывала, что становление личности ребенка в значительной степени зависит от того, как происходило его развитие в школьные годы. За историю развития человечества общество знает две ветви психолого-педагогического процесса - семейную и социальную. Каждая из этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Сейчас семья и школа становятся двумя направлениями становления маленькой личности, которые дополняют друг друга. Безусловно, их воспитательные функции различны, но успешное становление личности ребенка невозможно без их взаимодействия.


В зарубежной практике работы учителя с родителями, в частности привлечения их к активной деятельности в воспитании детей, идея «семейно-школьного взаимодействия» возникла на четвертом съезде всемирного конгресса по социологии (Transactions of the Fourth World Congress of Sociology, 1959 г). В материалах конгресса отмечается, что семья является единсвтенным агентом социализации молодого поколения; фактически семейная группа - это настоящий элемент социальной структуры. Во время этого мероприятия ученые и социальные эксперты пришли к мысли о необходимости коренных изменений не только в системе воспитания, но и в системе социально - педагогической работы с семьей, к чему побудила новая роль учителя в условиях формирования «семейно-школьного взаимодействия» [12].

По мнению, Б.Боша, который был участником съезда Всемирного конгресса по социологии, «... семья не может самостоятельно воспитывать ребенка, она нуждается в помощи того института, который готовит молодежь к жизни в обществе, то есть школы. Школа, в свою очередь, может осуществлять свои воспитательные функции лишь при условии непосредственного взаимодействия таких элементов как социальный работник, учитель, ученик, родители и другие члены общества» [11, с. 439-453].

Воспитание детей в школе и семье - это неразделимый процесс с единственной целью, который сориентирован не только на совместные усилия учебного заведения и семьи в воспитании школьников, но и на их воспитательное сотрудничество в этом процессе. Его осуществление предполагает единственно направленную взаимодействие во взаимосвязанном деятельности в системе взаимоотношений родителей и педагогов.

Образовательная помощь учителя направлена на педагогическое и психологическое просвещение родителей учащихся. Она предусматривает анализ значимости авторитета родителей для детей, взаимоотношений разных поколений в семье, методы педагогического воздействия на ребенка, половозрастных характеристик при воспитании, социально-психологические проблемы воспитания педагогически запущенных детей, роль родителей в самовоспитании школьников.

Психологическая помощь - это, прежде всего, социально-психологическая поддержка, направленная на создание благоприятного климата в семье и коррекция отношений между людьми (в случае нарушения нервно-психического и физического состояния ребенка).

Все вышеприведенное свидетельствует о том, что во взаимоотношениях с родителями учащихся педагог должен быть советником, который информирует родителей о важности взаимодействия с их детьми и пути их сотрудничества; консультантом, который рассказывает о межличностной взаимодействие семьи, методах воспитания с учетом персональных особенностей семьи. Подчеркнем, что формирование, развитие педагогической культуры населения, улучшение качества семейного воспитания — это основная цель системы психолого-педагогического сопровождения семьи [3].


Далее рассмотрим психологические закономерности продуктивного взаимодействия педагога  и родителей обучающихся.

Идеи гуманистической концепции педагога легли в основу его рекомендаций по формирования педагогической культуры родителей.

Ш.Амонашвили настаивал на организации постоянного взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания и обучения, подчеркивая, что именно такое взаимодействие обеспечит комплексный подход к воспитанию ребенка, создаст условия для индивидуализации воспитательного воздействия [1].

Психолого-педагогический процесс должен базироваться на психолого-педагогических принципах, отражающих объективные возможности повышения эффективности воспитательной деятельности [5].

Существуют различные классификации психолого-педагогических принципов. Ю.Бабанский, П.Подкасистый выделяют принципы обучения и воспитания. А.Бондаревская раскрывает общие (стратегические) и отдельные (тактические) принципы.

Следует отметить, что отечественные и зарубежные философы, педагоги прошлого подчеркивали необходимость организации педагогического просвещения родителей, акцентируя внимание на том, что решение проблем воспитания зависит от широкого распространения научной литературы, которая бы помогала осознавать педагогические понятия и родителям, и учителям; подчеркивали связь семейного воспитания с местом женщины в обществе и уровнем его педагогической подготовки; доказывали необходимость образования женщины как матери-воспитательницы (Ушинский, Н.Пирогов, Д.Писарев, П.Лесгафт, Я.А.Коменский, Й.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо).

Особый вклад в развитие теории подготовки родителей к семейному воспитанию, формированию их педагогической культуры, как свидетельствует проведенный научный поиск (анализ творческого наследия, трудов многочисленных исследователей наследия), осуществили выдающиеся педагоги В.Сухомлинский, Н.Стельмахович. Так, опираясь на многовековой опыт народного воспитания, В.Сухомлинский рассматривал семейную педагогику как кропотливый труд, мастерство и творчество, а основными условиями успешного действия института отцовства определял благоприятный семейный микроклимат; моральную ответственность родителей за детей; совместную трудовую деятельность членов семьи; разумную организацию жизни и бытового устройства; согласованность воздействия семьи с образовательным учреждением, а также педагогическую культуру у родителей.