Файл: Педагогребенокродители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Новые реалии жизни в РФ требуют учета новых подходов к взаимодействию семьи и школы. Совместная работа педагогов и родителей является ценнейшим инструментом, что позволяет подобрать для каждого ученика оптимальный воспитательный маршрут, а также взаимно обогатить знаниями каждого из участников взаимодействия. Анализ практического опыта работы современной школы свидетельствует, что образование требует целостного психо-лого-педагогического подхода к формированию личности ребенка, чем предопределяется необходимость эффективной взаимосвязи семьи и школы на основе объединения их усилий.

2.Взаимодействие педагогов и родителей в процессе формирования позитивного образа дошкольников
Одно из центральных звеньев становления личности ребенка - развитие личностного Я. Неразвитость положительного представления о себе, неверие в свои силы ведет к снижению внутреннего стимула саморазвития, поскольку ребенок не видит своих достоинств, на основе которых можно совершенствоваться. Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что, несмотря на постоянный интерес науки к проблеме формирования позитивного образа Я, остается малоизученной проблема проектирования педагогического сопровождения, позволяющего педагогам и родителям во взаимодействии осуществлять формирование и коррекцию образа Я ребенка. Современные образовательные программы для дошкольников касаются освоения позиции субъектности ребёнка в разных видах детской деятельности, разрабатывается содержание воспитания по освоению позиции субъекта дошкольником в деятельности самопознания и самовоспитания, что способствует позитивному развитию образа Я детей. Однако в программах не предусмотрены рекомендации для педагогов, как сделать процесс самопознания ребенка непрерывным, как целенаправленно осуществлять формирование позитивного образа Я дошкольника в тесном взаимодействии с родителями. Между тем в педагогической практике существует потребность в их определении и разработке технологии реализации в старших и подготовительных группах к школе. Представлены результаты изучения педагогических основ эффективного формирования позитивного образа Я ребенка в условиях взаимодействия семьи и детского сада. Разработаны психолого-педагогические рекомендации по оптимизации межличностных взаимодействий в системе отношений «педагог - ребенок - родители», предполагающие последовательную реализацию программы коррекционно-профилактических мероприятий. Представленные диагностические результаты могут быть рекомендованы для использования в практике дошкольных образовательных учреждений, а также в центрах психолого-педагогической помощи по работе с детьми. Полученные данные могут лечь в основу разработки лекционных курсов для педагогов, психологов, непосредственно связанных с проблемой развития детской личности в условиях триадного взаимодействия.


Расчёт на позитивные качества родителей и их сильные стороны предопределяет результат в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые нужны для воспитания ребёнка. Педагогу необходимо использовать следующие принципы организации работы с семьей: открытость детского сада для семьи (каждому родителю предоставляется возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребёнок); сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; отсутствие формализма в организации работы с семьёй; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе; диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка. Процесс социализации ребенка-дошкольника, по данным современных исследователей (А. А. Майер, О. И. Давыдова и др.), протекает наиболее полно при следующих условиях: – благоприятная социальная ситуация развития;

– организация полноценной деятельности и общения как ведущих форм развития и взаимодействия с окружающим миром.

Доверие родителей к педагогу базируется на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость). Родители станут взаимодействовать с педагогом, когда будут уверены в хорошем отношении к своему ребенку, его человеческих и профессиональных качествах. С целью завоевания доверия родителей, педагог может организовать свое взаимодействие с ними следующим способом (В. А. Петровский). 1-й этап — «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог говорит о ребенке только хорошее 2-й этап — «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли получить в семье». Воспитатель сообщает о динамике и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях взаимоотношений со сверстниками, результатах учебной деятельности, данных социометрии и т. д. При этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех» 3-й этап — «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений. 4-й этап — «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям. Общая продолжительность этапов занимает около полутора-двух месяцев.


Взаимопонимание и сотрудничество редко возникает сразу. Это долгий процесс, требующий терпения, неуклонного следования выбранной цели. На данном пути, самое главное надо, удержаться от всплесков эмоций и разочарований. В настоящее время в своем детском саду мы используем всевозможные методы и формы педагогического взаимодействия с родителями, как уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Наглядная пропаганда: Дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, поэтому наша раздевалка уютная и красивая, а родительский уголок яркий, привлекательный. Здесь располагаются консультации по теме недели, согласно плану социального партнерства, стенд «Наше творчество» с работами детей, стенд «Чем занимались», работы для выставок: «Мамины руки не знают скуки», «Портрет Деда Мороза» и пр, фотогазеты «С Мамочкой похожи мы как две капельки воды», «Папа-мой герой» Посещение семей осуществляется в том случае, если происходит из ряда вон выходящее происшествие. На основании посещения семьи родителям предлагается педагогическая, трудовая, а иногда даже и материальная помощь. Родительские собрания проходят в нашейгруппе как традиционно с изложением новой информации «Возрастные особенности детей 6–7 лет», так и нетрадиционно «Театр в нашем доме» с показом сказки семьи Морозовых, «Воспитание любви к родному городу» с применением деловой игры, родительское собрание «Нужен ли дошкольнику компьютер?» с применением метода круглого стола. Дни открытых дверей унас проводятся регулярно. В эти дни родители имеют возможность присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях дошкольного учреждения.

3. Нарушения взаимоотношений в системе «педагог-ребенок»: причины, диагностика и коррекция


Одной из основных причин неблагополучия ребенка является неверное отношение к нему самого педагога. Неадекватное отношение педагога к ребенку возникает как следствие непонимания причин, вызывающих те или иные особенности поведения ребенка.

Кроме этого, позиция, которую педагог занимает по отношению к детям, стаж его педагогической деятельности, его самооценка – это одни из главных факторов, влияющих на профессиональное и личностное самоощущение педагога.

Необходимо отметить, что при правильной организации воспитательного процесса у большинства школьников относительно легко устанавливаются положительные взаимоотношения с педагогами, отношения сотрудничества и взаимной симпатии.


Главная задача педагога – найти оптимальную дистанцию общения с каждым ребенком и с классом в целом.

Причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей:

1.  Авторитарная позиция по отношению к детской активности.

2. Избирательное отношение педагога к детям.

3. Личностные качества педагога (неадекватная самооценка, чувство неполноценности у педагога, отсутствие самоуважения, любви к себе, отсутствие чувства собственного достоинства).

4. Нарушение педагогической рефлексии.

5. Отсутствие гибкости в адекватной смене психологических позиций при общении педагога с ребенком.

6. Низкий уровень развития коммуникативных способностей у педагога.

7. Наличие у педагога стереотипов.

8. Акцентуированность в типе межличностных отношений.

9. Чрезмерное стремление к доминированию в межличностных отношениях.

10. Невротические и психотические расстройства.

11. Эмоциональная незрелость педагога.

12. Модель семейного воспитания, полученная педагогом в детстве.

13. Воспитательная неуверенность.

14. Неустойчивость стиля воспитания.

15. Формально-требовательные, холодные, индифферентное отношения педагога к детям.

16. Неприемлемые методы воспитания.

17. Организация учебно-воспитательного процесса.

18. Нарушение технологии воздействия педагога на детей.

19. Количество детей в классе.

20. Педагог оценивает и относится к ребенку через призму оценок и отношений других, через чужое мнение в свете уже имеющихся установок.

21. Нарушения в нервной системе ребенка (невропатия).

22. Эмоциональное выгорание педагога.

23. Алекситимия.

24. Незнание педагогом своеобразия психического развития детей.

25. Неприятие педагогом индивидуальных особенностей детей.

26. Несоответствие семейного воспитания и воспитания в детском саду и школе.

27. Нарушения педагогического такта.

В следующих статьях мы подробнее рассмотрим выше перечисленные причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей.

Повышение результативности и качества деятельности образовательного учреждения невозможно без эффективного сотрудничества педагогов и родителей. Взаимодействие педагогов и родителей направлено на создание единого воспитательного пространства, единой социальной среды, на развитие интересов и личностных качеств учащихся. Учителям и родителям важно стать заинтересованными людьми, цели которых стали бы естественными, органичными и могли бы послужить основой всей системы отношений. Очень важно педагогам и родителям быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания. Хорошо когда в учебном процессе люди понимают друг друга, говорят на одном языке, думают и идут в одном направлении. Семья и школа – вот два уникальных феномена, каждый из которых дает учащемуся свой социальный опыт. Педагоги понимают, что без согласования с семьей педагогические воздействия теряют любую силу. Лишь совместными усилиями можно создать оптимальные условия для полноценного вхождения учащегося в большую жизнь. Безусловно, признавая приоритет семьи перед обществом, необходимо понимать, что это требует устойчивых доверительных отношений между семьей и школой. Слова, вошедшие в современный оборот, «сотрудничество», «взаимодействие» вызывают доверие у двух сторон. Сотрудничество – это общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, зависящие от отношений людей. При этом если взаимодействие осуществляется в условиях открытости, прозрачности с обеих сторон, оно служит проявлению истинных отношений. Сотрудничество – это диалог, который постоянно обогащает всех партнеров, всех участников. Овладевать искусством вести диалог необходимо обеим сторонам: и родителям и педагогам, которым следует искать позитивные способы и формы общения. Сотрудничество – это взаимное уважение личностей, готовность помогать самореализации их возможностей, оптимальная вера в будущее. Но сотрудничество нельзя рассматривать только как совместную деятельность или хорошо отлаженное взаимодействие. Весь смысл сотрудничества в той радости, которую оно дает. Радость и ее ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность. Ожидание радости – источник его движения вперед. Нет ожидания – нет и творческой личности. Педагогика сотрудничества – направление в отечественной педагогике второй половины 20 века, представляющая систему методов и приемов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. На сегодняшний день проблема воспитания в школе и в семье очень актуализирована. К сожалению, в современных условиях большинство семей озабочено решением насущных проблем экономического, а, иногда и физического выживания. Усилилась такая социальная тенденция, как самоустранение многих родителей от решения вопросов воспитания ребенка и его личностного развития.


Для родителей очень важно, чтобы учитель был с ним заодно, был его союзником. Родителям необходимо убедиться, что с их детьми все в порядке. Родителям хочется получить от учителя конкретную помощь, ясные и четкие рекомендации.

Взаимодействие педагогов с родителями, это:

- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;

- учет индивидуальности ребенка (поддерживая контакт с семьей, педагог узнает особенности, привычки ученика и учитывает это в работе);

- укрепление внутри семейных связей;

- возможность реализации единой программы воспитания и развития ученика и в образовательном учреждении и в семье.

Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является сегодня одной из важных задач, стоящих перед коллективами образовательных учреждений. Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании» ст.18.п.1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они являются законными представителями несовершеннолетних обучающихся. Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте; уважать честь и достоинство обучающихся и работников образовательной организации. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство решается в следующих направлениях:

1. Работа педагогического коллектива по организации взаимодействия с семьей;

2. Повышение педагогической культуры родителей;

3. Вовлечение родителей в деятельность школы, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи, стоящие перед педагогами:

- Установить партнерские отношения с семьями учащихся

- Объединить усилия для развития и воспитания учащихся

- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки

- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей

- Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях

В настоящее время признается приоритет семейного воспитания над общественным. Индивидуальность ребенка формируется в семье и поэтому воспитательная работа в образовательном учреждении строится с учетом этого фактора. Однако принято считать, что работа с родителями необходима прежде всего родителям. Именно поэтому необходимо сотрудничество, взаимодействие педагогов и родителей. Родители могут выступать в роли помощников при проведении какого-то мероприятия, в роли организаторов мероприятий. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, а педагоги узнают больше о ребенке. Это позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. В едином воспитательном пространстве легче проходит воспитательный процесс, более комфортно и спокойнее.