Файл: Руководство к лабораторным и практическим работам по дисциплине Метрология, стандартизация и сертификация для студентов всех направлений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Размеры подразделяют на …

3. Посадка виды посадок?

4. Основные отклонения?
Практическая работа №3

Тема: Сущность и содержание стандартизации

Цель работы: Ознакомиться с основными понятиями в области стандартизации.

Общие сведения

Стандартизация — это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.

Основополагающим документом в Кыргызстане по стандартизации является Закон «Об основах технического регулирования в КР». Настоящий закон устанавливает правовые основы стандартизации в Кыргызской Республике для всех государственных и других органов управления независимо от формы собственности. Этот закон защищает интересы потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.

Стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач.

В основополагающий закон «об основах технического регулированя в КР» вошли следующие статьи: законодательство Кыргызской Республики о стандартизации; международные договоры; нормативные документы по стандартизации; государственный контроль и надзор.

Цель стандартизации — достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.

Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг.

Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуги), процессов их функциональному назначению, устранение технических барьеров в международном товарообмене, содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничеству в различных областях.

Для достижения этих целей необходимо, чтобы деятельность по стандартизации была направлена на решение следующих задач:

1) установление требований к качеству готовой продукции (услуг) на основе комплексной стандартизации качественных характеристик конечной продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий;

2) разработку единой системы показателей качества продукции, методов и средств ее испытаний и контроля, а также необходимого уровня надежности изделий с учетом их назначения и условий эксплуатации;

3) установление норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции с целью обеспечения оптимального качества и устранения излишнего многообразия видов, марок, и типоразмеров продукции;

4) развитие унификации промышленной продукции, как важнейшего условия специализации производства, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, повышения уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;

5) обеспечение единства и достоверности измерений в стране, совершенствование методов и средств измерений высшей точности;

6) установление единых систем документации, а также единых терминов и обозначений в важнейших областях науки и техники;

7) установление системы стандартов в области безопасности труда, охраны природы и улучшения использования природных ресурсов.

Стандартизация связана с такими понятиями, как объект стандартизации и область стандартизации.

Объектом (предметом) стандартизации обычно называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.п. Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих (характеристик).

В процессе трудовой деятельности специалисту приходится решать систематически повторяющиеся задачи: измерение и учет количества продукции, составление технической и управленческой документации, измерение параметров технологических операций, контроль готовой продукции, упаковывание поставляемой продукции и т.д. Существуют различные варианты решения этих задач.

Цель стандартизации - выявление наиболее правильного и экономичного варианта, т.е. нахождение оптимального решения. Найденное решение дает возможность достичь оптимального упорядочения в определенной области стандартизации. Для превращения этой возможности в действительность необходимо, чтобы найденное решение стало достоянием большого числа предприятий (организаций) и специалистов. Только при всеобщем и многократном использовании этого решения существующих и потенциальных задач возможен экономический эффект от проведенного упорядочения.

На примере модели конкретного объекта рассмотрим механизм стандартизации (рисунок 9).





Рисунок 9. Механизм стандартизации
Можно выделить четыре этапа работ по стандартизации.

1. Отбор объектов стандартизации. Существует определенная совокупность объектов и действий с ними: А; Б; В; Г; Д; Ж; 3; И; К... Допустим, в учреждении используется определенный набор типов организационно-распорядительных документов - приказов, докладных записок и т.д. Некоторые из них составляются систематически, другие - в разовом порядке: А; Б; В; Г; Б; Д; А; Ж; Б; 3; А; Б;

Объектом стандартизации становятся повторяющиеся объекты - Б и А, в нашем примере - отдельные типы документов.

2. Моделирование объекта стандартизации (например, объекта Б). Нужно учесть, что процессу стандартизации подвергаются не сами объекты как материальные предметы, а информация о них, отображающая их существенные стороны (признаки, свойства), т. е. абстрактная модель реального объекта. Например, для организационно-распорядительного документа такими признаками являются:

-состав реквизитов: 1) наименование организации, 2) наименование документа...;

-оформление реквизитов 1) форма, 2) содержание ... п, месторасположение;

-требования к документу 1) к учету, 2) к использованию ... п, к хранению.

3. Оптимизация модели. В разных организациях варианты исполнения объекта, т. е. документа Б, могут быть разными: Б1, Б2, Б3 ... БП. В частности, возможны разный состав реквизитов, различное их оформление, использование разных бланков и т.д. Задача стандартизаторов - унифицировать документ, отобрав наилучший вариант состава реквизитов, необходимый уровень оформления, оптимальный формат бланка. Оптимальное решение достигается общенаучными методами и методами стандартизации (симплификация, типизация и пр.). В результате преобразования получается оптимальная модель стандартизируемого объекта.

4. Стандартизация модели. На заключительном этапе осуществляется собственно стандартизация - разработка нормативного документа (НД) на базе унифицированной модели.

Из рассмотренного механизма становится понятна сущность стандартизации, которая отражена в следующем стандартизированном определении. Стандартизация - деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач (ИСО/МЭК 2).

Непосредственным результатом стандартизации является, прежде всего, нормативный документ. Применение НД является способом упорядочения в определенной области. Отсюда НД - средство стандартизации.

Региональная стандартизация — деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира. Региональная и международная стандартизация осуществляется специалистами стран, представленных в соответствующих региональных и международных организациях, задачи которых рассмотрены ниже.

Национальная стандартизация — стандартизация в одном конкретном государстве. При этом национальная стандартизация также может осуществляться на разных уровнях: на государственном, отраслевом уровне, в том или ином секторе экономики (например, на уровне министерств), на уровне ассоциаций, производственных фирм, предприятий (фабрик, заводов) и учреждений.

Стандартизацию, которая проводится в административно-территориальной единице (провинции, крае, области и т.п.), принято называть административно-территориальной стандартизацией.
Основными понятиями стандартизации являются: объект (предмет) стандартизации, область (сфера) стандартизации, нормативно-технический документ, стандарт, технические условия.

Объект (предмет) стандартизации – это продукция, производство, процесс или услуга, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.д. Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих (характеристик).

Область (сфера) стандартизации – совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроение – область стандартизации, а объектами стандартизации в области машиностроения являются, соответственно, качество, техническое состояние, производство, отнесенное к объектам машиностроения.

Стандарт. ИСО приняло следующее определении: «Стандарт: документ технических условий или другой доступный для общественности документ, составленный в сотрудничестве и с согласия или общего одобрения всех заинтересованных в этом сторон, основанный на использование обобщенных результатов науки, техники и практического опыта, направленный на достижение оптимальной пользы общества и утвержденный органом, занимающимся стандартизацией».

В КР под термином «стандарт» понимают нормативно-технический документ, разработанный на основе соглашения утвержденного признанным органом, и направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. Он устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации. Стандарт разрабатывается на основе достижений науки, техники, передового опыта и должен предусматривать решения, оптимальные для общества. Стандарт может быть разработан как на материальные объекты (например, болты, гайки, арматурная сталь, цемент и т.п.) так и на нормы, правила, требования к объектам организационно-методического и общетехнического характера (например, чертежный шрифт, форма спецификации на чертежах и пр.). В зависимости от сферы действия, содержания и уровня стандарты подразделяют на уровни и виды.

Технические условия – это нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс требований к конкретным типам, маркам, артикулам продукции.
Контрольные вопросы

1.Что такое стандартизация?

2. Этапы работ по стандартизации

3.Что такое стандарт?



Практическая работа №4

Тема: Виды стандартов



Цель работы: Изучение нормативной документации по стандартизации и принципа деления стандартов по видам.
Общие сведения

К нормативным документам в области стандартизации используемым на территории Кыргызской Республики относятся:

- международные стандарты (ИСО, МЭК);

- межгосударственные стандарты (ГОСТ);

- национальные стандарты (КМС);

- правила стандартизации (ПР), нормы и рекомендации (Р) в области стандартизации;

- стандарты организаций (СТО).

В зависимости от объекта и аспекта стандартизации, а также содержания устанавливаемых требований, разрабатываются стандарты следующих видов, которые представлены в таблице 3.

Таблица 3

Вид стандарта

Объект стандартизации

Основополагающие стандарты

Устанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования (нормы и правила)

Продолжение таблицы 2

Стандарты на продукцию

Устанавливают для групп однородной продукции или для конкретной продукции требования и методы их контроля по безопасности, основным потребительским свойствам, а также требования к условиям и правилам эксплуатации, транспортирования и хранения, применения и утилизации.

Стандарты на процессы и работы

Устанавливают основные требования к организации производства и оборота продукции на рынке, к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ, а также методы контроля этих требований в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.

Стандарты на услуги

Устанавливают требования и методы их контроля для групп однородных услуг или для конкретной услуги в части состава, содержания и формы деятельности по оказании помощи, принесения пользы потребителю услуги, а также требования к факторам, оказывающим существенное влияние на качество услуги.

Стандарты на термины и определения

Устанавливают наименование и содержание понятий, используемых в стандартизации и смежных видах деятельности.

Стандарты на методы контроля, испытаний, измерений и анализа

Устанавливают требования к используемому оборудованию, условиям и процедурам осуществления всех операций, обработке и представлению полученных результатов, квалификации персонала.



Порядок работы

Определить вид предлагаемых стандартов. Заполнить таблицу 4.

Таблица 4.

Номер нормативного документа

Объект стандартизации

Область распространения

Вид














Контрольные вопросы

  1. Какие нормативные документы существуют в области стандартизации?

  2. Что такое объект стандартизации?

  3. Какие виды стандартов Вы знаете?


Практическая работа 5

Тема: Штриховое кодирование. Структура штрих-кода. Информация о товаре
Цель работы: Изучение структуру штрих-кода ЕAN. Приобрести навыки определения контрольного числа.

Общие сведения

В 1977 г. появилась Европейская система кодирования EAN (European Article Numbering), которая в настоящее время применяется и за пределами Европы.

Штриховой код состоит из чередующихся темных (штрихов) и светлых (пробелов) полос разной ширины. Размеры полос стандартизованы. Штриховые коды предназначены для считывания специальными оптическими устройствами - сканерами. Сканеры декодируют штрихи в цифры через микропроцессоры, и вводят информацию о товаре в компьютер.

Наиболее широко применяются два кода EAN: 13-разрядный и 8-разрядный цифровые коды, представляющие собой сочетание штрихов и пробелов разной ширины. Самый узкий штрих принят за единицу. Каждая цифра (или разряд) складывается из двух штрихов и двух пробелов . 13-разрядный код (рисунок 10) состоит из кода страны ("флаг страны"), кода предприятия (фирмы)- изготовителя, кода самого товара и контрольного числа. Ассоциация EAN разработала коды стран, и централизованно предоставляет лицензию на использование кодов.

13-разрядный код EAN



8-разрядный код EAN


Рисунок 10 Рисунок 11

Код предприятия-изготовителя составляется в каждой стране соответствующим национальным органом, и включает пять цифр, следующих за кодом страны. Код товара (пять цифр) составляет непосредственно изготовитель. Расшифровка кода не является стандартной, он может отражать определенные характеристики (признаки) самого товара либо представляет регистрационный номер товара, известный лишь этому предприятию. Контрольная цифра предназначена для установления правильности считывания кода сканером по алгоритму EAN.

Код EAN-8 (рисунок 11) предназначен для небольших упаковок, на которых нельзя разместить более длинный код. EAN-8 состоит из кода страны, кода изготовителя и контрольного числа (иногда вместо кода изготовителя - регистрационный номер продукта).

Цифровой ряд не считывается сканером, и предназначен для покупателя. Информация для конечного потребителя ограничивается только указанием страны.

Таблица 5

Коды EAN некоторых стран для штрихового кодирования товаров

Код страны

Страна

Код страны

Страна

Код страны

Страна

93

Австралия

539

Ирландия

470

Кыргызстан

90-91

Австрия

569

Исландия

888

Сингапур

779

Аргентина

84

Испания

383

Словения

380

Болгария

80-83

Италия

00-09

США и Канада

789

Бразилия

529

Кипр

869

Турция

50

Великобритания

690

Китай

64

Финляндия

599

Венгрия

850

Куба

30-37

Франция

759

Венесуэла

750

Мексика

859

Чехия

400-440

Германия

87

Нидерланды

780

Чили

489

Гонконг

94

Новая Зеландия

73

Швеция

520

Греция

70

Норвегия

76

Швейцария

57

Дания

590

Польша

860

Югославия

45-49

Япония

560

Португалия

880

Южная Корея

729

Израиль

460-469

Россия

54

Бельгия и Люксембург