Файл: Руководство к лабораторным и практическим работам по дисциплине Метрология, стандартизация и сертификация для студентов всех направлений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: Международные стандарты ИСО 9001



Цель работы: Изучение требований элемента системы качества: структура и содержание международного стандарта ИСО 9001; принципа «Подход как к процессу».

Общие сведения

Международная организация по стандартизации (ИСО)

В 1946 г. на заседании Комитета по координации стандартов ООН было решено создать международную организацию по стандартизации (ИСО). Она начала работать в 1947 г. Штаб-квартира находится в Женеве, рабочие языки – английский, французский, русский. Кыргызская Республика вошла в состав ИСО в 1993 г.

Международный стандарт ИСО 9001 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которая может применяться организацией для акцентирования внимания на удовлетворенности потребителей посредством выполнения их требований и применяемых регламентирующих требований. Она может также использоваться внутренними и внешними сторонами, включая органы по сертификации, с целью оценки такой способности.

Процессный подход.


Настоящий международный стандарт отстаивает применение принципа "процессного подхода" при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей посредством выполнения их требований.

Для успешного функционирования организация должна определить и управлять многочисленными взаимосвязанными видами деятельности. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.

Применение в организации системы процессов, а также их менеджмент могут считаться «процессным подходом».

Преимущество процессного подхода состоит в наличии управления, которое предусматривается на стыке между отдельными процессами в рамках системы процессов, а также при их комбинации и взаимодействии.

Модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе, которая приведена на рисунке 14, иллюстрирует понятие увязки процессов. Контролирование удовлетворенности потребителей требует оценки информации,


Рисунок 14. Иллюстрация системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе
касающейся восприятия потребителями выполнения организацией их требований. Модель, приведенная на рисунке, охватывает все требования международного стандарта ИСО 9001, но не показывает процессы на детальном уровне.


Цикл можно кратко описать так:

- планирование: Разработайте цели и процессы, необходимые для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации;

- осуществление: Внедрите процессы;

- проверка: Постоянно контролируйте и измеряйте процессы и продукцию в сравнении с политикой, целями и требованиями на продукцию и докладывайте о результатах;

- корректирующее действие: Предпринимайте действия по постоянному улучшению показателей процессов.
Порядок работы

1. Образовать несколько рабочих групп, численностью не более 4-5 человек;

2. Выбрать из предложенного преподавателем перечня элементов системы качества («Ответственность руководства», «Менеджмент ресурсов», «Процессы жизненного цикла продукции», «Измерение, анализ и улучшение»);

3. Внимательно изучив требования соответствующих элементов, определить структуру и дать перечень структурных элементов;

4. Ознакомиться с содержанием каждого под элемента и заполнить таблицу 7.

Таблица 7

Наименование элемента (подэлемента)

Назначение элемента (подэлемента)

Функции по элементу

Требования к функции














Контрольные вопросы

  1. Что означает принцип «подход как к процессу»?

  2. Что такое ИСО?

  3. В каких случаях необходимо выполнять требования к системе менеджмента качества?


Практическая работа № 8

Тема: Основные понятия и история развития сертификации
Цель работы: Ознакомление с историей и основными терминами и определениями по сертификации.
Общие сведения

Первые принципы сертификации за рубежом возникли в 30 гг. ХХ в. Сертификация прошла большой и трудный путь до своего полного развития.

Ведущие экономические державы начали развивать процессы сертификации в 20-30-е годы. Например, в 1920 г. Немецкий институт стандартов (DIN) учредил в Германии знак соответствия стандартам DIN, который распространялся на все видь

продукции, за исключением газового оборудования, оборудования для водоснабжения и некоторой другой продукции, для которой предусмотрен специальный порядок проведения испытаний образцов. Во Франции в 1938 г. создана национальная система сертификации знака NF.

Наличие большого числа национальных систем сертификации в странах Западной Европы, основанных на нормативных документах этих стран, привело к ситуации, когда однородная продукция оценивалась разными методами по различным показателям. Это являлось техническим препятствием в торговле между странами-членами Европейского Союза.

Решение этой проблемы было найдено 21 декабря 1989 г., когда Совет ЕС принял документ «Глобальная концепция по сертификации и испытаниям». Основная идея этого документа состоит в формировании доверия к товарам и услугам путем использования таких инструментов, как сертификация и аккредитация, построенным по единым европейским нормам.

Для практической реализации рекомендаций европейские страны основали множество организаций по аккредитации, сертификации и испытаниям.

Сертификация продукции в СССР, начала развиваться в 1979 г. после постановления Совета Министров «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы». Госстандарту совместно с министерствами и ведомствами было поручено утвердить головные организации по государственным испытаниям важнейших видов продукции. Целью такой системы было обеспечение достоверной и оперативной оценки качества продукции и предотвращение передачи в производство технически несовершенных, конструктивно и технологически недоработанных изделий, а также систематический контроль за стабильностью качества выпускаемой про­дукции. Испытательные центры тех лет во многом явились базами для современных испытательных лабораторий. В 1986 г. принято «Временное положение о сертификации продукции в СССР. РД 50-598-86» являлось организационно-методическим документом, устанавливающим основные правила работ по сертификации продукции, проводимых в рамках международных систем
сертификации или двухсторонних (многосторонних) соглашений по сертификации. На практике сертификация продукции в СССР не прижилось, т.к. в стране не было потребности в сертификации. Это объясняется централизованным управлением предприятиями и осуществлением контроля продукции на государственном уровне.

С переходом на рыночные отношения предприятия получили свободу действий и самостоятельность в выборе выпускаемой продукции. Кроме того, была ликвидирована монополия на экспорт и импорт. И старая система не смогла справиться с обеспечением необходимого контроля качества и безопасности продукции.

Таким образом, в начале 90-х годов в КР сформировалась нормативная и техническая база для создания национальной системы сертификации. Законодательно сертификация как обязательная процедура защиты прав потребителя была введена в действие в 1992 г. Законом «О защите прав потребителя». В 1996 г. принята Закон КР «О сертификации продукции и услуг» и в 2004 г. отменен с выходом Закона «Об основах технического регулирования в КР».

Термин “сертификация” от латинского означает «сделано верно». Фактически речь идет о подтверждении какого либо факта.

В настоящее время мы можем встретить несколько типов сертификатов:

1. Сертификат происхождения. В нем указывается место изготовления продукции. Это нужно как потребителю, так и таможенной службе. Потребитель убеждается, что приобретаемая им продукция изготовлена в соответствующей стране на соответствующем предприятии. Таможенная служба дифференцированно подходит к определению таможенного сбора в зависимости от технического уровня страны, представившей свою продукцию.

2. Сертификат подлинности. Он подтверждает, например, что данный напиток является коньяком Ассоциации вин Франции, что он изготовлен из определенных сортов винограда, выращенного в определенных районах Франции.

3. Гигиенический сертификат. Выдается службой санэпиднадзора. Он проверяет требования с точки зрения гигиены и подтверждает соответствие продукции гигиеническим нормам и правилам.

4. Сертификат соответствия. Он подтверждает соответствие продукции заданным в нормативных документах требованиям.

Сертификация - форма подтверждения соответствия, в ходе которого орган по сертификации документально удостоверяет, что продукция или процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, утилизации, работы и услуги соответствуют установленным требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводам правил или условиям договора.


Сертификат соответствия - документ, удостоверяющий, что продукция или процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, утилизации, работа и услуга соответствуют установленным требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводам правил или условиям договора.

Система сертификации - совокупность правил выполнения работ по сертификации, участников системы сертификации и правил функционирования системы в целом.

У сертификата есть дублер - это знак соответствия. Нужно отличить «знак соответствие» и «знак соответствие техническим регламентам».

Знак соответствия – обозначение, служащее для информирования покупателей о соответствии объекта сертификации требованиям, установленным системой добровольной сертификации или национальным стандартам.

Знак соответствия техническим регламентам – обозначение, наносимое на выпускаемую в обращение продукцию, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в установленном порядке.

Знак соответствия незаменим в том случае, когда сертификат выдан на большую партию продукции, а в торговой сети продукция делится на мелкие группы, реализация которых происходит в разных торговых точках. Кроме того, сертификат находится где-то в документах, а знак соответствия - на каждой продукции. Он является допуском продукции на рынок.

Идентификация продукции - процедура, посредством которой устанавливают соответствие представленной на сертификацию продукции требованиям, предъявляемым к данному виду (типу) продукции (в нормативной и технической документации, в информации о продукции).

Идентификация первый раз проводится изготовителем во время маркировки продукции или оформления эксплуатационной документации. Второй раз идентификация продукции проводится органом по сертификации до проведения сертификации.

В процессе идентификации мы удостоверяемся, что это - та самая продукция, которая должна быть. Наиболее сложно проводить идентификацию пищевой продукции. В машиностроении, как правило, проверяют продукцию на соответствие изготовителю и ремонтоспособность независимо от того, какие показатели будут определяться при сертификации.

Система сертификации представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе. Система сертификации создается государственными органами управления, предприятиями, учреждениями и организациями. В систему могут входить предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности. В систему сертификации могут входить несколько систем сертификации однородной продукции.