Файл: Планконспект проведения занятия по инженерной подготовке с личным составом наблюдательного поста 18.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


« УТВЕРЖДАЮ »
____________________
«___»__________202 г

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по инженерной подготовке

с личным составом наблюдательного поста № 18




Тема 4: . Устройство и преодоление инженерных заграждений
Занятие 1: П о к а з н о е. Классификация инженерных заграждений. Противотанковые и противопехотные минные поля. Устройство, принцип действия, поиск и обезвреживание взрывных устройств, применяемых армиями основных иностранных государств и ИрВФ, дублирующих и накладных мин, одноразовых гранатометов и огнеметов, высоких растяжек, фугасов, прикрытых противопехотными минами, мин сюрпризов. Способы устройства минно-взрывных заграждений. Невзрывные заграждения.
Цели занятия: 1. Дать базовые знания о классификации инженерных заграждений. Противотанковых и противопехотных минных полях. Невзрывных заграждениях.

2. Довести порядок поиска и обезвреживание взрывных устройств, применяемых противником. Способы устройства минно-взрывных заграждений.

Учебные вопросы:

  1. Инженерные заграждения: общие сведения

  2. Противотанковые и противопехотные минные поля. Способы устройства минно-взрывных заграждений.

3. Выполнение нормативов Н-И-14, Н-И-15, Н-И-16.

Время проведения: 120 мин.

Форма (метод) проведения: практическое.

Место проведения: тактическое поле.

Материальное обеспечение: план-конспект, оценочные ведомости, оружие и экипировка по штату.

ХОД ЗАНЯТИЙ

1. Вводная часть до 10 мин.

Довожу тему, цели, время и порядок проведения занятия с указанием учебных вопросов и времени на их отработку, действия руководителя и действия обучаемых с указанием отрабатываемых нормативов. Довожу до обучаемых требования безопасности при проведении занятия;


Учебный вопрос и время

Действия руководителя

Схема

Действия обучаемых


Учебный вопрос № 1 (20 мин)
Инженерные заграждения: общие сведения.

Противотанковые и противопехотные минные поля.

Способы устройства минно-взрывных заграждений.

Выполнение норматива

Н-И-14

Установка одиночных мин и групп мин

ПТМ типа ТМ-62с МВЧ- 62,

ТМ-89 в грунт

Выполнение норматива

Н-И-15

Развёртывание и подготовка миноискателя к работе ИМП-2

(военнослужащий)


Выполнение норматива

Н-И-16

Метание «кошки» на дальность

(военнослужащий)


Инженерные заграждения устраивают в целях нанесения потерь противнику , задержки его продвижения , создания наиболее благоприятных условий своим войскам для поражения противника всеми огневыми средствами. Инженерные заграждения устраивают во всех видах боя.

По характеру воздействий на противника и применяемым средствам ИЗ подразделяются на:

-минно-взрывные

-невзрывные

-комбинированные

Невзрывные заграждения по назначению подразделяются на противотанковые и противопехотные. К противотанковым отно­сятся рвы, эскарпы, контрэскарпы, надолбы, барьеры, завалы, к противопехотным — проволочные сети, заборы, проволока внаброс.

Проволочные сети на высоких кольях (рис. 65) устраиваются из трех—пяти рядов кольев, забитых в шахматном порядке и опле­тенных колючей проволокой.

Организация устройства: 1-й расчет (3 человека) разбивает сеть; 2-й расчет (9 групп по 2 человека) забивает колья в грунт (кувалда­ми, колотушками, ручными бабами) на глубину 0,5—0,7 м; 3-й расчет (15—20 групп по 3—4 человека) оплетает колья колючей прово­локой (наружные ряды пятью нитями — две по диагонали и три го­ризонтально; внутренние и промежутки между рядами тремя нитя­ми — две по диагонали и одна сверху). Вначале оплетают первый ряд кольев (ближайший к противнику), затем промежуток, второй ряд и т. д. При оплетке 2 человека разматывают моток колючей проволоки, а один-два человека прибивают ее к кольям скобами со слабиной (со стороны, противоположной противнику).

Проволочные сети на низких кольях («спотыкач») (рис. 66) устраиваются из нескольких рядов кольев, забитых в грунт в шах­матном порядке и оплетенных колючей проволокой.

Организация устройства: 1-й расчет (3 человека) разбивает сеть; 2-й расчет (5 групп по 2 человека) забивает колья в грунт; 3-й расчет (8 групп по 3 человека) оплетает колья проволокой. Каждый ряд проволочной сети и промежутки между рядами опле­тают в две нити. Проволоку прикрепляют скобами к торцам коль­ев. Сначала протягивают и прибивают к кольям первого ряда пер­вую нить со слабиной, затем вторую, устраивая петли, далее оплетают промежуток между первым и вторым рядами, после чего второй ряд и т. д.



Р ис. 66.

Проволочная сеть на низких кольях. На устройство 100 м сети шириной 6 м требуется 12 чел.-дн. Материалы: колючая проволока — 20 мотков, колья длиной 70 см — 350 шт., металлические скобы — 15 кг
Проволочные заборы (рис. 67) устраиваются из одного ряда ко­льев, оплетенных пятью нитями колючей проволоки, усиленных оттяжками с дополнительными двумя-тремя горизонтальными нитями на них.



Рис. 67.

Обычный (а) и усиленный (б) проволочные заборы Время на устройство 100 м обычного проволочного забора инженерно-саперным отделени­ем — 4 ч. Материалы: колючая проволока — 2 мотка, колышки — 34 шт., металлические ско­бы — 4 кг. Время на устройство 100 м усиленного проволочного забора инженерно-саперным отделением — 5 ч. Материалы: колючая проволока — 5 мотков, колышки — 68 шт., металличе­ские скобы — 5 кг

Проволочные спирали. Для изготовления проволочной спирали устраивают шаблон диаметром около 1 м, высотой 1,7 м из семи кольев, скрепленных между собой в верхней части обручем. Вни­зу в один из кольев забивают скобу. Расчет (3 человека), прикре­пив конец проволоки к этой скобе, обматывает колья шаблона 50 витками проволоки с расстояниями между ними 3—4 см. Затем проволоку обрезают, и конец ее прикрепляют ко второй скобе, забитой в верхней части кола с внутренней стороны. Связав ниж­ний конец проволоки с концом первого ее витка, расчет скрепля­ет нити между собой через один кол. Когда вязка спирали закон­

чена, вытаскивают скооы из кола, выбивают обруч или схватки, удерживаю­щие верхние концы ко­льев, и снимают спираль. В сложенном виде спи­раль перевязывают глад­кой проволокой в четы­рех местах. Для удобства перемотки и растягива­ния спирали к концам ее прикрепляют деревян­ные ручки. При установ­ке спираль растягивают на длину до 10 м, при­крепляют к вбитым со стороны торца кольям. По длине и высоте спирали перевязывают между собой скрутками из гладкой проволоки. Проволочные спи­рали устанавливают в два-три ряда по ширине и в один-два яруса по высоте (рис. 68).

Р ис. 68.

Заграждение из проволочных спиралей На устройство 100 м спирали требуется 12 чел.-дн. Ма­териалы: колючая проволока — 10—15 мотков, вязаль­ная проволока — 60—90 кг

Проволочные рогатки. Три крестовины из заостренных по кон­цам кольев скрепляют продольной жердью и оплетают колючей проволокой. Рогатки скрепляют между собой проволокой и при­крепляют к земле кольями.

На устройство одной рогатки требуется 0,4 чел.-дн. Материа­лы: колючая проволока — 7 кг, одна жердь длиной 3,5 м, шесть жердей длиной 1,5 м.

Проволочные ежи. Три заостренных кола скрепляют посереди­не проволокой и оплетают по концам колючей проволокой. Ежи скрепляют между собой и прикрепляют к земле кольями.

На устройство одного проволочного ежа требуется 0,1 чел.-дн. Материалы: колючая проволока — 2,5 кг, три кола длиной 1,5 м.

Проволока внаброс. Применяют при ограниченном времени, а также при отсутствии кольев или невозможности их забивки в грунт. Устанавливают в траве, на болотистых участках, лесосеках, в местах, покрытых камнями и валунами.

Организация устройства: одновременно в полосе шириной 4—6 м разматывают спиралями три и более мотков колючей про­волоки, которую крепят между собой и к земле кольями, рогульками, камнями. На каждый моток назначают трех человек: двое разматывают проволоку, а третий перегибает ее, образуя петли и оплетая встречающиеся камни, пни, кусты и т. п.

Для устройства 100 м заграждений требуется 1 чел.-дн. Мате­риал: колючая проволока — 3—4 мотка.

Малозаметные проволочные сети (МЗП) (рис. 69) устанавлива­ются расчетом в составе восьми человек. Нижние концы развер­нутой сети прикрепляют к земле колышками-рогульками через 1—2 м по периметру. Между собой сети соединяют вверху и внизу через 1 м кольцами или проволокой. Проволочные сети МЗП яв­ляются одновременно и противотанковыми заграждениями. Мас­са одного пакета МЗП 26 кг, размеры в свернутом виде 120x60x12 см, в развернутом —10x10 м.




Рис. 69.


Малозаметная проволочная сеть (МЗП) На устройство 100 м заграждения требуется: 100 чел.-ч и пакетов МЗП — 10 шт.

Ежи для заграждения траншей. Предназначены для задержки движения пехоты противника по траншеям при ведении боя за их удержание и сбрасываются в траншею перед движущимся против­ником.

Три заостренных кола диаметром 5—6 см скрепляют посереди­не проволокой и оплетают по концам колючей проволокой. Ежи скрепляют между собой для удобства сбрасывания и укладывают на брустверы траншеи.

Для изготовления одного ежа требуется 0,05 чел.-дн. Материа­лы: колючая проволока — 1 кг, три кола длиной 60 см.

Минное поле представляет собой участок местности (акватории), на котором в определенном порядке или бессистемно установлены мины одного или нескольких типов. Минные поля (МП) могут устанавливаться вручную и средствами механизации.

Минные поля, как правило, следует устраивать смешанные, т. е. содержащие как противопехотные, так и противотанковые мины, так как минные поля, содержащие только противопехотные или только проти-вотанковые мины, преодолеваются с меньшими трудностями.

В минном поле мины располагают по различным схемам не менее чем в 2–4 ряда. Минимальное расстояние между смежными минами принимается такое, чтобы взрыв одной мины не вызвал взрыв соседней. Так, например, между противотанковыми противогусеничными минами с зарядом ВВ массой 5–6 кг расстояние должно быть не менее 4–6 м. Максимальное расстояние между минами и рядами мин принимается из условия, чтобы танк или трактор не смог пересечь минное поле, не наехав на 1–2 мины.

Противопехотные минные поля устанавливаются из фугасных и осколочных мин. Они могут устанавливаться перед противотанковыми минными полями, перед невзрывными заграждениями или в сочетании с ними и на участках местности, недоступных для действия механизированных войск.

По фронту минные поля составляют от нескольких десятков до сотен метров, а в глубину - 10 - 15 метров и более. Минные поля могут состоять из 2 - 4 и более рядов с расстоянием между рядами более 5 м, а между минами в ряду для фугасных мин - не менее 1 м. Расход на 1 км минного поля - 2 - 3 тыс. мин.

Противопехотные минные поля устанавливают минными заградителями ПМ3-4, с помощью автомобилей, оборудованных лотками и вручную.

За 10 ч подготовленный взвод может установить 3000 - 4000 мин.

С применением заградителей противопехотные фугасные мины раскладываются на поверхность грунта.
Мины, взрыватели, принадлежности и инструмент, приготовленные для установки, наводятся в 3-5м от места установки мины.

Взять мину с взрывателем и необходимыми принадлежностями и установить её:

сигнальная мина СМ

ПТМ типа ТМ-62 с МВЧ-62, ТМ-89 в грунт

ПТМ типа ТМ-62 с МВН-80 в грунт

ППМ типа ПМН в грунт

ППМ типа ОЗМ в грунт

ППМ типа МОН

Оценочные показатели:

«Отлично» - 5 мин

«Хорошо» - 5 мин 20 сек

«Удовлетворительно» - 6 мин
Личный состав в готовности к действиям. Миноискатель находится в укладочном чемодане рядом с военнослужащим.

Развернуть миноискатель и подготовить его к работе:

ИМП

ИМП-2, ИМП-С

Оценочные показатели:

«Отлично» - 6 мин

«Хорошо» - 7 мин

«Удовлетворительно» - 8 мин
Военнослужащий на удалении 20 м от возможной границы минного поля из положения с колена забрасывает кошку и в положении лёжа протраливает местность.
Оценочные показатели:

«Отлично» - 25 м

«Хорошо» - 22 м

«Удовлетворительно» - 20 м





Руководитель объявляет тему, учебные цели, учебные вопросы, требования безопасности и порядок проведения занятия.

Стоят в двушереножном строю, слушают, уясняют.


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

10 мин

Выстраиваю подразделение.

Напоминаю тему, цели занятия, отмечаю лучших, указываю недостатки. Даю задание на самоподготовку.

Стоят в двухшереножном строю, слушают, отвечают на вопросы



Руководитель занятий
___________________________________________