Файл: Лектор Татьяна Юрьевна Казакова, ветеран спо, экскомандир спо Арбуз Ребята в лагере.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психовозрастные особенности детей

Лектор: Татьяна Юрьевна Казакова, ветеран СПО, экс-командир СПО «Арбуз»

Ребята в лагере:

ожидания вожатого
  • Послушные, понимают вожатого с полуслова.
  • Неконфликтные, вежливые.
  • Охотно встают по утрам, всегда без напоминания соблюдают правила личной гигиены, делают зарядку, дежурят по отряду, столовой.
  • Живо откликаются на любое предложение вожатого.
  • Сами находят себе полезные занятия.
  • Физически и интеллектуально хорошо развитые.
  • И другие идеальные характеристики

Реальность полна разочарований….


Возрастные особенности

младших детей (6-9 лет)
  • руки и ноги растут быстрее тела;
  • улучшается координация глаз и рук;
  • сердечно-сосудистая система отстаёт в своём развитии от других органов и систем, что приводит к быстрой утомляемости, особенно от однообразных движений;
  • слабая мускулатура, что повышает травмоопасность во время подвижных игр.

Узнай меня

любознательность, желание научиться различать что такое «хорошо» и что такое «плохо»;

высокий уровень активности, подвижность;

конкретность мышления;

подражательность, авторитет старшего товарища;

суждения и оценки взрослых становятся суждениями и оценками самих детей;

большая впечатлительность;

лучшая награда - похвала;

неумение долго концентрировать своё внимание на чём-либо, однозадачность.

Основные

психологические характеристики:

быстрая утомляемость;

множество вопросов

Возможные трудности

раздражительность

тоска по дому

быстрое переключение внимания;

копирование привычек

впечатлительность

как можно чаще поощряйте и хвалите детей;

внимательно выслушайте и отвечайте столько раз, сколько необходимо для понимания;

дайте задание, чтобы ребёнок почувствовал себя нужным в данной обстановке;

организуйте подвижные игры для ребят;

.

быстро подводите игру к результату;

помогайте детям следить за гигиеной и чистотой;

Советы вожатому:

Возможные проблемы

Варианты их решения

Тоска по дому

 

 

 

 

Отвлечь интересными делами, переключить вни­мание

Задают множество вопросов

Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания

Быстро утомляются

Создать условия для быстрого достижения резуль­тата в игре, соревновании, в труде

Не имеют навыков самообслу­живания(не умеют застелить постель, теряют вещи, и т.д.)

 

Терпеливо приучать к порядку


Готовы пробовать все на вкус

Рассказать о ядовитых ягодах и растениях

Потеряли интерес к занятиям, рассеянное внимание

Частая смена видов деятельности, которые не должны быть продолжительными по времени

Слезы и страхи в темноте

Не оставлять ребенка одного в темноте

 

Копируют привычки, манеры поведения, лексикон взрослых

Стремится не подавать им дурного примера

Впечатлительны

 

 

Не рассказывать сказки и истории с плохим кон­цом, «страшилки»

 

Постоянно рискуют, склонны к травматизму

Избегать чрезмерных ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, следя при этом за правилами безопасности

 

 

 

 

Ребенок 7 лет. Постоянно висит на вожатом. - Что делать? И как с этим жить?


Возрастные особенности

среднего возраста (10-12 лет)
  • рост девочек опережает рост мальчиков;
  • начинается половое созревание;
  • учащается сердцебиение;
  • ускоряется развитие скелета, ног, рук.
  • активно развивается нервная система ребенка, отличаясь повышенной возбудимостью

Деятельность

Дела

Эмоции

Стресс

Интересы

Энергия

7 характеристик

Воля

активная практическая деятельность

Поручения выполняют легко и охотно

Бурно проявляются эмоции

Неудача вызывает резкую потерю интереса к делу

интересы постоянно меняются

Энергичны, быстры, настойчивы, инициативны

Укрепляется волевая сфера

Основные

психологические характеристики:

обидчивость

повышенная чувствительность

Возможные трудности

не соблюдение режима дня

Действия «наперекор»

замкнутость

непослушание

обстоятельные ответы на многочисленные вопросы детей;

обеспечьте мускульную активность;

организуйте коллективные игры

.

используйте поощрения;

Советы вожатому:

разумное направление пробуждающихся интересов;

Возможные проблемы

Варианты их решения

Обидчивость, повышенная чувствитель­ность с несправедливости

Внимательное, доброе, чуткое отношение к детям, стремление разобраться в при­чинах поведения детей

Бодрствование после отбоя, различные ночные занятия

Стремится переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходи­мостью общения

Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры

Знать секреты детей, совместно сохра­нять их, разумно использовать

 

Данил, 12 лет. С первого дня над ним начали подшучивать ребята. Он замкнулся в себе, боится общения со сверстниками. - Что делать? И как с этим жить?


Возрастные особенности

подросткового возраста (12-14 лет)
  • девочки выше мальчиков
  • половое созревание
  • быстрый рост мускулатуры
  • завершение роста скелета
  • усиливаются различия между детьми, некоторые уже повзрослели, а некоторые только начинают взрослеть

Антагонизм между М / Д

Мнение группы важнее мнения взрослого

Стремление к соревновательности

Появляется интерес к деньгам

Сопротивляются критике

Испытывают внутреннее беспокойство

Горячий энтузиазм, который быстро гаснет

Основные

психологические характеристики:

замкнутость

частая смена настроение

Возможные трудности

агрессивность

ранимость

неподчинение взрослым

действия опережают мысли

воздействуйте опосредованно - через друзей

используйте общей энтузиазма при выполнении дел

организуйте коллективных игр

.

предпочтение спортивным играм

Советы вожатому:

будьте честными

Возможные проблемы

Варианты их решения

Замкнутость, агрессивность, легкая ранимость. Чередование плохого и хорошего настрое­ния. уход в «себя»

 

Поведение этого ребенка зависит от того, как взрос­лый сумеет найти с ним общий язык, завоевать его доверие, авторитет. Используйте индивидуальный подход.

Неподчинение взрослым, критиканство. Вызывающее пове­дение. Действия опережают мысли.

Пытаться понять подростков, понять причины того или иного поступка, тактично направлять их дейст­вия в нужное русло, стать приятным собеседником

Семен, 14 лет. Импульсивен, невнимателен, излишне активен - бегает взад-вперёд, редко занимается чем-то, задирается, постоянно убегает. - Что делать? И как с этим жить?


Возрастные особенности


старшего подросткового возраста

(15-17 лет)
  • наступает зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями
  • завершается рост скелета
  • усиливаются различия среди детей
  • развивается мужское и женское поведение

Проявляются крайности в поведении

Первая любовь

Выбор будущей профессии

Появляется тяга к самопознанию

растет социальная активность

беспокойство о своей внешности

кризис «независимости»

Основные

психологические характеристики:

Недовольство внешностью

Возможные трудности

ранимость

развитие комплексов

могут иметь вредные привычки

Активно вовлекать в организаторскую деятельность

Учитывать в работе повышенный интерес мальчиков и девочек друг к другу

Помощь в принятии подростком себя и его сверстниками

.

Излишне не давить на поведение подростка

Советы вожатому:

ВМЕСТЕ проводить активные творческие дела

Возможные проблемы

Варианты их решения

 Недовольство внешностью

 

В беседе разъяснять подростку, что все люди меня­ются. у всех разная внешность, но все-таки - глав­ное. что у человека в душе. Рассказать о разных способах, способных сгладить недостатки внешно­сти

Марина 16 лет отказала Саше в медленном танце. Теперь он всячески достает ее и подговаривает остальных не общаться с ней. - Что делать? И как с этим жить?


Принимать ребенка таким, каков он есть.

Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

Внушать ребенку, что он выполнит задуманное, если только поверит в себя, и будет работать.

Жить с ребенком общей жизнью.

.

Помнить, что воспитывают не слова, а пример.

.