Файл: Лектор Татьяна Юрьевна Казакова, ветеран спо, экскомандир спо Арбуз Ребята в лагере.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психовозрастные особенности детей
Лектор: Татьяна Юрьевна Казакова, ветеран СПО, экс-командир СПО «Арбуз»
Ребята в лагере:
ожидания вожатого
- Послушные, понимают вожатого с полуслова.
- Неконфликтные, вежливые.
- Охотно встают по утрам, всегда без напоминания соблюдают правила личной гигиены, делают зарядку, дежурят по отряду, столовой.
- Живо откликаются на любое предложение вожатого.
- Сами находят себе полезные занятия.
- Физически и интеллектуально хорошо развитые.
- И другие идеальные характеристики
Реальность полна разочарований….
Возрастные особенности
младших детей (6-9 лет)
- руки и ноги растут быстрее тела;
- улучшается координация глаз и рук;
- сердечно-сосудистая система отстаёт в своём развитии от других органов и систем, что приводит к быстрой утомляемости, особенно от однообразных движений;
- слабая мускулатура, что повышает травмоопасность во время подвижных игр.
Узнай меня
любознательность, желание научиться различать что такое «хорошо» и что такое «плохо»;
высокий уровень активности, подвижность;
конкретность мышления;
подражательность, авторитет старшего товарища;
суждения и оценки взрослых становятся суждениями и оценками самих детей;
большая впечатлительность;
лучшая награда - похвала;
неумение долго концентрировать своё внимание на чём-либо, однозадачность.
Основные
психологические характеристики:
быстрая утомляемость;
множество вопросов
Возможные трудности
раздражительность
тоска по дому
быстрое переключение внимания;
копирование привычек
впечатлительность
как можно чаще поощряйте и хвалите детей;
внимательно выслушайте и отвечайте столько раз, сколько необходимо для понимания;
дайте задание, чтобы ребёнок почувствовал себя нужным в данной обстановке;
организуйте подвижные игры для ребят;
.
быстро подводите игру к результату;
помогайте детям следить за гигиеной и чистотой;
Советы вожатому:
Возможные проблемы | Варианты их решения |
Тоска по дому | Отвлечь интересными делами, переключить внимание |
Задают множество вопросов | Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания |
Быстро утомляются | Создать условия для быстрого достижения результата в игре, соревновании, в труде |
Не имеют навыков самообслуживания(не умеют застелить постель, теряют вещи, и т.д.) | Терпеливо приучать к порядку |
Готовы пробовать все на вкус | Рассказать о ядовитых ягодах и растениях |
Потеряли интерес к занятиям, рассеянное внимание | Частая смена видов деятельности, которые не должны быть продолжительными по времени |
Слезы и страхи в темноте | Не оставлять ребенка одного в темноте |
Копируют привычки, манеры поведения, лексикон взрослых | Стремится не подавать им дурного примера |
Впечатлительны | Не рассказывать сказки и истории с плохим концом, «страшилки» |
Постоянно рискуют, склонны к травматизму | Избегать чрезмерных ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, следя при этом за правилами безопасности |
Ребенок 7 лет. Постоянно висит на вожатом. - Что делать? И как с этим жить?
Возрастные особенности
среднего возраста (10-12 лет)
- рост девочек опережает рост мальчиков;
- начинается половое созревание;
- учащается сердцебиение;
- ускоряется развитие скелета, ног, рук.
- активно развивается нервная система ребенка, отличаясь повышенной возбудимостью
Деятельность
Дела
Эмоции
Стресс
Интересы
Энергия
7 характеристик
Воля
активная практическая деятельность
Поручения выполняют легко и охотно
Бурно проявляются эмоции
Неудача вызывает резкую потерю интереса к делу
интересы постоянно меняются
Энергичны, быстры, настойчивы, инициативны
Укрепляется волевая сфера
Основные
психологические характеристики:
обидчивость
повышенная чувствительность
Возможные трудности
не соблюдение режима дня
Действия «наперекор»
замкнутость
непослушание
обстоятельные ответы на многочисленные вопросы детей;
обеспечьте мускульную активность;
организуйте коллективные игры
.
используйте поощрения;
Советы вожатому:
разумное направление пробуждающихся интересов;
Возможные проблемы | Варианты их решения |
Обидчивость, повышенная чувствительность с несправедливости | Внимательное, доброе, чуткое отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения детей |
Бодрствование после отбоя, различные ночные занятия | Стремится переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения |
Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры | Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать |
Данил, 12 лет. С первого дня над ним начали подшучивать ребята. Он замкнулся в себе, боится общения со сверстниками. - Что делать? И как с этим жить?
Возрастные особенности
подросткового возраста (12-14 лет)
- девочки выше мальчиков
- половое созревание
- быстрый рост мускулатуры
- завершение роста скелета
- усиливаются различия между детьми, некоторые уже повзрослели, а некоторые только начинают взрослеть
Антагонизм между М / Д
Мнение группы важнее мнения взрослого
Стремление к соревновательности
Появляется интерес к деньгам
Сопротивляются критике
Испытывают внутреннее беспокойство
Горячий энтузиазм, который быстро гаснет
Основные
психологические характеристики:
замкнутость
частая смена настроение
Возможные трудности
агрессивность
ранимость
неподчинение взрослым
действия опережают мысли
воздействуйте опосредованно - через друзей
используйте общей энтузиазма при выполнении дел
организуйте коллективных игр
.
предпочтение спортивным играм
Советы вожатому:
будьте честными
Возможные проблемы | Варианты их решения |
Замкнутость, агрессивность, легкая ранимость. Чередование плохого и хорошего настроения. уход в «себя» | Поведение этого ребенка зависит от того, как взрослый сумеет найти с ним общий язык, завоевать его доверие, авторитет. Используйте индивидуальный подход. |
Неподчинение взрослым, критиканство. Вызывающее поведение. Действия опережают мысли. | Пытаться понять подростков, понять причины того или иного поступка, тактично направлять их действия в нужное русло, стать приятным собеседником |
Семен, 14 лет. Импульсивен, невнимателен, излишне активен - бегает взад-вперёд, редко занимается чем-то, задирается, постоянно убегает. - Что делать? И как с этим жить?
Возрастные особенности
старшего подросткового возраста
(15-17 лет)
- наступает зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями
- завершается рост скелета
- усиливаются различия среди детей
- развивается мужское и женское поведение
Проявляются крайности в поведении
Первая любовь
Выбор будущей профессии
Появляется тяга к самопознанию
растет социальная активность
беспокойство о своей внешности
кризис «независимости»
Основные
психологические характеристики:
Недовольство внешностью
Возможные трудности
ранимость
развитие комплексов
могут иметь вредные привычки
Активно вовлекать в организаторскую деятельность
Учитывать в работе повышенный интерес мальчиков и девочек друг к другу
Помощь в принятии подростком себя и его сверстниками
.
Излишне не давить на поведение подростка
Советы вожатому:
ВМЕСТЕ проводить активные творческие дела
Возможные проблемы | Варианты их решения |
Недовольство внешностью | В беседе разъяснять подростку, что все люди меняются. у всех разная внешность, но все-таки - главное. что у человека в душе. Рассказать о разных способах, способных сгладить недостатки внешности |
Марина 16 лет отказала Саше в медленном танце. Теперь он всячески достает ее и подговаривает остальных не общаться с ней. - Что делать? И как с этим жить?
Принимать ребенка таким, каков он есть.
Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
Внушать ребенку, что он выполнит задуманное, если только поверит в себя, и будет работать.
Жить с ребенком общей жизнью.
.
Помнить, что воспитывают не слова, а пример.
.