Файл: Проект разработан учителем музыки и мхк Часовниковой Оксаной Аркадьевной маоу сош 65 г. УланУдэ имени Г. С. Асеева.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проект разработан учителем музыки и МХК: Часовниковой Оксаной Аркадьевной МАОУ «СОШ № 65 г. Улан-Удэ имени

Г. С. Асеева»

Актуальность


Данная тема была нами выбрана не случайно. Все чаще и чаще современные школьники стали забывать о том, как

красива природа нашей Родины. Какие

прекрасные строки посвящали писатели

родной стороне. А на эти стихи знаменитые композиторы сочиняли музыку. Тонкий мир

поэтических образов природы отразился в картинах художников.

Основополагающим в выборе темы является то, что ребята научатся

определять своеобразие изображения времен года различными видами искусства

Цели проекта

  • выявить возможные

связи музыки, литературы и

изобразительного искусства;

отдельного
  • показать умения учеников

использовать приобретенный в

ученика или группы

школе

исследовательский опыт;
  • реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;
  • продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки ,изобразительного искусства, литературы;
  • подняться на более высокую ступень,

  • образованности, развития, социальной зрелости.

Задачи

  • Раскрыть многогранность художественно-образного воплощения предложенной темы различными видами

  • искусства. Познакомить с музыкой П.И. Чайковского «Времена года», с творчеством русских художников;
  • Развивать слуховое и эмоционально – образное мышление в

  • процессе восприятия музыки;
  • Развивать творческие способности;
  • Определять настроение в пейзаже и сравнивать с музыкой;
  • Находить средства выразительности и формы воплощения в музыки и ИЗО;
  • Научиться самостоятельно находить нужную информацию о видах искусства, систематизировать эту информацию;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, Отечеству. Формировать нравственную отзывчивость.

Оборудование и материалы


Презентация «Музыка и живопись»;

- Таблица сравнения музыкальных и

живописных средств выразительности;

  • Таблица соответствия цвета и звука, эстетических эмоций;
  • Раздаточный материал;

  • - Проектор, компьютер, музыкальный центр.

Этапы работы над проектом:

  • Предпроектный этап (подготовительный)

  • Предложение темы исследования - 5 мин.;
  • Этап реализации проекта.

  • Организация работы. Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом – 40 мин.;
  • Презентация (завершающий этап, этап

  • практического использования проекта) – 30

    мин. ;
  • Рефлексия (обсуждение полученных результатов) – 5 мин.

Организация участников проекта.

  • Сначала формируются рабочие группы обучающихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учеников к логичным рассуждениям, к

  • формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются

    школьники разного пола, разной

    успеваемости, различных социальных групп.

Что изображено на картинах русских художников ?

Что изображено на картинах русских художников ?

Предполагаемые ответы: картины природы, пейзаж

Лексическая работа

В энциклопедии Даля дается следующее определение: пейзаж – это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего

мира.

В Википедии определение следующее: пейзаж (фр. Paysage,

от pays — страна, местность), в живописи и фотоискусстве — тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).

Эпиграф - короткий текст, цитата, изречение,

помещаемые перед сочинением и характеризующие его основную идею.

Природа – это универсальный и прекрасный мир, который вдохновляет поэтов и писателей, художников и музыкантов на создание неповторимых образов времен года. Они передают свои чувства через слова, звуки, цвета.

Тема нашего проекта

«Времена года в музыке, литературе и живописи»

Придумала мать дочерям имена, Вот Лето и Осень, Зима и Весна. Приходит Весна – зеленеют леса, И птичьи повсюду звенят голоса. А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды, Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

Ребята, скажите, о чем идет речь в стихотворении?


А. Вивальди

П.И. ЧайковскИЙ

Ребята, скажите, что объединяет этих композиторов ?
  • научиться анализировать подобранную литературу, музыку,

  • картины художников используя таблицы
  • учиться делать выводы
  • учиться работать в группах при освоении умений и навыков по созданию творческого проекта
  • должны научиться подбирать информацию из разных источников

????

1.Создать творческую группу 2.Выбрать руководителя группы 3.Распределить роли членов группы

Распределитесь на 4 группы: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»


Руководитель творческой группы

Музыковеды

Задачи:

1.Прослушать музыку П.И.Чайковского

«Времена года» 2.Сделать анализ (заполнить таблицу) используя таблицу

эмоциональных терминов 3.Сопоставить

музыкальные

фрагменты с картинами

Художники Задачи:

1. Рассказать о настроении в картине

2.Показать аспекты цветового решения разных времен года.

3.Нарисовать рисунок

Литературоведы Задачи:
  • Подобрать или сочинить стихи,

  • загадки, пословицы, поговорки

    о временах года;
  • Написать мини-сочинение о временах года;
  • Прочесть их.

В проекте использовано музыкальное произведение

«Времена года»

Композитор – Пётр Ильич Чайковский (1840 – 1893)

Цикл «Времена года» П.И. Чайковского, пьесы:

  • Январь - У комелька
  • Февраль - Масленица
  • Март - Песнь жаворонка
  • Апрель - Подснежник
  • Май - Белые ночи
  • Июнь - Баркарола
  • Июль - Песнь косаря
  • Август - Жатва
  • Сентябрь - Охота
  • Октябрь - Осенняя песнь
  • Ноябрь - На тройке
  • Декабрь - Святки
  • У детей сформировано восприятие и понимание

  • музыкального произведения
  • Дети определяют жанр прослушанного произведения музыки и живописи
  • Умеют выявлять разнообразный характер музыки

  • и настроение в пейзажах художников.
  • Применение полученных знаний и умений в творческих работах

Весна
  • Весенний день год

кормит
  • Весна красна цветами,

а осень – пирогами
  • Весною сутки мочит, а

час сушит
  • Май холодный – год

не голодный
  • Апрель с водой, май с

травой

Лето
  • Худое лето, коли сена


нету
  • Что летом родится, то

зимой пригодится
  • Без росы и трава не

растет
  • Лето – приносиха,

зима – подбериха
  • Солнце пригреет – все

поспеет

Осень
  • Холоден сентябрь, да

сыт
  • Осенью и у воробья

пир
  • Весна красна цветами,

а осень – снопами
  • В октябре ни на

колесах, ни на санях

Зима
  • Сугроб да вьюга – два

друга
  • Декабрь год кончает,

а зиму начинает
  • В зимний холод

всякий молод
  • Холодная зима –

жаркое лето
  • Мороз не велик, да стоять не велит

ж Я люблю лето. Мне нравятся изумрудные краски этого аркого, щедрого времени года. Люблю слушать шелест

листьев, трав, люблю смотреть, как качаются верхушки

деревьев, слушать пение птиц, жужжание пчел, смотреть, как бабочки порхают с одного цветка на другой.

Вика А.

Осень на картине передает печаль прощальных дней, печаль падающих листьев, пожухлых трав, предзимнего солнца, слабо пригревающего землю

Осень изображена золотой. Мы видим березки, густо усыпанные желтыми листьями, осинки, с которых уже

слетела листва. Красавица-береза одиноко стоит на берегу реки. Плавно несет свои воды голубая река, в которой отражаются багряные листья кустарников.

Какую любовь к природе нужно нести в душе, чтобы написать такую замечательную картину. Не случайно Левитана называли «певцом русской природы».

Андрей К.

Еще совсем недавно все было-белым бело, завалено снежными сугробами. Река была скована льдом, березы

грустно качали серыми ветками, а сосны потрескивали от ночных заморозков. Но сквозь облака стало чаще проглядывать солнце. Закапала звонкая капель. Зажурчали

ручьи - побежали к реке. И перед нами уже не застывший стеклянный мертвый лед, а прозрачная гладь воды. В ней,

как в зеркале, отражаются облака и солнце, прибрежные рощи. Весеннее небо, тоже отражаясь в воде, делает ее голубой и бездонной.

Еще пуста и сыра земля, но все готово к пробуждению. Я очень люблю Весну!

Максим С.

Целый день падал снег. Постепенно черные ветки

деревьев обросли мягкими белыми подушечками. Стало очень тихо и спокойно. Кажется, что даже шум города потонул в белых хлопьях.

Настя П.

Выразите свое эмоциональное состояние


Музыка и живопись дополняют друг друга
, усиливают воздействие изобразительного и музыкального произведения на человека.

Мы поняли что природа творит с поэтами, художниками, композиторами чудеса, и

вдохновляет их на прекрасные строки, на яркие и блеклые полотна, на чувственную музыку, что пронзает тебя насквозь.

Музыка

форма

мелодия

Ритмический рисунок

Звуковая палитра

аккорд

тембр

фактура

темп

Живопись

композиция

линия

ритм

Цветовая гамма

пятно

колорит

мазок

Статика-динамика

Июль. Песнь косаря

Декабрь. Святки

Июнь. Баркарола

Январь. У камелька

Май. Белые ночи

Ноябрь. На тройке

Август. Жатва

Февраль. Масленица

Апрель. Подснежник

Октябрь. Осенняя песнь

Сентябрь. Охота

Март. Песня жаворонка

Нажмите клик на динамический звук

, послушайте музыкальный фрагмент до конца, затем кликните

мышкой на кнопку , и вы узнаете правильный ответ. Подберите фрагменты для своего времени года.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.
  • "Святки". Декабрь:

  • Раз в крещенский вечерок Девушки гадали,

    За ворота башмачок Сняв с ноги бросали." В.А.Жуковский
  • "У камелька". Январь:

  • "И мирной неги уголок Ночь сумраком одела.

    В камине гаснет огонек, И свечка нагорела."

    А.С.Пушкин
  • "Масленица". Февраль:

  • "Скоро масленицы бойкой Закипит широкий пир."

    П.А.Вяземский.
  • Песня жаворонка". Март: "Поле зыблется цветами,

  • В небе льются света волны. Вешних жаворонков пенья Голубые бездны полны" А.Н.Майков
  • "Подснежник". Апрель: "Голубенький чистый Подснежник: цветок, А подле сквозистый

  • Последний снежок. Последние слезы О горе былом

    И первые грезы

    О счастьи ином..." А.Н.Майков
  • "Белые ночи". Май:

  • "Какая ночь! На всем какая нега!

    Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега

    Как свеж и чист твой вылетает май!" А.А.Фет
  • "Баркарола". Июнь:

  • "Выйдем на берег, там волны Ноги нам будут лобзать,

    Звезды с таинственной грустью Будут над нами сиять" А.Н.Плещеев
  • "Песнь косаря". Июль:

  • "Раззудись, плечо Размахнись рука! Ты пахни в лицо, Ветер с полудня!" А.В.Кольцов
  • "Жатва". Август: "Люди семьями Принялися жать,

  • Косить под корень Рожь высокую!

    В копны частые Снопы сложены.

    От возов всю ночь Скрыпит музыка." А.В.Кольцов