Файл: Реферат по дисциплине Региональная экономическая безопасность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Стабильность и устойчивость региональной экономики, предполагающие защиту собственности всех форм, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской деятельности, борьбу с экономическими правонарушениями, балансирование распределения доходов и расходов.

Способность к саморазвитию и прогрессу – создание благоприятного климата для инвестиционных вложений и инновационной деятельности, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и культурного уровня работающего населения.

Структура формирования социально-экономической безопасности регионов России должна представлять собой комплекс экономических, экологических, правовых, геополитических и иных условий, которые призваны обеспечивать:

  • защиту интересов страны и ее территорий в отношении ресурсного потенциала;

  • предпосылки для сохранения и выживания региональных структур в условиях возможного кризиса и будущего развития;

  • конкурентоспособность регионов на внутренних и мировых рынках;

  • устойчивость финансового положения страны; - развитие региональной инфраструктуры;

  • содействие развитию предприятий, ассоциаций, региональных финансово-промышленных групп и комплексов;

  • создание внутренней и внешней защищенности от возможных негативных воздействий.

В комплексе мер, формирующих систему экономической безопасности региона, решающее значение должно принадлежать упреждению потенциальных и реальных угроз. Важно оценивать и прогнозировать влияние всех ожидаемых угроз, а также экономических и неэкономических воздействий на них.

Основные угрозы экономической безопасности региона условно можно разделить на две группы: внутренние и внешнеэкономические (рис. 2.).



Рисунок 2 – Угрозы экономической безопасности региона

К внутренним угрозам относятся угрозы, возникающие в реальном секторе экономики (спад производства, сокращение основных фондов, потеря рынков сбыта, снижение инвестиционной и инновационной деятельности), угрозы социальной сферы (рост безработицы, ухудшение уровня жизни населения), производственные и энергетические угрозы (преобладание импортной продукции на рынке, сокращение производства энергии, завышении расходов на производство продукции).


Внешние угрозы включают в себя валютно-финансовые (отток валютных средств, увеличение внешнего долга), экономические (потери внешних рынков, криминализация экономики) и внешнеэкономические угрозы (территориальный сепаратизм, политическая нестабильность).

Таким образом, внутренние и внешние угрозы обеспечения экономической безопасности территориальных образований надо рассматривать как состояние защищенности жизненно важных экономических интересов личности, населения, территориального сообщества и государства через оценку факторов влияния на экономическую безопасность объекта (региона, муниципального образования, промышленного комплекса и т. д.), а также оценку риска способности экономической безопасности объекта противостоять угрозам повышения его хозяйственного потенциала.

Совокупность этих факторов оказывает негативное воздействие на процесс развития внешней и внутренней обстановки и может дестабилизировать ситуацию, создав ряд реальных угроз безопасности страны.

Анализ угроз экономической безопасности регионов России показывает, что главные из них в настоящее время носят преимущественно внутренний характер и сосредоточены во внутриполитической и социально-экономической сферах [9, с. 14]. Повышение экономической безопасности региона является необходимым условием обеспечения защиты его социально-экономических отношений от внутренних и внешних угроз.

Таким образом, под угрозами экономической безопасности региона следует понимать совокупность условий, препятствующих удовлетворению региональных потребностей или создающих опасность сокращения производственного потенциала хозяйствующих субъектов, нецелевого и нерационального использования природных, материальных, финансовых, трудовых ресурсов, усиление зависимости региона от межбюджетных трансфертов, углубление социальной дифференциации населения, обострение межнациональных и межэтнических конфликтов.

Использование системы управления экономической безопасности региона, построенной на взаимодействии органов власти и общества, в основу которой положено распределение функций и ответственности между министерствами и ведомствами региона позволит не только предотвратить угрозы экономической безопасности региона, но и существенно улучшит социально-экономическую ситуацию в регионе.

Укреплению экономической безопасности регионов должно способствовать совершенствование государственного регулирования экономического роста путем:


  • разработки концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования;

  • создания комплексной системы контроля над рисками, включая: проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики, стимулирование и поддержку развития рынка инноваций, наукоемкой продукции, развитие перспективных технологий общего и специального назначени.

Необходимо разрабатывать комплексные целевые программы по обеспечению экономической безопасности регионов. Важно отметить, что в настоящее время большинство региональных целевых программ имеют отношение к экономической безопасности, однако ни в названиях, ни в целях и задачах этих программ термин безопасность не употребляется.

Таким образом, экономическая безопасность региона – это совокупность текущего состояния условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость развития экономической территории, определенную независимость и взаимодействие с экономикой страны.


2.Характеристика экономической безопасности Кемеровской области



Экономическая безопасность региона определяется, прежде всего, состоянием экономики региона в целом.

В регионе должна быть обеспечена стабильность, устойчивость и поступательность как социальных, так и экономических процессов, должен быть создан потенциал, обеспечивающий конкурентоспособность региональной экономики.

Региональная экономическая политика, учитывающая специфику региона, является важнейшим фактором, обеспечивающим экономическую безопасность региона.

В настоящее время среди основных проблем, влияющих на состояние экономической безопасности и, как следствие, на развитие региона, можно выделить:

- монополизм крупного капитала,

- депрессивность экономических субъектов различного уровня,

- безработицу,

- территориальную концентрацию бедности,

- наличие беженцев,

- криминализацию общественных и экономических отношений.

Можно выделить ряд мероприятий организационно-экономического характера, которые позволят повысить уровень экономической безопасности в Кемеровской области:

- повысить уровень подготовки кадров для работы в органах, связанных с борьбой с экономическими преступлениями;

- внедрить научные разработки в деятельность органов по борьбе с экономическими преступлениями;

- работа по борьбе с коррупцией среди сотрудников органов внутренних дел, связанных с борьбой с экономическими преступлениями.

На экономическую безопасность Кемеровской области влияют различные факторы. К ним можно отнести следующие факторы:

  1. экологическая ситуация в области

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области почти 60% населения региона проживают в зоне экологического бедствия [15].

В 2018 г. Советом народных депутатов Кемеровской области была утверждена Стратегия социально-экономического развития региона на период до 2035 года [13], в которой содержатся решения о разработке конкретных механизмов и инструментов для управления не только регионом в целом, но и природопользованием в частности. Для достижения стратегической экологической цели была разработана комплексная научно-техническая программа полного инновационного цикла «Чистый уголь – зеленый Кузбасс». По сути это будет новой управленческой платформой, которая позволит сохранить традиционные драйверы экономического роста и существенно снизить негативное воздействие на окружающую среду. Ключевым механизмом этой платформы должен стать первый в России региональный экологический стандарт, разработка которого началась в 2018 г. Кемеровским государственным университетом.


Экологический стандарт Кемеровской области будет включать в себя обоснование критериев и показателей экологической эффективности применяемых на предприятиях Кузбасса природоохранных технологий и рекомендации по наилучшим доступным технологиям, которые позволят в дальнейшем повысить экологическую эффективность до 80 % и выше.

Тем не менее, экологическая ситуация в Кемеровской области стала лучше по нескольким ключевым показателям. В последние годы в Кузбассе устойчиво снижаются показатели вредного воздействия на окружающую среду. Чище стали также реки и озера Кузбасса, во многих из которых водятся такие ценные рыбы, как хариус и таймень. Количество сточных вод, не прошедших очистку, снизилось до 30%. Уменьшилось в Кемеровской области и количество твёрдых отходов – их стало на 3,5% меньше, в т.ч. благодаря развитию отрасли переработки мусора. Больше 60 предприятий в Кузбассе занимается сортировкой и переработкой пластмассы, древесины, металла, золошлаковых отходов, аккумуляторов и ламп, содержащих ртуть. Специфика угроз экономической безопасности Кемеровской области в значительной степени обусловлена ее социальными и экономическими особенностями, связанными с сырьевой ориентации региона, богатыми месторождениями угля ценных пород. Одним из наиболее актуальных видов преступной деятельности являются преступления в угольной отрасли региона.

2) продовольственная безопасность в области

Внешнеторговый оборот Кемеровской области Кузбасса за 2020 год составил 12 414,7 млн. долларов США и по сравнению с 2019 годом уменьшился на 3 336,4 млн. долларов США (на 21,2%). В структуре товарооборота доля экспорта составила 93,6%, доля импорта – 6,4% (в 2019 году – 94,5% и 5,5% соответственно). Положительное сальдо внешнеторгового баланса уменьшилось на 22,7% и составило 10 834,9 млн. долларов США [15].

Итоги внешней торговли Кузбасса за 2019-2020 гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1– Итоги внешней торговли Кузбасса за 2019-2020 гг.

Показатель

2019 г.

2020 г.

2020 г.

в %

к 2019 г.

Стоимость,

млн. долл. США

Уд. Вес,%

Стоимость, млн. долл. США

 Уд. Вес,%

ТОВАРООБОРОТ - ВСЕГО

15751,1

100

12414,7

100

78,9

в том числе:

 

 

 

 

 

страны дальнего зарубежья

14262,9

90,6

11002,4

88,6

77,1

страны СНГ

1488,2

9,4

1412,4

11,4

94,9

 

 

 

 

 

 

ЭКСПОРТ

14886

94,5

11624,8

93,6

78,1

в том числе:

 

 

 

 

 

страны дальнего зарубежья

13475,1

90,5

10263,2

88,3

76,2

страны СНГ

1410,9

9,5

1361,6

11,7

96,5

 

 

 

 

 

 

ИМПОРТ

865,1

5,5

789,9

6,4

91,3

в том числе:

 

 

 

 

 

страны дальнего зарубежья

787,8

91,1

739,2

93,6

93,8

страны СНГ

77,3

8,9

50,7

6,4

65,6