Файл: Реферат по дисциплине Региональная экономическая безопасность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Импорт продовольствия составляет 6,4%, что связано с введенными санкциями против России и является негативным фактором с точки зрения продовольственной безопасности Кемеровской области [15].

  1. Структурные сдвиги в экономике

Пороговое значение доли обрабатывающей промышленности составляет 60%, в Кемеровской области – 19-20% [12].

На экономическую безопасность Кемеровской области влияют также:

- предпринимательский и инвестиционный климат, который в последние годы имеет тенденцию к ухудшению;

- нарушения Налогового Кодекса РФ, что ведет к снижению поступлений налогов и сборов в бюджеты;

- уничтожение природных ресурсов, контрабандный вывоз за рубеж ценных биологических ресурсов.

Важнейшей составляющей экономической безопасности является социальная безопасность области.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области [2] на территории области в последние годы наблюдается превышение числа умерших над числом родившихся (естественная убыль населения), что отрицательно сказывается на социальной безопасности области.

Естественная убыль населения в 2018 г. составила 12,2 тыс. чел. По данным Росстата в Кемеровской области уровень общей безработицы на конец 2020 года составил 6,7% экономически активного населения, что на 0,1% меньше по сравнению с предшествующим периодом15].

Кроме того, из Кемеровской области продолжает наблюдаться миграционная убыль населения. Несмотря на положительную динамику этого показателя в 2019 году относительно 2018 года, он остается отрицательным 2,5 тыс. чел. против 8,4 тыс. чел.

На безопасность Кемеровской области особым образом влияет криминогенная обстановка региона. По данным информационного портала кемеровской области [14]. В январе-сентябре 2020 года на территории Кемеровской области - Кузбасса зарегистрировано 39 160 преступлений, что на 1 459 преступлений меньше, чем за аналогичный период прошлого года (-3,6 %). Динамика снижения количества зарегистрированных преступлений по области противоположна росту показателей по Сибирскому федеральному округу (+1,1 %) и по Российской Федерации (+1,2 %) [5].

Уровень преступности по области составил 1 473,4 зарегистрированных преступлений в расчете на 100 тыс. населения, что превышает уровень преступности по Сибирскому федеральному округу на 10,8 % (1 329,6) и по Российской Федерации на 40,4 % (1 049,6).


На сайте генеральной прокуратуры опубликован рейтинг регионов по числу совершенных в 2021 убийств году. Как оказалось, Кузбасс вошел в топ-5 рейтинга.

Кузбасс стал пятым в рейтинге по числу убийств с начала года: здесь уже совершено 70 убийств. Лидером рейтинга является Московская область, а также Красноярский край и Татарстан – здесь с начала года совершено по 74 убийства, а на четвертом месте – Башкортостан с 73 убийствами за первые три месяца 2021 года. Вошел Кузбасс и в топ-10 регионов по числупреступлений: с начала года их зарегистрировано 12 172, что ставит регион на 10 место преступного рейтинга. На первом месте Москва – здесь совершено 36 217 преступлений. Далее следует Краснодарский край с 19 420 преступлениями, Московская область с 18 634 преступлениями [5].

Таким образом, региональная безопасность включает в себя состояние защищенности регионов и интересов международных объединений от внутренних и внешних угроз. А также целью региональной безопасности является сохранение и устойчивое развитие регионов, наций, международных объединений. Безопасность области включает в себя состояние защищенности областей и интересов городов от внешних и внутренних угроз. Проанализируем общие основные показатели экономической безопасности на примере Кемеровской области в табл. 2 [6].

Таблица 2 – Социально- экономические показатели Кемеровской области

Показатель

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Грузооборот автомобильного транспорта, млн.-км

1779,6

66,4

57,7

Оборот розничной торговли, млрд. рубл.

63,8

31,4

32,2

Объем платных услуг населению, млрд. рубл.

29,6

10,1

10

Индекс потребительских цен, %

101,3

100,1

100,7

Индекс цен производителей промышленных товаров, %

100,1

102,3

102,6

На территории Кемеровской области зарегистрировано преступных посягательств

53768 (за 2018 год 53089

51730

за январь месяц больше 3000

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника, номинальная, рублей

47370

51768

55841

Просроченная задолженность по заработной плате по видам экономической деятельности

98260

268063

277030

Численность официально зарегистрированных безработных (на конец декабря 2018г.), тыс. человек

21,2

18,2

44,8



Как можно заметить, по данным из вышеприведенной таблицы, в Кемеровской области произошло много изменений в период с 2019 года по сегодняшний день (2021 год). На многие индексы оказал влияние вирус COVID-19, например, к 2021 году снизилось количество преступных деяний, поскольку многие граждане соблюдали самоизоляцию, но увеличился уровень наркотизации и алкоголизации населения.

Также число безработных в периоде с 2019-21 год увеличилось на 23,6, это говорит о росте безработицы. Появились в наличии задолженности по выплате заработной платы работникам предприятий (по сравнению с 19 годом задолженность выросла в 21 году аж на 178770), рост цен стал набирать обороты, появились протестные настроения, связанные с наличием нерешенных экологических и социальных проблем, а также миграционный отток населения из региона и сокращение его численности [6].

Правительство Кемеровской области не бездействует, выделяются финансы на реализацию мероприятий правоохранительной направленности в рамках государственных программ. А также обсуждаются и запускаются программы по защите окружающей среды, например, государственная программы Кемеровской области - Кузбасса «Охрана, защита, воспроизводство, использование лесов и объектов животного мира Кузбасса» на 2017 - 2024 годы, региональный проект «Сохранение лесов», экологический проект «Сохраним леса Кузбасса» и прочее.

На рисунке 3 представлена система целей, отражающая основные стратегические направления улучшения социально-экономической безопасности Кемеровской области.



Рисунок 3 – Система целей стратегии обеспечения социально-экономической безопасности Кемеровской области
Отметим, что стратегические цели ввиду их нацеленности на долгосрочную перспективу носят неконкретный, общий характер и определяют рамки формирования и реализации планов и программ среднесрочного и краткосрочного периода. Представленная структура целей совершенствования социально-экономической безопасности региона может существенно изменяться в зависимости от внешних и внутренних факторов регионального развития. Кроме того, в процессе реализации стратегии улучшения социально-экономической безопасности Кемеровской области также возможно и необходимо внесение изменений в содержание целей управления. Тем не менее эти изменения и дополнения будут находиться в пределах обозначенных направлений.


Критический характер социально-экономической безопасности региона обусловливает необходимость введения жестких мер по обеспечению высокого уровня социально-экономической безопасности Кемеровской области. Происходящая в настоящее время перестройка системы управления Кемеровской области как раз является одним из шагов антикризисного управления в регионе. Происходит процесс разработки новой стратегии управления развитием области. Она должна быть нацелена на системный и стратегический характер обеспечения социально-экономической безопасности Кемеровской области.

Представленная система целей стратегии отвечает требованиям системности и стратегичности.

Кузбасс в 2021 году празднует знаменательный 300-летний юбилей. За столь короткий по историческим меркам период этот российский регион прошел выдающийся путь от малозаселенной и слаборазвитой провинции до одного из главных индустриальных центров России, в котором прогрессивное производство сочетается с высоким уровнем и качеством жизни населения. На рубеже своего трехсотлетия Кузбасс имеет все необходимые стартовые условия для ускорения социально-экономического развития.

Именно для выбора и достижения ориентиров нового процветания, селекции конкурентных преимуществ, имеющихся в регионе, и тех, которые требуют опережающего развития, было принято решение о разработке стратегии социально-экономического развития Кузбасса на следующие 15 лет. Оценивая перспективы дальнейшего развития, руководство Кузбасса пришло к выводу о необходимости немедленного начала разработки долгосрочной стратегии развития.

Необходимо отметить, что в процессе стратегического планирования на региональном уровне редко рассматриваются вопросы обеспечения безопасности в экономической и финансовой сферах. Отчасти это обусловлено подходом к экономической безопасности либо как к результирующей, интегральной характеристике успешности социально-экономического развития региона либо как к обеспечивающему компоненту, создающему условия для реализации приоритетных направлений развития региона.

Примером документа, в котором рассматриваются вопросы финансовой безопасности региона в рамках стратегического обеспечения его безопасности, является «Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области – Кузбасса до 2035 года» [13], утвержденная в декабре 2018 года и изложенная в новой редакции в декабре 2020 года.


В Стратегии обозначены контуры приоритетов, нацеленные на реализацию интересов жителей Кузбасса, экономической и социальной сфер региона, национальных интересов России, интересов Сибирского федерального округа и самого региона (рис. 4). Одним из приоритетов является стратегическое обеспечение безопасности Кузбасса.
 

Рисунок 4 –Контуры приоритетов Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области – Кузбасса до 2035 года
В практике стратегического планирования Кемеровской области внимание вопросу комплексного обеспечения безопасности региона на уровне приоритета уделяется впервые. Контур «Стратегическое обеспечение безопасности Кузбасса» включает в себя приоритеты и соответствующие им цели по достижению указанных приоритетов (рис. 5).



Рисунок 5 – Приоритеты и цели контура «Стратегическое обеспечение безопасности Кузбасса»
В ряде субъектов Сибирского федерального округа в документах стратегического планирования поднимается вопрос об обеспечении безопасности (в Новосибирской, Иркутской областях, Алтайском крае, республиках Алтай, Тыва, Хакассия).

Стратегии социально-экономического развития у перечисленных субъектов были приняты в 2018-2020 годах в период усиления внимания к обеспечению безопасности субъектов региональной экономики и страны в целом. В стратегиях социально-экономического развития названных субъектов в разной степени уделяется внимание вопросам общественной, экологической, продовольственной, информационной, биологической, энергетической безопасности.

В результате включения экономической, а также информационной и экологической безопасности в число стратегических национальных приоритетов [13] следует ожидать трансформацию отражения данных видов безопасности в стратегиях социально-экономического развития регионов. Направления изменений могут развиваться по следующим сценариям:

  • выделение в стратегиях социально-экономического развития регионов экономической и др. видов безопасности как приоритетов развития и включение разделов, посвященных обеспечению экономической, информационной и экологической и других видов безопасности с последующей разработкой комплекса мероприятий по ее обеспечению;

  • разработка отдельных документов, посвященных обеспечению экономической, информационной и экологической и других видов безопасности на региональном уровне;

  • сохранение действующих стратегий социально-экономического развития при включении в программы социально-экономического развития регионов дополнительных мероприятий и показателей экономической, информационной и экологической и других видов безопасности.