Файл: Учебное пособие по эпидемиологии для студентов лечебного факультета Часть i воронеж 2007 ббк51. 9.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ

АКАДЕМИЯ имени Н.Н. БУРДЕНКО РОСЗДРАВА»

Кафедра эпидемиологии

Н.П. Мамчик, О.В. Каменева, И.В. Колнет, Н.В. Габбасова, О.А. Панина, С.Е.Савельева


Учебное пособие по эпидемиологии

для студентов лечебного факультета Часть I


Воронеж 2007

ББК51.9

УДК 616.036.2:37.062.2(07)

Учебное пособие расработано:

Сотрудниками кафедры эпидемиологии ГОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко: заведующим кафедрой, профессором, д.м.н. Мамчиком Н.П., ассистентами: к.м.н. Паниной О.А., к.м.н. Каменевой О.В., к.м.н. Колнет И.В., к.м.н. Габбасовой Н.В., Савельевой С.Е.

Рецензенты:

А. В. Истомин - д.м.н., профессор, заместитель директора ФГУН «Федераль­ный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора

Г.М, Трухина - д.м.н., профессор, руководитель лаборатории микробиологиче­ских методов исследования окружающей сред ФГУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора

Учебное пособие по эпидемиологии для студентов лечебного факуль­тета. В 3-х частях. Часть I / Н.П. Мамчик [и др.]. - Воронеж, 2007. - 120 с.

В 1-й части пособия рассмотрены основные вопросы общей эпидемиоло­гии: история эпидемиологии, учение об эпидемическом процессе, эпидемиоло­гические исследования, организационные основы профилактических и проти­воэпидемических мероприятиях, вопросы дезинфекции и иммунопрофилакти­ки.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой по эпидемио­логии от 2006 года, утвержденной Министерством образования и науки Рос­сийской Федерации, и предназначено для студентов лечебных факультетов ме­дицинских вузов.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр. 4

Предисловие

Часть I. Общая эпидемиология

Тема 1. История эпидемиологии. Эпидемиологический подход к изучению
болезней человека 5

Контрольные вопросы по теме 18


Тема 2. Учение об эпидемическом процессе 20

Контрольные вопросы по теме 26

Тема 3. Эпидемиологические исследования 28

3.1. Характеристика эпидемиологических исследований и организация их про­ведения 28

3.2. Описательные эпидемиологические исследования. Эпидемиологическая статистика 34

3.3. Аналитические эпидемиологические исследования. Потенциальные
ошибки эпидемиологических исследований 44

Контрольные вопросы по теме 53

Тема 4. Дезинфекция. Состояние и перспективы дезинфекционного дела 56
Контрольные вопросы по теме 78

Тема 5. Иммунопрофилактика. Состояние и перспективы иммунопрофилак­тики 83
Контрольные вопросы по теме 97
Тема 6. Противоэпидемические мероприятия. Организационные и правовые
основы 100
Контрольные вопросы по теме 117
Ответы к тестовым заданиям 119
Литература 120

Предисловие

За последние десятилетия в эпидемиологической науке произошли суще­ственные изменения: эпидемиологию рассматривают не только как учение об эпидемическом процессе, но как науку, изучающую закономерности возникно­вения и распространения любых патологических состояний среди населения. Современная медицинская наука широко использует эпидемиологические ме­тоды исследования.

До настоящего времени одно из ведущих мест в структуре общей заболе­ваемости занимает инфекционная патология. Истинный уровень заболеваемо­сти в десятки раз превышает цифры официальной статистики, а затраты на профилактику, лечение и реабилитацию инфекционных больных даже в разви­тых странах мира превышают затраты на неинфекционных больных.

Врач любой специальности в процессе своей профессиональной деятель­ности регулярно сталкивается с инфекционной патологией и должен уметь ор­ганизовывать целый комплекс профилактических и противоэпидемических ме­роприятий, как в условиях стационара, так и на дому.

Учебное пособие содержит материал для практических занятий студентов лечебного факультета по дисциплине «Эпидемиология». Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом по дисциплине от 2006 года.

К работе с настоящим пособием целесообразно приступать после изуче­

ния материала учебника и прослушивания лекций. Авторы с благодарностью примут все критические замечания и предложения, направленные на улучше­ние пособия.

ОБЩАЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

Тема 1. ИСТОРИЯ ЭПИДЕМИОЛОГИИ. ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ БОЛЕЗНЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Эпидемиология - наука, изучающая закономерности возникновения и распространения любых патологических состояний среди людей и разрабаты­вающая меры борьбы и профилактики. Термин «эпидемиология» происходит от греческих слов epi (Ha)+demos (народ)+ logos (наука), т. е. наука о том, что рас­пространено среди народа, что с ним происходит.

Основоположник: Гиппократ. Первоначально эпидемиология возникла как наука об эпидемиях. Первая теория, выдвинутая Гиппократом, предполага­ла, что причиной эпидемий является проникновение в организм людей неких веществ - миазмов (miasma - «скверна») - «болезнетворных веществ», возни­кающих в воздухе или в недрах земли. Согласно второй теории, эпидемии воз­никают в результате заражения людей контагиями (contagium - «зараза») - «бо­лезнетворными веществами», передающимися от больного к здоровому путем контакта. Эту теорию выдвинул Аристотель (IV в. до н. э.). В эпоху Возрожде­ния контагиозная теория нашла свое развитие в трудах итальянского врача Фракасторо (1478-1553 гг.) и английского врача Сайдэнгама (известного как «английский Гиппократ»). Последовательным сторонником этой гипотезы был основоположник отечественной эпидемиологии Д.С. Самойлонич. Его труды по эпидемиологии и мерам борьбы с чумой имели всемирное признание.

В конце 19 в. и в последующий период благодаря успехам микробиологии под важнейшие эпидемиологические представления была подведена прочная научная основа, перед молодой наукой открывались новые перспективы для объективного исследования и практической деятельности.

Л. Пастер (1822-1859 гг.) - исследования в области этиологии и специфи­ческой профилактике инфекционных болезней.

Р. Кох (1843-1910 гг.) - открыл возбудителей туберкулеза, холеры и др. болезней.

И.И. Мечников (1845-1916 гг.) — учение о восприимчивости и иммуните­те.

Д.И. Ивановский (1864-1920 гг.) - открытие вирусов.

СП. Боткин (1832-1884 гг.) - основы учения об инфекционном гепатите.


Г.Н. Минх (1836-1896 гг.) и О.О. Мочутковский (1845-1903 гг.) в резуль­тате героических опытов самозаражения (первый кровью больного возвратным тифом, второй - сыпным тифом) показали, что возбудители этих болезней на­ходятся в крови.

Т.Н. Габричевский (1860-1912 гг.) - серотерапия дифтерии и обоснование стрептококковой этиологии скарлатины.

Л.А. Тарасевич (1863-1927 гг.) - организация производства вакцин и сы­вороток.

Первая в мире кафедра эпидемиологии была создана в 1920 году в Одес­се. Её организатор - Д.К. Заболотный.

Л.В. Громашевский (1887-1980гг.) - учение о механизме передачи инфекций, классифицировал инфекционные болезни, теоретически обосновал про­блемы ликвидации инфекций. Ввел понятие «эпидемический процесс».

В.А. Башенин (1882-1977 гг.) - открыл безжелтушную форму лептоспироза, занимался изучением геморрагической лихорадки с почечным синдромом, создал вакцины для специфической профилактики гриппа, клещевого и япон­ского энцефалитов, кори, паротита и краснухи.

А.А. Смородинцев (1901-1986 гг.) - создал и внедрил живую вакцину против полиомиелита. Организовал и руководил первым в мире НИИ гриппа.

Успехи, достигнутые в борьбе с инфекционными болезнями во второй половине XX в., привели к тому, что эпидемиологию стали воспринимать как науку, уже решившую основные проблемы фундаментального и прикладного характера. К сожалению, даже среди медицинской общественности стали ут­верждать, что почти все инфекционные болезни побеждены.

Вместе с тем человечеству еще очень далеко до победы над инфекцион­ными и паразитарными болезнями, по-прежнему занимающими значительное место среди причин смертности населения во всем мире. В целом, по данным ВОЗ, ежегодно в мире умирают примерно 51 млн. человек, из них 16,6 млн. — от инфекционных и паразитарных болезней, в то время как от сердечно­сосудистых заболеваний — менее 10 млн. человек.

Неверным является и представление о том, что инфекционные и парази­тарные болезни — важная проблема здравоохранения только в развивающихся странах, где зачастую отсутствуют привычные и нормальные гигиенические условия жизни. Эта проблема остается достаточно острой и в таких, казалось
бы, благополучных странах, как государства Западной Европы и Северной Америки. Так, по официальной статистике, в США грипп и пневмония числятся среди 10 ведущих причин смерти.

Если учесть, что онкологические, сердечно-сосудистые, респираторные заболевания и заболевания органов пищеварения могут также вызываться ин­фекциями, то инфекционные болезни займут лидирующее место, так как они являются главными причинами смерти детей и подростков. Каждый час от них в мире умирают 1500 человек, более половины которых — дети младше 5 лет. Шесть нозологических форм инфекционных болезней — пневмония, туберку­лез, кишечные заболевания, малярия, корь и ВИЧ/СПИД — являются причиной 50 % случаев преждевременной смерти детей и подростков.

Самая высокая смертность от инфекций приходилась на развивающиеся страны: здесь умирало 42 % всех умерших в мире от инфекционных болезней. Причиной большинства смертельных исходов (почти 90 %) являлась небольшая группа инфекций, преследующих человечество уже в течение многих сотен лет.

Смертность от инфекционных болезней стала снижаться с начала столе­тия, и это снижение продолжалось до середины XX века благодаря комплексу мер в области санитарии, улучшению качества питьевой воды, вакцинации и применению антибиотиков.

Впервые выявленные болезни ("возникающие инфекции", "emerging dis­eases"): в течение 70-х годов были идентифицированы возбудители целого ряда новых инфекций, в том числе болезни легионеров, болезни Лайма, синдром токсического шока, геморрагические лихорадки.

В конце 80-х годов в связи с развивающейся в США эпидемией ВИЧ-инфекции впервые был предложен термин "возникающие инфекции". Возни­кающими инфекциями называют инфекционные болезни, которые либо неожи­данно появились среди населения, либо быстро распространяются с соот­ветствующим возрастанием заболеваемости.

К числу новых возбудителей инфекционных болезней человека (так на­зываемые впервые выявленные болезни) относят вирус иммунодефицита чело­века, вирусы экзотических геморрагических лихорадок Ласса и Эбола, ротавирусы — наиболее распространенные возбудители острых кишечных болезней у детей во всем мире — и др. Большую эпидемиологическую значимость приоб­ретают ранее не известные микоплазменные инфекции, клещевые боррелиозы,