Файл: Курсовая работа по курсу теория и история культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ»

Католическая культура света

Исполнитель:

студентка 311 группы

Богданович Карина

Александровна

Научный руководитель:

Кандидат культурологии

Криволап Алексей Дмитриевич

Допущена к защите

«____» ______________ 2019 г.

Минск, 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХРИСТИАНСТВА 5

1.1Сущность христианства 5

1.2 Католицизм и его роль 11

ГЛАВА 2. КАТОЛИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В КОСТЁЛЕ СВЯТОГО АНДРЕЯ, ГОРОД СЛОНИМ 17

ВВЕДЕНИЕ


Христианство играет важную роль в жизни каждого человека.
Оно падает в душу каждого человека, каждой нации, каждой эпохи и раскалывает их на две части. Одна часть спокойно продолжает жить как раньше жила, а другая начинает гореть.

И эта горящая душа заполняет всё вокруг себя как пожар, как поток.
Связь с Богом - это связь любви, безграничной любви, это пламя, которое разгорается в человеке, и воспламеняет его.

Иногда люди считают, что, посещая костёл они становятся лучше, честнее. И именно тут самая большая ложь. Потому что, если бы целью костёла было только стремление сделать нас лучше, то не было бы никакой причины для прихода Христа в этот мир. Первая и главнейшая заповедь – любить Самого Господа Бога всем сердцем. Благодаря ей все, что бы мы ни делали в костёле, обретает четкую цель. Человек, который любит Бога, будет – естественно, в продолжение своей любви к Богу – испытывать любовь к своим братьям и сестрам, не лгать, не завидовать, не осуждать».

Сильная вера во что-нибудь способна творить чудеса. Человек, неизлечимо больной, верит, что высшие силы помогут ему вылечиться – и выздоравливает! Жена верит, что у ее мужа все получится, например, с карьерой – и у него и правда все получается. Ведь, когда в тебя верят, это очень сильно поддерживает, укрепляет.

Самые трудные моменты в жизни – это когда ломается вера во что-нибудь, когда она все же не выдерживает. Кто-то теряет веру в любовь, кто-то разочаровывается в религии, кто-то перестает верить в лучшую жизнь. Говорят, самое худшее преступление – это вероломство. То есть намеренно сломать веру другого человека во что-нибудь, обмануть его веру.


Цель исследования – раскрыть сущность католицизма в Беларуси.

Задачи исследования:

- изучить сущность и значимость христианства;

- рассмотреть католицизм и его значимость;

- проанализировать католическую культуру в костёле Святого Андрея, город Слоним.

Объект исследования – католическая культура.

Предмет исследования – католическая культура как вид христианства.

Методы исследований – анализ и синтез теоретических источников, метод невключённого наблюдения, методы индукции и дедукции.

База исследования: Костёл Святого Андрея, г.Слоним.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХРИСТИАНСТВА


    1. Сущность христианства

На сегодняшний день в мире существует огромное количество социальных регуляторов, одним из которых является религия. Изучение возникновения религии является запутанной и многогранной задачей, которой посвящают свою жизнь многие исследователи. Религиозные идеи и взгляды, несомненно, имели место на существование во всех народах и цивилизациях мира. Однако, изучение данной тематики априори создает больше вопросов у научного сообщества нежели ответов .

Изучая сущность религии, большинство ученых исходит из фактического ее существования и на основании этого, веры в божественные явления, так как доказать либо же опровергнуть не представляется возможным.

Следует отметить, что многие находят в вере успокоение и смысл жизни. Красникова пишет: Вера помогает им держаться в этом мире, и большинство людей сами для себя воссоздают определенные закономерности. Человек, как и много столетий назад, в большинстве своем, думает лишь о своих низменных потребностях, и зачастую этот путь приводит его в тупик, и опять же в этом случае ему на помощь приходит вера. Обосновать продолжительность существования религиозной направленности возможно различным причинами: это могут быть и кровопролитные воины, бедствия, любые тяжелые положения людей, где им необходима поддержка, но лишь одно остается незыблемым, верным, то, что вера всегда была, есть и будет во всех народах и нациях [6].

Вот что по этому поводу писал древнегреческий писатель и философ Плутарх: «Посмотрите на лице земли: вы найдете города без укреплений, без науки, без чиноначалия; увидите людей без постоянных жилищ, не знающих употребления монет, не имеющих понятия об изящных искусствах; но вы не найдете ни одного человеческого общества без веры в божество, ни одного города, в котором не было бы никакого святилища, не были бы в обычае никакие молитвы, жертвы, клятвы и т. п.» . И действительно, Плутарх много столетий тому назад правильно подметил, что люди без веры ничто [15].



В философском энциклопедическом словаре можно найти, что «по своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения». Религия позволяет человеку увидеть не только внешний мир, но и раскрыться внутренне, она определяет отношение индивидуума к окружающим и к самому себе . Религия, представляет собой духовную формацию, уникальную типологию взаимоотношения человека с окружающим миром, и имеет множество направлений в зависимости от традиционных жизненных особенностей акторов того или иного религиозного направления [12].

Если говорить о разнообразии религий и религиозных течений, то необходимо признать, что их существует огромное количество: ислам, буддизм, иудаизм, сикхизм, исповедующие индуизм, и другие. И конечно же нельзя не отметить самое распространенное религиозное течение - христианство. К христианской вере относят себя более 30 % населения всего земного шара. Христианство бесспорно представляет собой одно из самых величественных явлений в человеческой истории.

Каутский К. говорит: Традиционное видение христианства заключается в существовании одного человека, Иисуса Христа. И эта сентенция продолжает быть основополагающей и в настоящее время благодаря тому, что она зиждется на подпитке и вере в это огромного числа людей. И тут, конечно, необходимо отметить, что божественное происхождения Иисуса Христа, по крайней мере, среди образованных людей, подвергается сомнению. Однако, нельзя не отметить, что он был выдающейся личностью, которая смогла объединить вокруг себя огромное количество последователей и даже с успехом основать новую религию [3].

Первый нормативный правовой акт о свободе совести в Республике Беларусь - Закон от 17.12.1992 г. «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях», он создавал демократические условия для развития религиозной деятельности в Республике Беларусь. В 1994 году нормы свободы совести были включены в Конституцию Республики Беларусь. В последующем из-за возрастающей роли зарубежных миссионерских миссий, прежде всего позднего протестантизма, Республике Беларусь пришлось пересмотреть законодательство и правовое отношение между государством и религиозными организациями. В этом ключе была принята в 1996 году новая редакция Конституции Республики Беларусь, согласно которой теперь «взаимоотношение государства и религиозных организаций регулировались законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа».


Таким образом, новая редакция закрепила снятие запрета на установление каких-либо преимуществ одной религии по отношению к другим. На сегодняшний день правовое обеспечение свободы совести в Республике Беларусь обеспечивается Законом «О свободе совести и религиозных организациях» от 22.12.2011 года. Важно заметить, что Закон 2011 года текстологические не закрепляет, что Республика Беларусь светская страна, но смысловое значение указывает на светский характер государства.

Исходя из всего вышесказанного, хотелось бы отметить, что существует необходимость совершенствования правового регулирования отношений, связанных с реализацией свободы совести, в части легитимизации деятельности малых религиозных групп, и другое. На практике реализация норм Конституции напрямую зависит от деятельности органов государственного управления, и осознания обществом значимости свободы совести.

Усенков И.А. пишет: Важнейшим вопросом для христианства, споры по которому ведутся и по сей день, является вопрос о человеческом естестве Иисуса Христа. В зависимости от этого по-разному может решаться вопрос о спасении и пути к нему. На заре христианства этот вопрос был настолько принципиален, что трудно переоценить его значение. Христианство зарождалось как религия масс, бунтарская религия, на знамени которой было начертано "Человек может стать Богом!". Спасение, вечная жизнь, воскресение доступны каждому, независимо от материального или социального благополучия, даже напротив — Христос утверждал: "Скорее верблюд пройдет сквозь игольное ушко, чем богатый войдет в царствие небесное". Простой человек поднял голову. Иисус был простым сыном плотника, он жил среди людей, ел с ними, был так же нищ и наг, как и они. Он учил их, явившись примером того, как можно спастись, доказав, что они не отверженные перед лицом Бога. Это могло перевернуть не только мировоззрение людей, но и всю политическую и социальную систему. Общины первохристиан являются ярким примером коммунистического общества, основанного на равенстве, братстве... Но что если Иисус был только Богом? Если божественного в нем было неизмеримо больше, чем человеческого? Тогда люди снова оказывались отброшенными на другой край —им никогда не достичь Бога, имея то, что они имеют. Он отдаляется от них, и они снова нуждаются в посредниках. В посредниках же недостатка никогда не возникнет. Но посредники — церковь — навсегда разделят мир и Бога [13].


Поэтому вопрос о сущности и личности Иисуса Христа имеет определяющее значение в теологических спорах. Даже на уровне институционализированных церквей христианское учение еще долго не могло устояться. Примером этому может служить хотя бы наличие трех церквей: Александрийской православной, Коптской и Русской православной, в которых существовало три подхода: монофелитский (первое тысячелетие), монофизитский и диофизитский (диофелитский), соответственно. Монофелитская не оставляет место человеческому в Христе (от mono + qelhma, единая [Божественная] воля), монофизитская (от mono + fusij, единая [Божественная] природа) полагает человеческое в Христе превалирующим. Русская православная церковь признает равноправие человеческого и Божественного в Сыне Божьем (Колесов, 1999) [8].

Какие достоверные свидетельства мы имеем о жизни и учении Иисуса Христа? Во-первых, существует письмо, якобы написанное самим Иисусом. Однако поздние исследования обнаружили, что оно поддельное. Все евангелия написаны в начале II века нашей эры, что неоспоримо свидетельствует о том, что писались они не очевидцами событий. Что же мы имеем? Сборник преданий, записанный теми, кто слышал того, который видел того, кто слышал самого. и так далее. Первые христиане были безграмотными, люди, умеющие писать, появились среди них позднее, тогда и были написаны евангелия. Существуют также исторические свидетельства о событиях начала эры в Иерусалиме, написанные Оригеном. Их можно назвать самыми правдивыми из евангелий, однако в них нет ни строчки о мессии, о Боге, о словах Иисуса и уж тем более о его божественности. Следовательно, то, что сохранилось как учение Христа, не имеет под собой никакой исторической достоверности. Нам остается только верить в подлинность слов Спасителя человечества, записанных по устной легендам. На такой почве неизбежны фальсификации, переделки, спекуляции и прочее, и прочее. Поэтому первые века нашей эры изобилуют сектами, считавшими себя христианами, но различавшимися порой во всем, кроме имен и названий мест. У многих из них были собственные писания, также называвшиеся евангелиями. Основным противником ортодоксального христианства стал гностицизм. Именно в борьбе с гностицизмом и зародилась богословская наука. Одновременно рациональное и мистическое учение — рациональное, если говорить о систематизации онтологических построений, и мистическое по способу познания, — гностицизм по-своему подошел к трактовке учения Иисуса.

По словам Хлебникова: Если говорить о евангелиях, то помимо того, что они создавали собственные апокрифические евангелия, послания и деяния святых и прочие документы, гностики весьма вольно трактовали канонические труды. "Еретики, — писал Тертуллиан, — не