Файл: Курсовая работа по курсу теория и история культуры.docx
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
принимают некоторых писаний, а какие и принимают, те искажают вставками и выпусками, приспособляя к своему учению" (Архиеп. Иларион, 1998). В большинстве гностики считали, что трактовать буквально евангелия и слова Христа конкретно нельзя. Иисус, утверждали они, говорил всегда притчами, а часто как бы "снисходя", то есть приспосабливая слова к конкретному слушателю, его состоянию и мировоззрению. В своих проповедях Иисус никогда не открывал полностью своего учения. Отсюда и ошибочность абсолютной трактовки. Во всем необходимо было искать скрытый смысл, чем они и занимались [16].
Таким образом из выше сказанного мы видим, что христианство занимает важное место в жизни человека. Люди верят в Бога, в высший разум, в идеи, в других людей и в самих себя. От того, во что человек верит или не верит, зависят и его мысли, поступки, поведение. Мы думаем, что религиозные чувства можно оскорбить, если танцевать в храме, жечь священные книги или сочинять непристойные картинки на религиозные темы. Но чувство искренне верующего человека оскорбить нельзя. Это просто невозможно.
В Католицизм, одно из основных направлений в христианстве. Католики составляют большую часть верующих в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, в латиноамериканских государствах, среди верующих католики преобладают в Польше, Венгрии, Чехословакии. Последователи католицизма имеются в Прибалтике (главным образом в Литве), в западных областях Белоруссии, Украины. Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054-1204; в 16 в. в ходе Реформации от католицизма откололся протестантизм. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; центр — папство, глава — римский папа, резиденция которого — Ватикан. Источники вероучения — Священное писание и Священное предание. Особенности католицизма (по сравнению, в первую очередь, с православием): добавление к «символу веры» (в догмат Троицы) филиокве; наличие догматов о непорочном зачатии девы Марии и ее телесном вознесении, о непогрешимости папы; резкое разграничение между клиром и мирянами; целибат. С 60-х гг. в католицизме проводится модернизация догматики, культа, организации и политики. Ок. 900 млн. приверженцев (1990) [6].
Одно из основных направлений в христианстве, наряду с православием и протестантизмом (от греч. katholikos - "всеобщий", "вселенский"). Как самостоятельное вероучение и церковная организация католицизм окончательно оформился после разделения Западной и Восточной Церквей в 1054 году.
Яблоков пишет:Католицизм имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации, в которых отразилися специфические черты развития западноевропейского общества в эпоху средневековья. Римско-Католическая Церковь строго централизована: она имеет единый всемирный центр - Ватикан и единого главу - Папу Римского, который венчает ее многоступенчатую иерархию. Согласно правилу, окончательно утвердившемуся в XII в., католическое духовенство дает обет безбрачия (целибат) [17].
Источником вероучения в католицизме является не только Священное Писание (Библия), но и Священное Предание, которое в отличие от православия включает в себя постановления Вселенских Соборов Римско-Католической Церкви и суждения пап. Характерными положениями католического вероучения является догмат об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (Иисуса Христа), что выражается добавлением к Символу веры слова Filioque (лат. "и от Сына"), особое почитание Божией Матери и признание догматов о Ее Непорочном Зачатии и телесном вознесени, а также догмат о чистилище - промежуточной инстанции между раем и адом, где души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные при этом смертными грехами, пребывают в очищающем огне. Католицизму присущи широкое почитание реликвий, культ мучеников, святых и блаженных. Основой католического богословия является томизм - учение Фомы Аквинского (1225-1274 гг.), которое постоянно развивается и модифицируется применительно к современным условиям [4].
Богослужения в католицизме отличаются торжественными формами их проведения. На протяжении многих столетий богослужебным языком являлся латинский, и только на II Ватиканском Соборе (1962-1965 гг.) было принято постановление о проведении богослужений на национальных языках.
Современная Римско-Католическая Церковь располагает огромной, подчиненной строгой дисциплине армией духовенства многочисленными монашескими орденами, миссионерскими и благотворительными организациями и учреждениями. К ней также примыкают многие светске массовые организации - политические партии, профсоюзы, молодежные, женские и другие объединения. Католическая Церковь имеет свою прессу, кино, телевидение и радиовещание, располагает сетью учебных заведений.
Каутский в своей книге пишет:Внутри католицизма идет непрекращающаяся борьба между сторонниками обновления (модернистами) и его противниками (традиционалистами). В последние годы все большую роль начинают играть различные левые течения в католицизме, которые выступают в защиту прав человека и ведут борьбу с реакционными режимами. Католики выступают за единство действий всех демократических сил в борьбе за укрепление мира на земле и утверждение гражданских и демократических свобод.
Католицизм является доминирующей конфессией в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, на Филиппинах и в латиноамериканских странах, и преобладающей в Польше, Венгрии, Чехии и Словакии. Последователи католицизма имеются в Германии (около 45% населения), в странах Балтии (главным образом в Литве и частично в Латвии), а также в западных областях Белоруссии и Украины [3].
Бесспорно, современные католические мыслители не могут не признавать сформулированной еще Аристотелем, непререкаемым авторитетом для средневековой католической церкви, телеологической сентенции, согласно которой, высшая цель мыслящих существ - стремление к счастью. Однако, реализуя ее, человек не должен забывать и о заповедях, должен действовать без ущемления интересов других людей, ближних и дальних: делать все возможное для воплощения цели, принося людям пользу, -человеку еще только предстоит научиться этому.
Согласно антропологической теории, священное намораживает ледяной торос между человеком и его богом. Прекрасное же, возвышенное заставляют человека таять: заставляют божественное проявляться в человеческом, а человеческое - в божественном . Однако современные католические философы выражают в этом сомнение, находя прекрасное не только в светском, но и в христианском европейском наследии. Они убеждены, что христианское прекрасное Европы - это общее достояние человечества. Ныне звучит много предложений о важности его сохранения и изучения. Это всегда остается и останется актуальным. [5]
Одно из значимых посланий, заложенных в учении Христа, католические теологи видят в необходимости развития человека, приумножении его мудрости. На протяжении истории христианства и теологии некоторые католические философы находили счастье в учености. В частности, Иоанн Яндунский не только размышлял о возможности интеллектуального познания Бога для теологов, но и утверждал, что интеллектуальное развитие - реализация божественной природы человека. Разделяемое рядом католических философов мнение о недоступности вершин познания для людей этот мыслитель считал препятствием, встающим на их пути к собственной реализации .
Крывелёв описывает:Католическая церковь исповедует чистилище. Это место или состояние души, в котором она находится в стадии очищения от грехов перед тем, как попасть в рай. В православном учении такого места у души нет (но есть понятие - мытарства души).
В католичестве крещение ребенка может происходить сразу, а вот первое причастие дети принимают в возрасте 7-10 лет. Это отдельное праздничное событие, перед которым малыш должен пройти первую исповедь. В православии принимать причастие можно сразу после крещения.
Кроме этого есть еще отличия в формах литургического служения. Мы собрали для вас ответы на простые вопросы про католиков, которые объяснят причину очевидных различий:
Все закладывается в традиции.
Изначально культура католической церкви закладывалась в Европе, было построено достаточно церквей и всем хватало места в церкви, даже если сидеть. В некоторых греческих православных церквях тоже есть стулья с опускающимися сидениями, где вы можете присесть во время службы [7].
Православная же традиция шла, во-первых, от жертвенности — аскетизм, долг перед Богом, поэтому изначально церкви строились без «сидячих мест». Также на службу в православную церковь, так как они были более редкими на огромных российских просторах, приходило больше народа. Для лавок просто не было места.
Вообще понятия как такового «креститься неправильно» не существует, оба способа осенять себя крестным знамением святы и действенны. Традиция креститься слева направо заложилась у католиков очень давно, а была закреплена как традиция во время Тридентского собора папой Пием пятым и было связано с реформами церкви. При этом католики латинского обряда крестятся слева направо. а католики византийского — справа налево, как православные.
Изначально все христиане причащались хлебом и вином. Но в Европе свирепствовала чума, причащаться из одной чаши было опасно, да и вино стоило очень дорого и не хранилось долго.
Поэтому в 16 веке на соборе было принято решение причастия хлебом без ущерба, так как он символизирует и тело и кровь Христа.
Католики в равной степени почитают Бога, Пресвятую Деву Марию и святых, изображенных на иконах в византийском стиле, том самом, который мы привыкли видеть в православных храмах. Наравне с этим в католических храмах чаще встречаются иконы больше похожи на картины и служат напоминанием о библейских событиях. Также в католических храмах вы можете увидеть фрески с крестным ходом Иисуса - именно перед ними преклоняют колени католики во время крестного хода [10].
На католических иконах вы можете увидеть изображение Девы Марии и Иисуса. Католики с большим уважением относятся к изображениям святых, почитают их, но преклоняться принято только Деве Марии и Иисусу. В католицизме есть традиция молитвенного размышления в церкви перед святыми дарами, как бы посвящая молитву мысленному образу Бога.
Их всего вышесказанного, мы видим, что Человек религиозный в первую очередь увлечен обрядами, догмами, историей своей религии. Он ходит в костёл, одевается так, как предписывает
религия, соблюдает посты, например. Человек верующий может и не быть таким. Вера находится глубоко в его сердце. Верующий может демонстрировать ее, а может и не демонстрировать, потому что в этом нет нужды. Но настоящая, искренняя, сердечная вера будто освещает человека изнутри.
Слоним - один из наиболее древних белорусских городов, районный центр в Гродненской области, который известен с XI столетия. В Ипатьевской летописи говорится, что такое поселение существовало с 1252 года. Сегодня здесь живет около 50 тысяч человек. Главный католический центр Слонима - храм Святого апостола Андрея. Андрей Первозванный - это один из двенадцати апостолов. Первозванным апостола Андрея называют, потому что именно он был первым призван Христом на служение. До последнего дня земного пути Иисуса апостол Андрей следовал за ним, видел Воскресение и Вознесение Христово. Андрей Первозванный был распят в греческом городке Патры. В 116 году в «Повести временных лет» появился русский вариант апостольской миссии Андрея Первозванного. Считается, что он ехал из Крыма в Рим через Ладогу, поднимался по Днепру. Останавливался на ночлег на месте, где после был построен Киев, а также был в Новгороде.
Андреевский костел по указу короля Казимира IV Ягеллона построили в Слониме в 1490 году. Церковь была деревянной, освятили ее уже через 3 года. В конце XVI века костел отреставрировали по инициативе Льва Сапеги. Он же подарил приходу земли, где появились госпиталь, школа и часовня с кладбищем. Однако католический храм сгорел в ходе русско-польской войны 1654-1667 годов. После этого службы проходили в небольшой часовне. Заново строить большую церковь, уже из камня, в Слониме начали в 1770 году. Через 5 лет строительство закончилось, и храм освятили. Но
и в этот раз богослужения здесь велись недолго: в 1831 году власти царской России закрыли костел в Слониме, как и другие католические храмы на территории государства. В начале ХХ столетия краковским художником были отреставрированы фрески с изображениями сцен из жизни Божьей Матери. В храме положили новый терракотовый паркет, установили привезенный из Варшавы орган. В Первой мировой войне костел святого апостола Андрея был сильно поврежден, но, к счастью, после окончания войны был восстановлен. Богослужения здесь прекратились, когда закончилась Вторая мировая война. Советские власти решили закрыть храм и в здании развернуть склад. Вернули Андреевский костел католической общине в начале 90-х годов прошлого столетия, когда распался СССР и в стране начали восстанавливать религиозные постройки. Повторно освятили церковь в 1993 году. Здесь провели реставрацию, расписали костел фресками. Сегодня костел находится в отдалении от суеты и шума центра города. По стилю здание относят к позднему виленскому барокко. Храм Святого Андрея однонефной прямоугольной формы (нефами в церквях называют пространство между рядами колонн). По бокам от пресвитерия имеются квадратные ризницы. Дневной свет сюда проникает через окна-арки.
Таким образом из выше сказанного мы видим, что христианство занимает важное место в жизни человека. Люди верят в Бога, в высший разум, в идеи, в других людей и в самих себя. От того, во что человек верит или не верит, зависят и его мысли, поступки, поведение. Мы думаем, что религиозные чувства можно оскорбить, если танцевать в храме, жечь священные книги или сочинять непристойные картинки на религиозные темы. Но чувство искренне верующего человека оскорбить нельзя. Это просто невозможно.
1.2 Католицизм и его роль
В Католицизм, одно из основных направлений в христианстве. Католики составляют большую часть верующих в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, в латиноамериканских государствах, среди верующих католики преобладают в Польше, Венгрии, Чехословакии. Последователи католицизма имеются в Прибалтике (главным образом в Литве), в западных областях Белоруссии, Украины. Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054-1204; в 16 в. в ходе Реформации от католицизма откололся протестантизм. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; центр — папство, глава — римский папа, резиденция которого — Ватикан. Источники вероучения — Священное писание и Священное предание. Особенности католицизма (по сравнению, в первую очередь, с православием): добавление к «символу веры» (в догмат Троицы) филиокве; наличие догматов о непорочном зачатии девы Марии и ее телесном вознесении, о непогрешимости папы; резкое разграничение между клиром и мирянами; целибат. С 60-х гг. в католицизме проводится модернизация догматики, культа, организации и политики. Ок. 900 млн. приверженцев (1990) [6].
Одно из основных направлений в христианстве, наряду с православием и протестантизмом (от греч. katholikos - "всеобщий", "вселенский"). Как самостоятельное вероучение и церковная организация католицизм окончательно оформился после разделения Западной и Восточной Церквей в 1054 году.
Яблоков пишет:Католицизм имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации, в которых отразилися специфические черты развития западноевропейского общества в эпоху средневековья. Римско-Католическая Церковь строго централизована: она имеет единый всемирный центр - Ватикан и единого главу - Папу Римского, который венчает ее многоступенчатую иерархию. Согласно правилу, окончательно утвердившемуся в XII в., католическое духовенство дает обет безбрачия (целибат) [17].
Источником вероучения в католицизме является не только Священное Писание (Библия), но и Священное Предание, которое в отличие от православия включает в себя постановления Вселенских Соборов Римско-Католической Церкви и суждения пап. Характерными положениями католического вероучения является догмат об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (Иисуса Христа), что выражается добавлением к Символу веры слова Filioque (лат. "и от Сына"), особое почитание Божией Матери и признание догматов о Ее Непорочном Зачатии и телесном вознесени, а также догмат о чистилище - промежуточной инстанции между раем и адом, где души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные при этом смертными грехами, пребывают в очищающем огне. Католицизму присущи широкое почитание реликвий, культ мучеников, святых и блаженных. Основой католического богословия является томизм - учение Фомы Аквинского (1225-1274 гг.), которое постоянно развивается и модифицируется применительно к современным условиям [4].
Богослужения в католицизме отличаются торжественными формами их проведения. На протяжении многих столетий богослужебным языком являлся латинский, и только на II Ватиканском Соборе (1962-1965 гг.) было принято постановление о проведении богослужений на национальных языках.
Современная Римско-Католическая Церковь располагает огромной, подчиненной строгой дисциплине армией духовенства многочисленными монашескими орденами, миссионерскими и благотворительными организациями и учреждениями. К ней также примыкают многие светске массовые организации - политические партии, профсоюзы, молодежные, женские и другие объединения. Католическая Церковь имеет свою прессу, кино, телевидение и радиовещание, располагает сетью учебных заведений.
Каутский в своей книге пишет:Внутри католицизма идет непрекращающаяся борьба между сторонниками обновления (модернистами) и его противниками (традиционалистами). В последние годы все большую роль начинают играть различные левые течения в католицизме, которые выступают в защиту прав человека и ведут борьбу с реакционными режимами. Католики выступают за единство действий всех демократических сил в борьбе за укрепление мира на земле и утверждение гражданских и демократических свобод.
Католицизм является доминирующей конфессией в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, на Филиппинах и в латиноамериканских странах, и преобладающей в Польше, Венгрии, Чехии и Словакии. Последователи католицизма имеются в Германии (около 45% населения), в странах Балтии (главным образом в Литве и частично в Латвии), а также в западных областях Белоруссии и Украины [3].
Бесспорно, современные католические мыслители не могут не признавать сформулированной еще Аристотелем, непререкаемым авторитетом для средневековой католической церкви, телеологической сентенции, согласно которой, высшая цель мыслящих существ - стремление к счастью. Однако, реализуя ее, человек не должен забывать и о заповедях, должен действовать без ущемления интересов других людей, ближних и дальних: делать все возможное для воплощения цели, принося людям пользу, -человеку еще только предстоит научиться этому.
Согласно антропологической теории, священное намораживает ледяной торос между человеком и его богом. Прекрасное же, возвышенное заставляют человека таять: заставляют божественное проявляться в человеческом, а человеческое - в божественном . Однако современные католические философы выражают в этом сомнение, находя прекрасное не только в светском, но и в христианском европейском наследии. Они убеждены, что христианское прекрасное Европы - это общее достояние человечества. Ныне звучит много предложений о важности его сохранения и изучения. Это всегда остается и останется актуальным. [5]
Одно из значимых посланий, заложенных в учении Христа, католические теологи видят в необходимости развития человека, приумножении его мудрости. На протяжении истории христианства и теологии некоторые католические философы находили счастье в учености. В частности, Иоанн Яндунский не только размышлял о возможности интеллектуального познания Бога для теологов, но и утверждал, что интеллектуальное развитие - реализация божественной природы человека. Разделяемое рядом католических философов мнение о недоступности вершин познания для людей этот мыслитель считал препятствием, встающим на их пути к собственной реализации .
Крывелёв описывает:Католическая церковь исповедует чистилище. Это место или состояние души, в котором она находится в стадии очищения от грехов перед тем, как попасть в рай. В православном учении такого места у души нет (но есть понятие - мытарства души).
В католичестве крещение ребенка может происходить сразу, а вот первое причастие дети принимают в возрасте 7-10 лет. Это отдельное праздничное событие, перед которым малыш должен пройти первую исповедь. В православии принимать причастие можно сразу после крещения.
Кроме этого есть еще отличия в формах литургического служения. Мы собрали для вас ответы на простые вопросы про католиков, которые объяснят причину очевидных различий:
Все закладывается в традиции.
Изначально культура католической церкви закладывалась в Европе, было построено достаточно церквей и всем хватало места в церкви, даже если сидеть. В некоторых греческих православных церквях тоже есть стулья с опускающимися сидениями, где вы можете присесть во время службы [7].
Православная же традиция шла, во-первых, от жертвенности — аскетизм, долг перед Богом, поэтому изначально церкви строились без «сидячих мест». Также на службу в православную церковь, так как они были более редкими на огромных российских просторах, приходило больше народа. Для лавок просто не было места.
Вообще понятия как такового «креститься неправильно» не существует, оба способа осенять себя крестным знамением святы и действенны. Традиция креститься слева направо заложилась у католиков очень давно, а была закреплена как традиция во время Тридентского собора папой Пием пятым и было связано с реформами церкви. При этом католики латинского обряда крестятся слева направо. а католики византийского — справа налево, как православные.
Изначально все христиане причащались хлебом и вином. Но в Европе свирепствовала чума, причащаться из одной чаши было опасно, да и вино стоило очень дорого и не хранилось долго.
Поэтому в 16 веке на соборе было принято решение причастия хлебом без ущерба, так как он символизирует и тело и кровь Христа.
Католики в равной степени почитают Бога, Пресвятую Деву Марию и святых, изображенных на иконах в византийском стиле, том самом, который мы привыкли видеть в православных храмах. Наравне с этим в католических храмах чаще встречаются иконы больше похожи на картины и служат напоминанием о библейских событиях. Также в католических храмах вы можете увидеть фрески с крестным ходом Иисуса - именно перед ними преклоняют колени католики во время крестного хода [10].
На католических иконах вы можете увидеть изображение Девы Марии и Иисуса. Католики с большим уважением относятся к изображениям святых, почитают их, но преклоняться принято только Деве Марии и Иисусу. В католицизме есть традиция молитвенного размышления в церкви перед святыми дарами, как бы посвящая молитву мысленному образу Бога.
Их всего вышесказанного, мы видим, что Человек религиозный в первую очередь увлечен обрядами, догмами, историей своей религии. Он ходит в костёл, одевается так, как предписывает
религия, соблюдает посты, например. Человек верующий может и не быть таким. Вера находится глубоко в его сердце. Верующий может демонстрировать ее, а может и не демонстрировать, потому что в этом нет нужды. Но настоящая, искренняя, сердечная вера будто освещает человека изнутри.
ГЛАВА 2. КАТОЛИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В КОСТЁЛЕ СВЯТОГО АНДРЕЯ, ГОРОД СЛОНИМ
Слоним - один из наиболее древних белорусских городов, районный центр в Гродненской области, который известен с XI столетия. В Ипатьевской летописи говорится, что такое поселение существовало с 1252 года. Сегодня здесь живет около 50 тысяч человек. Главный католический центр Слонима - храм Святого апостола Андрея. Андрей Первозванный - это один из двенадцати апостолов. Первозванным апостола Андрея называют, потому что именно он был первым призван Христом на служение. До последнего дня земного пути Иисуса апостол Андрей следовал за ним, видел Воскресение и Вознесение Христово. Андрей Первозванный был распят в греческом городке Патры. В 116 году в «Повести временных лет» появился русский вариант апостольской миссии Андрея Первозванного. Считается, что он ехал из Крыма в Рим через Ладогу, поднимался по Днепру. Останавливался на ночлег на месте, где после был построен Киев, а также был в Новгороде.
Андреевский костел по указу короля Казимира IV Ягеллона построили в Слониме в 1490 году. Церковь была деревянной, освятили ее уже через 3 года. В конце XVI века костел отреставрировали по инициативе Льва Сапеги. Он же подарил приходу земли, где появились госпиталь, школа и часовня с кладбищем. Однако католический храм сгорел в ходе русско-польской войны 1654-1667 годов. После этого службы проходили в небольшой часовне. Заново строить большую церковь, уже из камня, в Слониме начали в 1770 году. Через 5 лет строительство закончилось, и храм освятили. Но
и в этот раз богослужения здесь велись недолго: в 1831 году власти царской России закрыли костел в Слониме, как и другие католические храмы на территории государства. В начале ХХ столетия краковским художником были отреставрированы фрески с изображениями сцен из жизни Божьей Матери. В храме положили новый терракотовый паркет, установили привезенный из Варшавы орган. В Первой мировой войне костел святого апостола Андрея был сильно поврежден, но, к счастью, после окончания войны был восстановлен. Богослужения здесь прекратились, когда закончилась Вторая мировая война. Советские власти решили закрыть храм и в здании развернуть склад. Вернули Андреевский костел католической общине в начале 90-х годов прошлого столетия, когда распался СССР и в стране начали восстанавливать религиозные постройки. Повторно освятили церковь в 1993 году. Здесь провели реставрацию, расписали костел фресками. Сегодня костел находится в отдалении от суеты и шума центра города. По стилю здание относят к позднему виленскому барокко. Храм Святого Андрея однонефной прямоугольной формы (нефами в церквях называют пространство между рядами колонн). По бокам от пресвитерия имеются квадратные ризницы. Дневной свет сюда проникает через окна-арки.