Файл: Средства защиты обслуживающего персонала от попадания под напряжение.odt
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное
Профессиональное образовательное учреждение
«Барнаульский лицей железнодорожного транспорта»
РЕФЕРАТ
ПО ПРЕДМЕТУ: МДК
ТЕМА: «Средства защиты обслуживающего персонала от попадания под напряжение»
Выполнил:
обучающийся группы: СЭ-2011
СТУДЕНТ:
Проверил:
Преподаватель : _Ерёмин Алексей Михайлович
оценка__________________
подпись_________________
Содержание
Введение …………………...……………………………………………………..3
Общие требования и виды защиты…………………… ..………………………...4
Средства электрозащиты на подвижном составе и требования к ним………….5
Средства защиты от поражения электрическим током в электровозе………….6
Топография электротравматизма на электровозах и элетропоездах……………7
Список литературы………………………………………………………………...13
ВВЕДЕНИЕ
Несмотря на реализацию комплекса организационных и технических мер электротравматизм по прежнему представляет серьёзную опасность. Существенными причинами электротравм являются: нечёткое знание механизма физиологического действия электрического тока на организм человека, недостаточная техническая грамотность, снижающая эффективность применения защитных мероприятий, нарушение действующих правил и инструкций. С переходом на прогрессивные виды тяги улучшены условия труда большого контингента железнодорожников. Рабочее место локомотивной бригады стало чистым, удобным, а большая часть рабочего времени занята контролем работы оборудования. Однако с применением электрической тяги возникла опасность поражения электрическим током. На железнодорожном транспорте электротравмы составляют 12—14 % от общего числа несчастных случаев. Причем большая часть электротравм связана с эксплуатацией магистрального электроподвижного состава (электровозов и электропоездов).
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ВИДЫ ЗАЩИТЫ
Для обеспечения безопасности при прямых прикосновениях необходимо применять следующие технические способы и средства:
• защитные оболочки;
• защитные ограждения (временные или стационарные);
• безопасное расположение токоведущих частей;
• изоляция токоведущих частей (рабочая, дополнительная, усиленная, двойная);
• изоляция рабочего места;
• малое напряжение;
• защитное отключение;
• предупредительная сигнализация, блокировка, знаки безопасности.
Для защиты от поражения электрическим током при косвенных прикосновениях применяют следующие способы и средства:
• защитное заземление;
• зануление;
• выравнивание потенциала;
• система защитных проводов,
• защитное отключение;
• изоляция нетоковедущих частей;
• электрическое разделение сети;
• малое напряжение;
• контроль изоляции;
• компенсация токов замыкания на землю;
• средства индивидуальной защиты.
Технические способы и средства защиты применяют раздельно или в сочетании друг с другом так, чтобы обеспечивалась оптимальная защита.
Средства электрозащиты на подвижном составе и требования к ним.
Влияющие на исход поражения током.
Опасным для жизни является напряжение свыше 50 В, а при неблагоприятных условиях – 12 В (влажность и т.п.). Опасная сила тока 0,05А (50 мА). На степень поражения током оказывают влияние электрическое сопротивление человека, площадь контакта, род тока, его частота, путь протекания
, продолжительность воздействия, а также влажность воздуха, состояние кожного покрова и самочувствие.
Средства электрозащиты на подвижном составе и требования к ним.
К ним относятся: диэлектрические перчатки, клещи с изолированными губками, закоротка. Все они должны иметь клеймо инструментальной и штамп с указанием срока годности и допустимого напряжения.
Закоротка должна иметь клеймо инструментальной депо и нумерацию, присвоенную данному составу. Гибкий кабель, сечением не менее 16-25 мм 2 должен быть хорошо облужен и припаян по концам. Винты зажимов должны свободно ходить по резьбе. Допускается обрыв не более 5% жил гибкого кабеля .
Перед использованием диэлектрических перчаток необходимо очистить их от грязи и пыли, проверить на отсутствие проколов путём скручивания в сторону пальцев, проверить на штампе не истёк ли срок периодического испытания. Замена перчаток должна быть произведена за несколько дней до указанного на штампе срока очередного испытания. Это связано с тем, что некоторые составы остаются ночевать на линии, при этом нет возможности замены перчаток. Запрещается пользоваться перчатками с внешними повреждениями, проколами или истекшим сроком периодического испытания.
При использовании перчаток их необходимо надевать поверх рукавов, не подворачивая. Их длина должна быть не менее 35 см.. Диэлектрические перчатки испытываются 1 раз в 6 месяцев напряжением 6 кВ в течение 1 минуты (производится в лаборатории электроизмерений Службы электроснабжения).
В перчатках должны производиться: замена предохранителей ВЦвн, ламп красных фар, установка и поворот реверсивной рукоятки в КРУ и постановка закоротки.
Клещи с изолированными губками осматриваются визуально с проверкой их работоспособности.
Средства защиты от поражения электрическим током в электровозе.
Основные:Диэлектрические перчатки, изолированный инструмент, изолирующие штанги.
Дополнительный: Диэлектрические галоши, Диэлектрический коврик.
Ограждающие: блокировки ВВК, Знаки – не влезай на крышу, “высоковольтную” камеру.
Отпускающий, не отпускающий, фибрилляционный ток, опасный ток для человека.
Эл.ток вызывающий ощутимые раздражения – отпускающий ток 0,5мА до 1.5мА.
Эл.ток вызывающий при прохождении ч/з человека непреодолимые судорожные сокращения мышц руки в которой зажат проводник – неотпускающий 5-10мА.
Эл.ток, вызывающий при прохождении ч/з организм фибрилляцию сердца( хаотичное сокращение), называют фибриляционным током 50мА -100мА.
Опасным является ток 0.01А.
Топография электротравматизма на электровозах и элетропоездах
Установить общие закономерности и определить важнейшие пути предупреждения электротравматизма позволяет статистика несчастных случаев. По результатам обработки статистических данных за последние 15 лет в табл. 7.7 и 7.8 представлена топография электротравматизма на электровозах и электропоездах. С целью отражения специфики условий поражения электрическим током в табл. 7.7 и 7.8 отдельно представлен травматизм в депо и в пути следования.
Анализ топографии электротравматизма на электровозах (табл. 7.7) показывает, что около 50 % несчастных случаев произошло в высоковольтной камере, более 30 % — на крыше электровоза в результате непосредственного соприкосновения с контактной сетью или через токоприемник. Опасность поражения электрическим током в пути следования почти в два раза выше, чем в депо. Следователь-
Таблица 7.7
Топография электротравматизма на электровозах
Место нахождения пострадавшего на электровозе | Число пострадавших, % | ||
В депо (ремонт, осмотр, экипировка) | В пути следования | Всего | |
На крыше от непосредственного прикосновения к контактному проводу | 7,7 | 3,2 | 10,9 |
На крыше от прикосновения к электрическому оборудованию | 14,3 | 14,6 | 28,9 |
Высоковольтная камера с блокирующими устройствами | 10,1 | 40,0 | 50,1 |
Внутри электровоза (кроме высоволь- тной камеры с блокирующими устройствами) | 2,3 | 4,4 | 6,7 |
Прочие | 2,3 | 1,2 | 3,4 |
Итого | 36,7 | 63,3 | 100 |
Топография электротравматизма на элетропоездах
Место нахождения пострадавшего на электропоезде | Число пострадавших, % | ||
В депо (ремонт, осмотр, экипировка) | В пути следования | Всего | |
На крыше | 21,8 | 4,3 | 26,1 |
Около шкафа кузова с оборудованием | 4,2 | 4,5 | 8,7 |
Около ящиков с подвагонным оборудованием | 47,8 | 17,4 | 65,2 |
Итого | 73,8 | 26,2 | 100 |
но, электровоз для локомотивной бригады представляет большую опасность поражения электрическим током, чем для ремонтного персонала депо. Действительно, отказ любого оборудования в пути следования предполагает его устранение в условиях острого дефицита времени.
При этом происходит резкая смена деятельности — от наблюдения за сигналами и операций, связанных с выполнением графика движения поездов, к активным действиям поиска и устранения неисправности. В такой ситуации значительно возрастает вероятность ошибочных действий по обеспечению личной безопасности.
Данные электротравматизма на электропоездах (табл. 7.8) позволяют получить следующие выводы:
-
— большинство (около 65 %) несчастных случаев происходит у подвагонного оборудования; -
— электротравматизм при ремонте, осмотре и экипировке электропоездов в депо составляет превалирующую часть (около 73 %) и только около 1/3 несчастных случаев приходится на локомотивные бригады в поездных условиях.
Такое существенное различие в распределении электротравматизма при обслуживании электровозов и электропоездов можно объяснить конструктивными особенностями электропоездов. Во- первых, высоковольтное оборудование размещено по всей длине электропоезда и отсутствуют блокирующие устройства ящиков подвагонного оборудования.
Во-вторых, в случае отказа оборудования какой-нибудь секции в пути следования локомотивная бригада, как правило, исключает из работы электропоезда эту неисправную секцию, а поиск и устранение неисправности происходит в депо или в обстановке, не связанной с занятием перегона.