Файл: 1 Нормативноправовое регулирование борьбы с коррупцией в органах власти 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3) по минимизации (ликвидации) последствий коррупционных правонарушений (возместительный элемент административно-правового механизма противодействия коррупции).

С учетом вышеуказанных правовых основ можно сформировать понятие российского административно-правового механизма противодействия коррупции как совокупности методов и средств профилактики, практического противодействия и возместительного элемента антикоррупционной деятельности компетентных лиц и российского общества в целом. Элементы профилактики антикоррупционного механизма согласно ст. 6 и 13.3 Федерального закона «О коррупции включают»:

1) средства формирования в обществе нетерпимости к коррупции;

2) антикоррупционную экспертизу правовых актов и их проектов;

3) рассмотрение не реже одного раза в квартал вопросов в органах публичной власти правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу судебных решений о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях разработки и принятия мер предупреждения и устранения причин указанных нарушений в органах власти;

4) мероприятия предъявления квалификационных требований к претендентам на государственные или муниципальные должности в установленном законом порядке;

5) перечень установленных оснований для освобождения от замещаемой должности (увольнения) государственной (муниципальной) службы в части информирования о доходах, расходах, имуществе и имущественных обязательствах;

6) условия внедрения в практику кадровой работы органов власти (местного самоуправления) правил, в соответствии с которыми безупречное, длительное и эффективное выполнение служащим своих должностных обязанностей в обязательном порядке учитывается при его профессиональном и служебном росте;

7) мероприятия развития институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства;

8) определения в организации подразделений (должностных лиц), ответственных за профилактику коррупции и других правонарушений;

9) порядок сотрудничества организации с правоохранительными органами;

10) условия разработки и внедрения в практику процедур и стандартов обеспечения добросовестной работы в организации;

11) правила принятия кодекса этики и служебного поведения работниками организации;


12) порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов;

13) общее правило недопущения формирования неофициальной отчетности и применения поддельных документов [5, с.39].

Основные актуальные задачи административно-правового механизма противодействия коррупции согласно Национальному плану обусловлены:

  • совершенствованием организационно-правовых основ и механизмов выявления (предотвращения) конфликта интересов с участием лиц, обязанных предотвращать и регулировать конфликт интересов;

  • развитием инструментов контроля за расходом и обращения в казну имущества, по которому не предоставлено доказательств его законного приобретения, уставленных нормами Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от 3 декабря 2012 г. №230-ФЗ;

  • повышением эффективности антикоррупционной работы в органах публичной власти всех уровней с активизацией соответствующих подразделений по профилактике коррупции и региональных комиссий-координаторов антикоррупционного противодействия;

  • повышением эффективности в сфере борьбы с коррупцией в рамках осуществления государственных (муниципальных) закупок;

  • усилением влияния нравственно-этических норм на государственных и муниципальных служащих, обязанных соблюдать антикоррупционные запреты, ограничения и требования;

  • расширением применения методов и средств международного взаимодействия при выявлении, аресте и возвращении из иностранной юрисдикции актива, полученного при совершении правонарушений в коррупционной сфере;

  • повышением эффективности мероприятий информационно-пропагандистского и просветительского содержания, которые формируют в обществе атмосферу нетерпимости к коррупционному проявлению. Следует отметить, что система правового регулирования административно-правового механизма противодействия коррупции в России формируется с учетом множества общепринятых международных стандартов и существенного отставания нашей страны в сфере противодействия коррупции [6, с.96].

Таким образом, содержание административно-правового механизма противодействия коррупции включает деятельность госудаственно-общественной системы, определяющей вопросы публичной власти (федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий).


1.2 Правовые основы борьбы с коррупцией


Стоит указать на нормы международного антикоррупционного права, в которых Россия не принимает участия:

1) нормы Конвенции СЕ об ответственности гражданско-правовой за коррупцию (EТS №174), принятой 04.11.1999 г. в Страсбурге (Россия не участвует в этой конвенции);

2) правила Дополнительного протокола к Конвенции СЕ об ответственности уголовной за коррупцию (EТS №191), принятого 15.05.2003 г. в Страсбурге (протокол в России в силу не вступил, поскольку не ратифицирован);

3) нормы Конвенции ОЭСР «О борьбе с подкупом должностных лиц иностранного государства в рамках проведения международной деловой операции», принятой 21.11.1997 года в Стамбуле (Россия не участник этой конвенции);

4) положения Рамочного решения №2003/568/ПВД Евросоюза (Совет борьбы с коррупцией в частном секторе), принятого 22.07.2003 г. в Брюсселе (Россия не подписала это решение);

5) правила Межамериканской конвенции по борьбе с коррупцией, заключенной 29.03.1996 в Каракасе (Россия не принимает участия в этой конвенции) и т.д.

То есть, в международном сообществе имеется практика разработки и применения внушительного перечня организационно-правовых механизмов борьбы с коррупцией. Вместе с этим, во многих конвенциях и аналогичных соглашениях в сфере антикоррупционной международной борьбы Россия не участвует, значит, имеется масса недостатков, не позволяющих имплементировать в России множество антикоррупционных механизмов, воспринимаемых в других странах.

По данному поводу целесообразно указать на альтернативные инструменты международной системы антикоррупционных механизмов, которые позволяют заинтересованным участникам-странам или организациям внедрять предлагаемые новшества борьбы с коррупцией. Например, в Плане действий ЕС на 2014-2019 годы по борьбе с организованной преступностью [7] отражены потенциальные для использования в России:

  • порядок определения участия служащих в мафиозных организациях и самоотмывании;

  • инструменты отмены банковской тайны;

  • механизмы устранения налоговых убежищ;

  • условия содействие в изъятии и конфискации преступных активов;

  • порядок введения унифицированной общеевропейской системы корпоративного налогообложения;

  • система журналистских (независимых общественных) расследований в выявлении тяжких преступлений, связанных с коррупцией и пр.


Вместе с этим, соответствующая внушительная и нестабильная национальная правовая база насчитывает более 40 документов только в форме федерального законодательства. К примеру, основа системы правового регулирования антикоррупционных проявлений в России заложена в нормах Федерального закона «О противодействии коррупции», который за последние годы изменялся 12 раз и включает массу организационно-правовых конструкций:

  • основных понятий, используемых в антикоррупционной сфере: коррупции, противодействия коррупции, нормативных правовых актов РФ;

  • функций государственного, муниципального (административного) управления организацией;

  • пределов правового регулирования основ противодействия коррупции;

  • перечня 7 основных принципов противодействия коррупции, среди которых, к сожалению, не обозначен принцип контроля и обратной связи органов власти с обществом;

  • основ международного сотрудничества РФ в сфере противодействия коррупции;

  • организационных основ противодействия коррупции, среди которых также не установлены основы контроля и обратной связи органов власти с обществом;

  • мер по профилактике коррупции, включающие контроль лишь за соблюдением антикоррупционного законодательства;

  • основных направлений деятельности госорганов по повышению эффективности противодействия коррупции;

  • механизма запрета в отношении отдельных категорий лиц к обладанию счетов (вкладов) в иностранных банках;

  • представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и т.д. [8, с.17].

Таким образом, национальная антикоррупционнная правовая база отличается отставанием от международного уровня регулирования, чрезмерно внушительным объемом и нестабильным со- держанием, что логично сопровождается отсутствием позитивной реализации административно- правового механизма противодействия коррупции в России.

Правительством Российской Федерации разработан на сегодняшний день определенный комплекс мер, направленных на предупреждение и пресечение коррупционных проявлений, среди которых можно выделить следующие: декларирование доходов гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и предоставление федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.